Символика провославного храма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:10, реферат

Описание

Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ.

Работа состоит из  1 файл

символика православного храма.docx

— 27.91 Кб (Скачать документ)

Общую идею храма выражает иконография  его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе  – от начала первозданной Церкви до Страшного суда – конца ее бытия  – по эпохам.

 

Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все  соучастники церковной жизни  размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию.

На северных и южных стенах храма  – изображения Вселенских соборов  – важных событий церковной истории.

Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще  лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому  притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят  оглашенные, те, кто готовится войти  в Церковь, стать ее членами, и  кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает  к причащению святых таин. Они находятся  между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать  в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах[7].

Своды, купол. Так как средняя  часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и  «новой земли», то есть Церкви, то в  куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

Над четырьмя стенами главной части  храма возвышается свод, обычно в  виде полусферы, подобно тому как  над четырьмя сторонами света  простирается небесная твердь. Затем  представление о небесном своде  было перенесено на купол – подобие  неба, и, соответственно, представление  о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол.

Глава храма, венчающая купол с  изображением Христа, есть символ Христа – Главы Вселенской Церкви. Если сам храм – тело Церкви, то его  глава – вместилище Божественной премудрости. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии  в Константинополе, Спасо-Преображенский собор в Чернигове).

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом  своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

 

Об апостолах как столпах  говорит ап. Павел: «И, узнав о  благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы  нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2, 9).

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены  и выступающие из них в виде лопаток, – конструктивная основа всего  вещественного храма. Они же в  духовном смысле – образ «столпов Церкви» – апостолов, святителей, учителей Церкви.

 

 

 

 

Значения внутренних символических  частей храма. Рассмотрим теперь внешние символические составляющие.

Божественная литургия в Успенском  соборе Кремля и Крестный ход на Славянскую площадь в день памяти свв. Кирилла и Мефодия. Фото Патриархия.Ru

Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи» (в искусствоведении «шею» верха принято называть «барабаном», что не отражает сути данной части храма и не имеет исторической основы), главы, состоящей из «маковицы» (которую часто именуют «луковицей», что тоже не соответствует историческим источникам), и креста.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим  в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид креста указывает и  на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего  Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа, ибо Давид  говорит: «Руце Твои сотвористе мя, и создаст мя, то есть создал Сын и Святой Дух»[8].

Византийская форма главы –  полусфера – образ ровного  сияния или света Божия, сходящего  с неба на нас. Образ пламени –  наше молитвенное горение к Богу и Божественный огонь, осеняющий  нас. В работе «Первозданная сущность»  А.Ф. Лосев на основании трудов святых отцов Церкви заключает, что шар, сфера – «символический образ  бытия бесплотных сил». А Николай  Троицкий говорит: «Мир бесплотных сил  облегает первоцентр бытия концентрическими сферами, расположенными в соответствии с иерархией ангельских чинов»[9].

Шлемовидная форма характерна для  периода ордынского ига. Маковицы напоминают воинский шлем.

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике  иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

 

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств  Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом  небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа  Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением  апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех  старцев (Откр. 11, 15–18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Количество глав связано с посвящением  главного престола храма, а также  часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

И еще несколько слов хотелось бы сказать о символике самих  материалов, из которых созидались храмы Божии – о камне и о дереве.

Камень – символ прежде всего  Самого Христа. Об этом сказано еще  у пророков. Четвертое царство, которое  видел во сне царь Навуходоносор  в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший  этого идола и рассыпавший  его в прах, – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

Великий Исаия называет Христа «камнем  преткновения и скалою соблазна», о  который споткнутся многие «и упадут и разобьются… Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33)[10].

Символизируя Христа, камень символизирует  одновременно и твердую веру во Христа. Так, выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын  Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем  камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями», говоря: «Приступая к Нему (Иисусу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45). Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму о том, что потомство его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17).

Если стены храма – все  народы, из которых Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоуста, а камень – символ верного Господу  христианина (по ап. Петру), то камни  в стене храма символизируют  души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

Дерево – символ Древа жизни  райского сада, в котором пребывают праведные души.

Заключение

Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в  наше время новых технологий и  материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.

Подводя итог, можно со всей уверенностью сказать, что изучение русского православного  храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы православной веры может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

[1 ]Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996. С. 37

[2] Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59

[3] Кудрявцев М., Кудрявцева Т.  Русский православный храм: Символический  язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60

[4] Троицкий Н. Христианский православный  храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26

[5] Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1994. С. 40

[6] Лосев А.Ф. Первозданная сущность // Символ. (Париж). 1992. № 27. С. 249

[7] Лосев А.Ф. Проблемы символа  в религиозном искусстве. М., 1995

[8] Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П.  О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981. №  29. С. 70–79

[9] Троицкий Н.И. Иконостас и  его символика // Православное  обозрение. 1891. Кн. 4

[10] Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь Православия.  М., 1993

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Символика провославного храма