Тоннели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, имеющее значительную протяженность по сравнению с поперечным сечением и предназначенное для транспортных целей, пропуска воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Определение. Классификация……………………………………...4
Железнодорожные тоннели………………………………………4-6
Подземные пешеходные переходы………………………………6-7
Метрополитены. Основные сооружения и устройства
метрополитенов…………………………………………………..8-10
Автодорожные тоннели………………………………………...10-14
6.1 Тоннелепроходческие комплексы……………………………………..14-19
6.2 Поперечное сечение, продольный профиль и план……………………..20
6.3 Строительные конструкции и материалы……………………………..20-21
Гидроизоляция тоннельных обделок……………………………………...22
Опалубка…………………………………………………………………….22
Возведение постоянной обделки тоннеля………………………………...23
Электроосвещение автодорожного тоннеля…………………………..24-26
Вентиляция………………………………………………………………26-29
Водоотвод и специальное оборудование………………………………29-32
6.10Обеспечение пожарной безопасности в тоннелях……………………32-33
6.11 Руководство по техническому диагностированию автодорожных тонне лей……………………………………………………………………………… 33-40
6.12 Основные виды воздействия автодорожных тоннелей на окружающую среду……………………………………………………………………………………..40
6.13Инженерные системы необходимые для нормального функционирования автодорожного тоннеля……………………………………………………………41
6.14 Автоматизированные системы управления автодорожного тоннеля и комплексная диспетчеризация……………………………………………………..41-42
Заключение……………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

курсач тоннелли.docx

— 5.04 Мб (Скачать документ)

В зависимости  от вида тоннеля, района его расположения, глу- 
бины заложения и гидрогеологических условий применяют различ- 
ные системы водоотвода. В горных тоннелях, имеющих одно- или двускатный продольный профиль выпуклого очертания, отвод воды осуществляется само- 
теком. В подводных и городских автотранспортных тоннелях, про- 
дольный профиль которых имеет вогнутое очертание, предусматривают принудительный отвод воды. Образующийся на рамповых участках сток перехватывается дождеприемниками в виде закрытых лотков, проложенных поперек оси рампы. Расстояния между дождеприемниками в зависимости от продольного уклона рамп принимают от 70 до 80 м. 
Первые дождеприемники устанавливают у начала продольного 
уклона рамп, в месте сопряжения с открытым участком дороги. При такой расстановке дождеприемников слой воды на проезжей части рампы во время дождя не превышает 6—7 см, что обеспечивает безопасность движения автотранспортных средств. Для предотвращения или уменьшения проникания воды с рамповой части в тоннель в конце рампы перед тоннелем установлен ряд дождеприемников, перекрытых решетками. 

 

 

 Рисунок 7. Схемы водоотводных устройств в автотранспортных тоннелях: 
а—продольный разрез; б — план; в,г - поперечные сечения; 1,2 - станции дренажной перекачки у порталов; ^ 3 - стадия перекачки в тоннеле; 4 - водоприемники; 5-7 - водосборники; 8 - коллектор ливнестока 9 - напорный трубопровод 10 - насосы 11 - смотровой колодец; 12 - перепускная труба; 13 - решетка; 14 - водоотводная труба. 

 

          Для  отвода воды в горных, подводных  и городских автотранспортных  тоннелях устраивают дренажную  систему (рисунок 7). Обычно проезжая  часть в тоннелях имеет поперечный  уклон, и вода стекает в сторону  тротуаров, попадая в водозаборные  приямки, расположенные через  каждые 50—100 м вдоль тоннеля и перекрытые чугунными решетками — трапами. Из приямков вода по перепускным трубам диаметром 150 мм поступает в магистральный трубопровод диаметром 400—600 мм, проложенный по оси двухполосного тоннеля или вдоль каждого из отсеков многополосного тоннеля.  
Рисунок 8. Дренаж тоннелей

1. Фильтрация воды

2. Скальная порода

3. Торкрет-бетон

4. Максдрейн П20 

5. Дренажная труба

6. Армированный торкрет-бетон

7. Дренажная магистраль


         Обычно  магистральный трубопровод помещают  в дренажный 
лоток, обкладывают гранитным щебнем и покрывают песчаной от- 
сыпкой. Между звеньями трубопровода оставляют промежутки (или делают отверстия в трубах) для приема стоков. Через каждые 50 м устраивают смотровые колодцы. В горных тоннелях вода из магистрального трубопровода отводится в кюветы предпортальной выемки, а в подводных и городских тоннелях — в центральную дренажную перекачку. Она представляет собой камеру, расположенную рядом с тоннелем в наиболее пониженной его части, где размещаются насосное оборудование и водосборники — зумпфы для приема и аккумуляции сточных вод. 
          По мере поступления воды её откачивают грязевыми насосами 
по напорному трубопроводу в городской водосток или непосредственно в пересекаемое тоннелем водное препятствие (в подводных тоннелях). В некоторых случаях устраивают местные дренажные перекачки у порталов городских и подводных тоннелей для перехвата стока рамповых участков тоннеля.

   

6.10 Обеспечение пожарной безопасности в тоннелях

           Для предотвращения возможных пожаров, а также для быстрой их ликвидации в тоннелях принимают специальные меры. В автотранспортных тоннелях большой протяженности провоз взрыво- и огнеопасных грузов должен быть ограничен и производиться в основном в ночное время, когда интенсивность движения невелика. 
          Для возможности ликвидации возникших пожаров в тоннелях 
устраивают противопожарный водопровод в виде закольцованной 
сети магистральных трубопроводов диаметром 100 мм с водозаборными гидрантами через 100…150 м. Через каждые 150 м по длине тоннеля в специальных нишах или шкафах со стороны служебного прохода помещают огнетушители массой до б кг (по 2 шт.). Здесь же должны находиться аварийные запасы материалов и инструментов. В большинстве тоннелей устраивают противопожарную сигнализацию в виде системы датчиков, реагирующих на изменение температуры и подающих сигналы в диспетчерское помещение. При этом автоматически включаются светильники аварийного освещения, телекамеры, запрещающие световые сигналы у порталов, и устанавливается соответствующий режим вентиляции. В последнее время в крупных тоннелях устраивают автоматизированные спринклерные или дренчерные системы пожаротушения, автоматически включающиеся при срабатывании датчиков максимальной температуры. При этом плавкие элементы открывают сопла разбрызгивающих головок, количество которых устанавливают в зависимости от длины и размеров поперечного сечения тоннеля. 
В ряде тоннелей для быстрого удаления дыма в случае пожара 
в верхней вентиляционной перегородке устраивают дополнительные отверстия с шагом 150—200 м, которые при пожаре автоматически открываются. Одновременно закрывается вытяжное отверстие. У портала и включается вытяжной вентилятор вентиляционной установки. 
           Для обогрева проезжей части автотранспортных тоннелей и 
рамп применяют электронагреватели в виде стальных сеток или отдельных изолированных электродов. Иногда применяют водонагреватели в виде змеевиков, заложенных в проезжую часть, по которым пропускают нагретую воду. 
           Электро-, водо- и воздухонагреватели используют и для обогре- 
ва лестничных и пандусных сходов пешеходных тоннелей. 
Наряду с рассмотренными выше устройствами и оборудованием 
в тоннелях размещают системы водо- и энергоснабжения, а также 
различные инженерные коммуникации: сеть внутреннего водопровода с водоразборными кранами для мытья проезжей части и стен, канализационная сеть и др. 
          На подходах к автодорожным тоннелям должны быть установ- 
лены постоянные дорожные знаки, регламентирующие режим дви- 
жения в тоннеле транспортных средств, что уменьшит риск возникновения аварийных ситуаций.

 

6.11 Руководство по техническому диагностированию автодорожных тоннелей

 

3.1. В задачи  обследования входит:

- проведение осмотров строительных конструкций и инженерных систем;

- выполнение измерений для уточнения отдельных размеров конструкций и определения параметров дефектов и повреждений;

- составление ведомости дефектов с иллюстрациями (в виде схем, эскизов, фото) наиболее важных или характерных случаев;

- сбор информации для составления Технического паспорта автодорожного тоннеля.

3.2 Организация работ

3.2.1. Настоящая методика предусматривает различные виды обследования сооружений и инженерных систем тоннельного перехода

3.2.2. В начале обследования проводят рекогносцировочный осмотр тоннельного сооружения, в процессе которого уточняют:

- расположение характерных участков тоннеля;

- местоположение участков, для которых при проведении обследования требуется устройство специальных приспособлений (подмостей, лестниц, специального освещения и т.д.);

- перечень объектов и систем, для которых отсутствует техническая документация;

- места проведения детального инструментального обследования.

3.2.3. Состав и объемы работ по обследованию тоннельного перехода определяют по результатам изучения технической документации.

При отсутствии технической  документации и невозможности ее восстановления при первом обследовании тоннеля следует установить:

- длину тоннеля;

- глубину заложения тоннеля;

- геологические и гидрогеологические условия трассы;

- геометрические характеристики обделки;

- материал обделки и его прочностные характеристики;

- габариты тоннеля и вспомогательных сооружений;

- конструкцию и материал проезжей части в тоннеле;

- основные характеристики подходов (отметить опасность оползней, схода лавин, селей и пр.).

3.2.4. Подготовка объектов к проведению обследований (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений; очистку сооружения от мусора и грязи; установку реперов; выделение необходимых материалов и рабочей силы; предоставление автотранспорта и передвижной вышки; ограждение рабочих мест, их освещение, регулирование движения в тоннеле и др.) должна производиться:

- в эксплуатируемых тоннелях - дорожной организацией, в ведении которой находится тоннель;

- на вновь построенных тоннелях - строительной организацией, сооружавшей тоннель.

Состав и объем подготовительных работ определяет организация, выполняющая обследование при согласовании с организацией, эксплуатирующей тоннель.

3.2.5. Работы по обследованию выполняют с соблюдением Правил охраны труда и техники безопасности в строительстве с учетом особенностей подземных сооружений  и Правил дорожного движения.

3.2.6. К началу обследования должна быть полностью закончена подготовка смотровых приспособлений и очистка от грязи частей сооружений, обеспечивающих доступ к обследуемым элементам.

Все смотровые приспособления, оборудование и другие специальные  обустройства для обследования должны быть приняты руководителем группы обследователей.

3.2.7. При обследовании рекомендуется вести журнал для фиксации состояния элементов и объекта в целом, а также дефектов (словесно, в виде графиков или схем). Записи в журнале являются полевым материалом и выполняются в произвольной форме, удобной для последующего его использования при обработке результатов обследования и составлении (по требованию заказчика) пояснительной записки к Техническому паспорту тоннеля.

3.2.8. В результате обследования тоннельного перехода следует дать, как оценку технического состояния перехода в целом, так и каждого его объекта в отдельности согласно.

3.2.9. Завершать обследование рекомендуется составлением Акта, который включает:

- наименование объекта обследования;

- краткое содержание выполненных работ;

- выявленные факты по техническому состоянию сооружений;

- краткие предварительные выводы (или предварительная оценка технического состояния) по результатам обследования;

- рекомендации по режиму эксплуатации и ремонту тоннеля.

3.3. Комплекс сооружений тоннельного перехода включает ряд разнородных объектов, обследование которых имеет свою специфику, что требует привлечения к обследованию специалистов соответствующего профиля.

Далее изложение методики обследования ведется по группам  однородных объектов.

3.4 При обследовании инженерно-геологических и гидрогеологических условий заложения тоннеля следует установить их соответствие проекту, указав факторы, которые не были учтены при проектировании.

3.5. Подходы, откосы, наземные сооружения

3.5.1. При обследовании подходов к тоннелю в соответствии со СНиП 32-04-97 следует учитывать:

    - характер трассы (прямолинейный, криволинейный с радиусом в плане более 350 м, криволинейный с радиусом в плане 350 м и менее);

- вид въезда (равнинный, с подъемом к порталу, со спуском к порталу);

- ориентацию портала при въезде в тоннель (северную ориентацию, к которой относят северо-восточную и северо-западную, и южную, к которой относят юго-восточную и юго-западную).

3.5.2. При обследовании подходов, откосов и вспомогательных инженерных сооружений (подпорных стен, насыпей и др.) выявляют места просадок, подмывов, фильтрации воды, разрушения, а также характеризуют состояние поверхности откосов.

3.5.3. В укреплениях откосов (из сборного и монолитного железобетона, набрызг бетона, мощения, одерновка и др.) выявляют трещины в бетоне, коррозию арматуры в стыках, разрушение швов, продавливание (обычно в местах подмыва грунта под плитой), участки смещения и прочие дефекты плит и других покрытий.

3.5.4. При сползании откосов проверяют правильность назначения заложения откосов, уточняют характеристики грунтов.

3.5.5. На подходах к тоннелю проверяют состояние земляного полотна и покрытия проезжей части, а также ограждений, лестничных сходов, подпорных стен, дорожных знаков. Особое внимание следует уделять отводу воды с проезжей части и обочин, а также состоянию откосов насыпей и выемок в припортальной зоне на длине до 25 м от портала.

3.6. Строительные конструкции тоннеля

В данном подразделе рассматривается  обследование:

- обделок тоннелей, штолен, шахтных стволов, проходов (сбоек), ниш, камер;

- порталов, рамп, подпорных стен, вспомогательных наземных и подземных сооружений;

- различных помещений, в том числе для размещения инженерных систем (трансформаторных подстанций, камер вентиляционных и водоотливных установок, водосборников, водоотводных лотков, дренажных штолен и др.).

3.6.1. При обследовании строительных конструкций определяют их техническое состояние, правильность сопряжения сборных элементов, при этом выявляют:

- дефекты бетона и кладки (фильтрация воды и выщелачивание бетона, трещины, раковины, разрушение отдельных участков конструкции и стыков, дефекты в местах сопряжения сборных элементов, нарушения защитного слоя и наружных покровных слоев, остатки дерева от опалубки и забутовки);

- дефекты арматуры и закладных деталей (обнажения и коррозия, пятна ржавчины на бетонной поверхности);

- загрязнение элементов;

- значительные деформации (обнаруживаемые невооруженным глазом).

Характерные дефекты, встречающиеся  в железобетонных, бетонных и каменных конструкциях.

 3.6.2. Во всех случаях необходимо обращать внимание на участки бетонной поверхности с пятнами ржавчины, что указывает на нарушение водонепроницаемости бетона и гидроизоляции обделки или на недостаточный защитный слой арматуры. Такие участки - очаги разрушения бетона вследствие коррозии арматуры.

Информация о работе Тоннели