Шпаргалка по "Архитектуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:47, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Архитектура".

Работа состоит из  1 файл

Архитсктурно-планнгювочные.docx

— 3.87 Мб (Скачать документ)

Подвесные потолки. Их устраивают, исходя из архитектурного решения интерьера помещения, для светящихся потолков, скрытия проводки различного вида коммуникаций и из условий акустических требований. Материал подвесных потолков выбирают, исходя из их назначения. Широко применяются подвесные потолки из плиток акмигран размером 30х30 см. Плитки по периметру в кромках имеют пазы. Этими пазами их укладывают на полку алюминиевого двутаврового профиля высотой 30 мм. При помощи скобы и сережки двутавровый профиль подвешивают к арматуре диаметром 8-10 мм, приваренной к закладным деталям стыков ребристых панелей.

Покрытия. В общественных зданиях  ячейковой схемы покрытия бывают чердачные, раздельные вентилируемые  с малым уклоном по типу покрытий жилых зданий или совмещенные. Для  перекрытия зальных помещений больших  пролетов в качестве несущих элементов  применяют: плоскостные конструкции - балки, рамы, сквозные фермы различного очертания, арки; сетчатые покрытия, в  которых несущие элементы пересекаются в двух направлениях; пространственные конструкции - своды, купола, оболочки, вантовые покрытия.

  1. Единая модульная система (ЕМС) представляет собой совокупность правил, определяющих координацию (увязку) размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий с размерами сборных конструкций и оборудования на базе основного модуля. За основной модуль (М) принимают величину 100 мм. Все размеры объемно-планировочных, конструктивных элементов здания и сборных конструкций должны быть кратны 100 мм.

При проектировании и строительстве используются также  производные модули (ПМ), образуемые умножением величины модуля на целый  или дробный коэффициент. При  назначении больших размеров (ширины, длины) элементов используют укрупненные  модули 6000,3000 и т. д., обозначаемые соответственно 60М, ЗОМ и т. Д. При небольших  размерах элементов (толщины i т. п.) применяют соответственно дробные модули, например 50 (I/2M), 20 (1/5М) и т. д.

Укрупненные модули 6000, 3000, 1500, 1200, 600, 300, 200 мм, обозначаемые соответственно 60М, ЗОМ, 15М, 12М, 6М, ЗМ и 2М, принимают для значения размеров здания по горизонтали и вертикали (шага, пролета и высоты этажа), а также размеров крупных конструктивных элементов, деталей и изделий.

Дробные модули 50, 20, 10, 5, 2 и 1 мм, обозначаемые соответственно 1|2 М, 1|5 М, 1|10 М| 1|20М, 1,50 М, 1|100 М, применяют  для назначения относительно небольших  размеров конструктивных элементов (сечение  колонн, балок, перемычек и т. п., толщины  плитных и листовых материалов).

  1. При проектировании архитектурного сооружения используют ряд композиционных художественных приемов и средств для обеспечения гармоничной связи всех его частей и достижения наибольшей художественной выразительности как отдельного здания, так и всего комплекса. 
    Художественное единство, гармоничную согласованность зданий и окружающей среды называют архитектурным ансамблем. 
    Важнейшим композиционным средством в архитектуре является тектоника, т. е. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здания приобретают образную выразительность, представляющую собой самостоятельную художественную ценность. 
    Большое значение в композиции здания имеет членение поверхности архитектурного объема па отдельные объемные элементы в задуманном архитектурном масштабе. 
    Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию. 
    Для крупных монументальных зданий не характерно членение на мелкие элементы, и в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема. Так, Мавзолей В. И. Ленина — небольшое по своим размерам сооружение — выглядит вблизи больше своих размеров благодаря крупным членениям объема. 
    С понятием «архитектурный, масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику. 
    Архитектурной масштабностью называют соотношение, воспринимаемое нами, между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частят и деталями. Большое значение для установления масштабности имеют такие элементы, которые связаны с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой. 
    Одним из важных средств художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения между собой и целым. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения. 
    Пропорции не следует рассматривать как произвольно вносимое архитектором средство гармонизации художественного образа: они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются «внутренне присущей ему мерой», способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания. 
    Важным средством архитектурной композиции является художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность здания. В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными и т. п. 
    Художественную выразительность архитектурных композиций зданий можно усилить не только использованием контраста, по и нюанса, под которым понимают едва заметный переход от одного художественного мотива к другому. 
    При проектировании отдельных зданий и их совокупности в ансамбле часто используют закономерности ритма как одного из специфических художественных средств архитектурной композиции. Под ритмом в архитектуре ре понимают закономерное повторение — чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта. 
    Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности. На рис. 10 приведены схемы метрического и ритмического расположения элементов. 
    В условиях современного индустриального строительства по типовым проектам из унифицированных сборных конструкций заводского изготовления, имеющих простые формы, повысилась роль таких важных композиционных средств, как цвет, светотень, фактура. Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцветность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций. 
    Использование полихромии расширяет творческую палитру архитектора, поскольку в этом случае значительно возрастают Возможности вариантности при многократном применении однообразных архитектурных элементов заводского изготовления.

Архитектурная композиция

Основные свойства архитектурно-пространственных форм

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом  зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический вид - основное  свойство формы архитектурного  сооружения, он определяется соотношением  размеров формы по трем координатам  пространства (ширине, высоте, глубине).

Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский  характер. Если одно измерение намного  больше двух других, форма имеет  линейный характер.

2. Размеры архитектурной формы  - свойство ее протяженности по  высоте, ширине, глубине по отношению  к размерам человека и в  сравнении с другими смежными  формами.

3. Положение формы в пространстве  по отношению к зрителю; фронтальное,  профильное, горизонтальное;

ближе, дальше, выше, ниже зрителя или  линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном  восприятии зависит от визуальной  оценки количества материала  архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - важное  свойство архитектурной формы,  отражающее объемный характер  поверхности, в то время как  текстура (рисунок) отражает линейную  структуру материала на поверхности  (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных композициях  - свойство поверхности отражать  или излучать свет разного  спектрального свойства. Его характеризуют  цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень - свойство, выявляющее  распределение светлых и темных  участков по поверхности формы.  Светотень усиливает и облегчает  зрительное восприятие архитектурной  формы.

Все рассмотренные свойства архитектурной  формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Виды архитектурной композиции

Различают четыре вида архитектурной  композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.

Признаком, отличающим фронтальную  композицию, является распределение  элементов формы по двум координатам  в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение  зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы.

В случае нескольких обособленных объемов  возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Высотная композиция отличается преобладанием  размера высоты сооружения над его  размерами в плане. В архитектуре  прошедших веков ведущим приемом  гармонизации высотного проема служило  его членение на ярусы, массивность  которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались  с учетом перспективных искажений  их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно  по глубиной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно осевое построение.

Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры  внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением  здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно  разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера:

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших  помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены  с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и  анфиладная композиции образуют цельный  интерьер.

Композиционная схема интерьера  заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в  интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры  с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых  зданиях с повторяющимися конструкциями  и одинаковыми габаритами помещений  появляется проблема создания разнообразия художественных решений. Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные  покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного  искусства.

Однако во всех случаях цель - выявить  в интерьере задуманную в проекте  архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера  будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре  здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная  к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей  делят на несколько типов:

- глубинно-пространственная перспектива,  раскрытая вдоль площади, улицы  и т.п.;

- замкнутое пространство, ограниченное  зеленью или застройкой;

- свободное пространство без  строгих границ;

- панорама, раскрывающаяся с высоких  точек зрения, на набережных и  т.п., где имеет значение силуэт  застройки.

Один из основных приемов  построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке  своим масштабом, композицией или  являющихся историческими памятниками  архитектуры; монументов, посвященных  важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в  ансамбле городской застройки могут  быть центры площадей.

  1. Многоэтажные здания проектируют как с использованием каркасной, так и бескаркасной схемы. Выбор каркасной схемы зависит от назначения здания и категории массива застройки. Каркасная схема используется для зданий общественного и административного назначения. Бескаркасная схема с монолитными или сборными стенами используется для жилищного строительства. При высоте жилых зданий 20м и более эффективно применение каркасной схемы.

Важнейшим условием обеспечения  этих качеств несущей системы  здания является обеспечение надёжного  сопротивления горизонтальным нагрузкам  и воздействиям.

При проектировании многоэтажных зданий пространственная жёсткость  может обеспечиваться различными способами  компоновки каркасной схемы, которые  отличаются друг от друга способом восприятия горизонтальной нагрузки.

В каркасных зданиях при  поперечных многоэтажных рамах и  поперечных несущих стенах (диафрагмах жесткости) горизонтальная нагрузка воспринимается вертикальными элементами несущей  системы совместно. В этом случае пространственная жесткость в поперечном направлении обеспечивается по рамно-связевой схеме. В продольном направлении  при наличии диафрагмы пространственная жесткость обеспечивается по связевой схеме.

   Рис.1. Схемы обеспечения пространственной жёсткости в каркасных зданиях:

1 - ригели многоэтажных  рам; 2 - диафрагмы жесткости

Горизонтальные диски  перекрытий и покрытия не позволяют  свободно деформироваться элементам  вертикальных конструкций, т.е. они  обеспечивают совместную работу многоэтажных рам и диафрагм, тем самым, выравнивая их деформации.

При поперечном расположении диафрагм жесткости и продольном расположении многоэтажных рам пространственная жесткость здания в поперечном направлении  обеспечивается по связевой схеме, а  в продольном по рамной схеме.

Каркасная схема здания с  шарнирным решением сопряжения ригеля с колонной в обоих направлениях работает как связевая схема. Рамно-связевые и рамные системы получили широкое  распространение в сейсмических районах.

Связевая схема позволяет  унифицировать элементы каркаса, так  как горизонтальная нагрузка воспринимается диафрагмами жесткости, а колонны  работают на вертикальную нагрузку.

В бескаркасных зданиях пространственная жесткость обеспечивается совместной работой внутренних продольных и  поперечных стен и дисков перекрытий по связевой схеме.

Широкое распространение  получили каркасные схемы с центральным  замкнутым ядром жесткости.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Рис. 2. Схема несущей системы с центральным ядром жесткости:

  1 - ригели многоэтажных рам; 2 - диафрагмы жесткости; 3 - замкнутое ядро жесткости

 

Сетка колонн укрупняется  для свободы планировки. Могут  быть убраны промежуточные колонны, когда ригели опираются на элементы ядра жесткости. Использование ядра жесткости позволяет повысить жесткость  против кручения здания в плане.

Ядро жесткости может  быть разомкнутое (см. рис. 3).


 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Разомкнутое ядро жёсткости.

 

При проектировании ядер диафрагмовой системы для обеспечения высоких  эксплуатационных качеств системы  вертикальные ядра и диафрагмы следует  располагать так, чтобы обеспечить пространственную жесткость несущей  системы в двух направлениях. Кроме  того, чтобы создать предпосылки  для обеспечения жесткости системы  против закручивания, диафрагмы и  ядра жесткости располагаются так, чтобы в жестких дисках перекрытий не создавалось больших температурных  усилий (см. рис. 4).


 

1)                                                       2)                              3)     

Информация о работе Шпаргалка по "Архитектуре"