Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
Введение …………………………………………………………………..3   
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) 
в образовании………………………………………………………………4 
1.2. Понятие информационных технологий обучения.  Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7 
1.3 Информатизация  образования……………………………………….9
 а) Цели применения средств ИКТ в  образовании.
 б) Направления применения средств ИКТ в образовании. 
 Заключение……………………………………………………………….19 
 Список  литературы………………………………………………………20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Липецкий 
государственный педагогический университет» 
 
 
 
 
Кафедра 
информатики 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
на тему: 
«Цели и направления внедрения 
средств информатизации и коммуникации 
в образование». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Огнева Екатерина Викторовна
                 
 
 
 
 
 
 
Липецк 
– 2011 
 
 
 
Содержание.
      стр. 
Введение ………………………………………………………
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
в образовании…………………………………………………
1.2. Понятие 
информационных технологий обучения.  
Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………………………………
1.3 Информатизация образования……………………………………….9
а) Цели применения средств ИКТ в образовании.
 б) 
Направления применения средств ИКТ в 
образовании. 
 Заключение…………………………………………………
 Список 
литературы……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.
По этой причине многие государственные и негосударственные учебные заведения на всех уровнях приступили к освоению и внедрению в практику образования разнообразных информационных технологий.
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
    Обязательными 
для рассмотрения являются средства 
информационных и коммуникационных 
технологий, используемые в учебном процессе, 
поскольку их реализация лежит в основе 
осуществления уже существующих и постановке 
новых целей и основанных на них направлений 
информатизации. 
 
     
 
 
 
 
 
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
    Понятие 
технологии включает применение научных 
и инженерных знаний, для решения 
практической задачи. Тогда информационной 
технологией можно считать 
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
    Основным 
средством ИКТ для 
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики на всех уровнях.
    Информационные 
технологии позволяют поднять на 
качественно новый уровень 
Таким образом, можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся.
1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании.
    Средствами 
информационных технологий является 
“…комплекс технических, аппаратных, 
инструментальных программных средств, 
систем и устройств, функционирующих на 
базе вычислительной техники. В состав 
компьютерных средств входят локальные 
сети, глобальные сети (Internet), спутниковые 
связи. 
          Информационные технологии 
обучения – это совокупность электронных 
средств компьютера, компьютерных сетей, 
компьютерных телекоммуникаций, других 
средств связи и способов их функционирования, 
используемых для реализации образовательного 
процесса. Очевидно, что перечисленные 
в этом определении средства, будут достаточно 
эффективны не только для непосредственной 
информатизации учебного процесса, но 
и для информатизации всего комплекса 
процессов, характерных для системы традиционного 
и открытого образования.
В основе разработки новых научных продуктов информатизации образования должно использоваться положение о том, что повышение эффективности работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:
Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.
    Любой 
электронный информационный ресурс 
разрабатывается в соответствии 
с некоторым сценарием – детальным 
планом взаимодействия электронного информационного 
ресурса с пользователем, содержащим точную 
разбивку на отдельные структурные единицы, 
включающим описание содержательного, 
логического и временного взаимодействия 
структурных единиц. 
          Существует несколько подходов к позиционированию 
средств ИКТ, используемых в учебном процессе. 
Наиболее перспективным и содержательным 
представляется подход, при котором в 
качестве критерия классификации выступает 
область методического назначения средства 
ИКТ. Основные структурные элементы такой 
классификации отражены на рисунке 02. 
Рисунок 02. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе
     Современные 
средства ИКТ, применяемые в системе 
открытого образования 
Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование