Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
Введение …………………………………………………………………..3   
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) 
в образовании………………………………………………………………4 
1.2. Понятие информационных технологий обучения.  Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7 
1.3 Информатизация  образования……………………………………….9
 а) Цели применения средств ИКТ в  образовании.
 б) Направления применения средств ИКТ в образовании. 
 Заключение……………………………………………………………….19 
 Список  литературы………………………………………………………20
1.3 Информатизация образования.
а) Цели применения средств ИКТ в образовании.
б) Направления применения средств ИКТ в образовании.
     Под информатизацией учебн
   Выделяет 
следующие основные педагогические 
цели использования средств 
2) Развитие 
личности обучаемого, подготовка 
индивида к комфортной жизни 
в условиях информационного 
3) Работа 
на выполнение социального 
осуществление профориентационной работы в области информатики.
С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.
Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов.
Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.
Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:
     Современные 
средства ИКТ и информационные инструментальные 
среды позволяют строить 
          В любом учебном заведении использование 
тестов и соответствующих средств ИКТ 
может приводить к решению задач диагностики, 
прогнозирования или тренинга. При этом 
одним из наиболее распространенных направлений 
использования тестов является диагностика, 
когда с помощью тестов выявляется уровень 
знаний студентов, выявляются места недопониманий 
или области недостаточных навыков, принимаются 
решения о переводе обучаемых на следующие 
ступени обучения.  
Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучаемых, определить множество других параметров.
Проводимый на основе применения тестов и тестовых систем тренинг, базируется на том факте, что, на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, студент будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения.
Одной из неотъемлемых для учебных заведений сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются “поставщиком” требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.
     Если 
рассматривать науку как набор 
некоторых понятий, систему оперирования 
понятиями, систему знаний об отношениях 
предметов, явлений и их сущности, как 
фактор совершенствования развития практической 
деятельности человека, то педагоги, работающие 
со студентами, должны владеть приемами 
отбора из содержания, методов и средств 
науки основных идей, закономерностей, 
инструментальных средств и строить на 
этом свое содержание и методику обучения. 
Только педагог-исследователь может ввести 
в учебный процесс еще не опубликованные 
результаты современнейших научных исследований, 
делиться со студентами наиболее ценными 
научными находками. Это поддержит научную 
атмосферу занятий, приобщит учащихся 
к научному творчеству, познакомит с современными 
задачами, стоящими перед той или иной 
наукой. 
          Говоря об информационных составляющих 
научно-исследовательской деятельности 
студентов вуза, нельзя не остановиться 
на регулярных докладах, рефератах и отчетах, 
составляемых ими, контроле и систематизации 
результатов их научной деятельности. 
При выполнении подобных проектов происходит 
активный процесс закрепления научных 
достижений, систематизируются знания, 
полученные в ходе изучения научной литературы 
и справочных пособий, делаются выводы 
о необходимости корректировки направлений 
экспериментальной деятельности. 
          Отмеченные аспекты функционирования 
научно-исследовательской сферы деятельности 
учебных заведений не только говорят о 
неоспоримой важности научных исследований 
в процессе подготовки специалистов, но 
и порождают целое направление внедрений 
средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру 
традиционного и открытого образования. 
Вместе с тем, специфика информатизации 
научных исследований не позволяет применять 
к построению и эксплуатации информационных 
ресурсов, задействованных в автоматизации 
информационной обработки научных исследований, 
те же методы и подходы, которые применяются 
в информатизации учебной деятельности 
учебных заведений. Целесообразно построение 
и интеграция средства ИКТ, нацеленных 
на информатизацию научно-исследовательской 
деятельности, осуществляемой педагогами, 
студентами и аспирантами учебных заведений.
 
Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и обучающимся следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.
     В 
связи с этим, соответствующие 
средства ИКТ должны не только предоставлять 
средства доступа к мировым 
     Большинство 
научных исследований не может обходиться 
без использования 
          В связи с этим необходимо знакомство 
педагогов и обучаемых с современными 
средствами ИКТ, позволяющими хранить 
и обрабатывать информацию. Они обязаны 
хорошо знать и разбираться в информационных 
и коммуникационных технологиях и использовать 
их при проведении своих научных изысканий. 
          В сфере проведения научных исследований 
в рамках системы высшего образования 
стоит еще одна немаловажная проблема, 
не считаться с которой при формировании 
соответствующих средств ИКТ невозможно. 
Указанная проблема заключается в огромном 
количестве постоянно обновляющейся информации, 
которая за последнее время появляется 
у человечества и необходимости знакомства 
с ней как преподавателей, так и учащихся. 
Благодаря появлению новейших средств 
распространения и обмена информацией, 
таких как всемирная компьютерная сеть 
Интернет, информации с каждым днем становится 
все больше и больше. Вместе с тем, качество 
и содержание информации является одним 
из определяющих факторов, влияющих на 
ход исследовательской деятельности в 
учебных заведениях. 
          Учащихся и сотрудников учреждений образования 
следует готовить к оперированию с большими 
информационными потоками, обучать механизмам 
выжимки и свертывания информации из традиционных 
и электронных информационных источников. 
Высшая степень свертывания информации 
– это простой перечень прочтенных статей, 
книг или других печатных или электронных 
изданий. В таком случае, выбираемые для 
списка названия обычно структурируют 
по смыслу или по алфавиту, создавая так 
называемые библиографические картотеки. 
          Аналогичные телекоммуникационные средства, 
могут оказаться полезными при организации 
удаленных дистанционных взаимодействий 
коллег в сфере технологий и результатов 
научных исследований. Такие,  достаточно 
традиционные, средства общения как электронная 
почта, научные теле- и видеоконференции, 
тематические чаты, научные форумы, новостные 
ленты и доски объявлений должны стать 
неотъемлемой частью системы научно-исследовательских 
средств ИКТ, применяемых в образовании.
     Информатизация 
научно-исследовательской 
     Современное 
состояние нашего общества, процессы, 
проходящие в политической, экономической 
и духовной жизни страны, побуждают 
по-новому взглянуть на проблемы воспитания 
гражданина, формирования интеллектуального 
и творческого потенциала личности в учебных 
заведениях. Именно в системе образования, 
пройдя школу общественных организаций, 
объединений, творческих коллективов, 
обучаемый приобретает твердые жизненные 
ориентиры, навыки организаторов, личностные 
качества, необходимые будущему специалисту, 
ученому, руководителю, общественному 
деятелю. Отсюда следует, что наряду с 
решением задач учебного процесса учебное 
заведение обязано создавать условия 
для саморазвития и самоутверждения личности, 
совершенствования способностей обучаемых. 
         Внеучебная сфера деятельности учебного 
заведения и задачи ее возможной информатизации, 
наряду с другими областями, является 
существенной и обязательной. Гуманитарная 
среда учебного заведения, благодаря внеучебной 
работе, которая является педагогически 
воспитывающей средой, делает его культурным 
центром. 
     Для 
выявления перспективных 
Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование