Реставрация лепнины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание

В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Отделка лепного декора:
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..………2
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Содержание актов на производство работ по реставрации лепного декора…………….…7
Характеристика основных видов работ и технологических процессов…………………....11
Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21
Организация производства реставрации лепного декора……………………………….….24
Производственные термины………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………...………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реставрация лепнины.docx

— 129.76 Кб (Скачать документ)

10. Для более  тонкой проработки рельефа формы  смазывают мыльной пеной, зеленым  мылом, кальцинированной содой.  (К примеру, в XVIII в. в Академии художеств формы смазывали составом, приготовленным из куска мыла величиной с куриное яйцо, растворенного в небольшом количестве деревянного (тунгового) масла, в котором варилось мыло. При многократных отливках формы покрывали шеллачным лаком, после чего смазывали).

11. Технологические  особенности изготовления форм  из формопласта. Формопласт изготавливается  заводским способом из полихлорвиниловой  смолы (20%), стеарата кальция (2%), дибутилфталата (76%), касторового масла (2%). Формопласт представляет собой плотную, прозрачную желтого цвета резинистую упругую массу. Для приготовления форм формопласт нарезают небольшими кубиками, складывают в эмалированную (или луженую) посуду. Плавят формопласт на масляной бане или горячем песке при температуре 125-130°C. При плавке формопласт непрерывно помешивают, после чего, сняв с огня, в течение 10-15 мин отстаивают, пока из его медообразной массы не выйдут вое пузырьки воздуха. После этого формопласт заливают на модель под заранее изготовленный гипсовый кожух (так же как под клей).

При подготовке модели к формовке гипс затворяют  известковым молоком или гипсовую массу изготовляют из смеси гипса  с известковой пушенкой в пропорции - 6 частей гипса и 1 часть массы извести. После просушки модели ее в течение 2 ч пропитывают З0%-ным водным раствором медного или железного купороса. В результате реакции содержащаяся в порах модели известь разлагает купорос, образуя нерастворимую сернокальциевую соль и окисел металла, которые закупоривают поры гипса, укрепляют его и уплотняют формуемую поверхность. Если из-за отсутствия химикатов в первом случае уплотнять поверхность не представляется возможным, модель покрывают горячей олифой, в которую вводят от 5 до 10% канифоли. Модель пропитывают за 2 раза и сушат после каждого слоя пропитки. Затем модель покрывают масляным лаком и вновь сушат, после чего заливают формопластом.

Помимо клеевых  форм из желатина или столярного клея, рекомендуемых многими литературными  источниками, в последнее время, помимо формопласта, для формовки используют полимерные материалы - сиэласт, револьтекс, виксинт, СКТН - силиконовые материалы, выпускаемые в г. Харькове. При введении в эти пасты соответствующих пластификаторов и отвердителей формовочная масса полимеризуетоя и отверждается.

Для армирования  тонкого слоя форм применяется стеклоткань. В форму из сиэласта можно заливать легкоплавкий металл с температурой плавления до 200°С. Формы сохраняются долго, чем обеспечивается, изготовление большого количества отливок. Материал форм необратим и подлежит уничтожению после использования.

12. В отдельных  случаях, когда необходимо уменьшить  вес лепных изделий (во избежание  обрушений) и повысить прочность  декора, прибегают к изготовлению  рельефа из папье-маше.

По рецепту  скульптора-реставратора А.Е.Громова  изготовление производится несколькими  способами:

- Путем обклейки модели мелкими кусочками газетной бумаги на клейстере из муки или крахмальном клейстере в несколько слоев до получения "картона", после чего его снимают с формы и хорошо просушивают (т.н. прямое маширование).

- Обклейка тем же способом гипсовой формы (т.н. обратное маширование). После извлечения из формы папье-маше просушивают, левкасят и окрашивают.

- Изготовление  декора из мастики, состоящей  из бумажной массы и клея; на 1 ведро - 4 л вода и 2 кг размельченного  столярного клея. В другом ведре  заливают кипятком измельченные  на кусочки 3-4 газеты (общим весом  130-150 г), затем размокшую бумагу  после остывания отжимают в  руках и натирают на обыкновенной  терке. В клеевую жидкость (в  первом ведре) кладут приготовленную  бумажную массу и, не снимая  ведра с огня, при постоянном  помешивании вводят 0,5 кг. плавленого мела и 100 г канифоли, растворенной в 300 г горячей олифы; в результате получается целое ведро клейкой массы.

После этого  на верстак насыпают плавленый мел (на целый день работы), в горке  мела поделывается углубление, в которое выливается теплая клейкая масса, затем добавляют олифу и месят как тесто. От высыхания приготовленную мастику предохраняет обернутая вокруг мокрая тряпка.

- Технология  оттискивания мастичного декора  по форме: гипсовую форму слегка  припудривают тальком; скатанный  из мастики валик кладут в  форму и пальцами отжимают  в форме, чтобы он заполнил  рельеф; излишки мастики из формы  удаляют. Вдавливают арматуру  из тонкой проволоки и ладонью  окончательно выравнивают заднюю  сторону орнамента. После частичного  отвердения мастики форму переворачивают  на щит, снимают кожух, мастичную  массу осторожно извлекают из  формы. Освобожденный из формы  мастичный орнамент в полусухом  состоянии укрепляют на месте,  предварительно смазав жидкой  мастикой склеиваемые поверхности  на деревянном теле капители. Для большей прочности мастичный  декор прибивают к основанию  гвоздями. После высыхания мастичный  декор зачищают шкуркой, сглаживают  поверхность и красят либо  золотят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗВЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА.

Лепные работы необходимо производить в специально выделенных и оборудованных помещениях.

1. Модельное помещение  должно занимать не менее 20 м2 - в зависимости от объема и характера работ. В нем размещается верстак размером 2-2,5 х 1,25 м и высотой 0,9 м со строго горизонтальным столом и шлифованной столешницей.

2. В мастерской должна  быть деревянная подставка, деревянные  щиты для вытягивания фуста  колонн, а также деревянный бункер  для хранения гипса и глины.

3. Мастерская должна иметь  отливочный цех из расчета  7-10 м2 на, человека, где также размещаются бункеры-лари для гипса, цемента. Здесь же устраивается верстак, аналогичный "лепному".

4. Формовочно-отливочный цех должен иметь печь или другие нагревательные приборы для варки клея и плавки формопласта. Цех оборудуется вытяжными коробами либо специально устроенной вентиляцией.

5. Модельный и формовочно-отливочный цехи снабжаются водой для затвердения вяжущих и замочки глины.

6. При мастерской должна  иметься специальная несгораемая  кладовая для хранения химикатов,  необходимых для расчистки красок, лаков, формовочных материалов - формопласта, клея, полимерных материалов  и отвердителей.

Кроме того, мастерская должна быть оснащена различными вспомогательными инструментами: ножницами для резки  металла, сверлами, дрелями, пилами-ножовками, топорами, лопатами и т.п. по спискам, составленным лепщиками. Также мастерская должна располагать отпарочными аппаратами. Обязательна аптечка с медикаментами и перевязочными материалами.

Леса и подмости для  производства реставрационных работ  по лепному декору:

ширина настила - 0,7 м, высота - в зависимости от рода деталей (для  подгонки деталей карниза стены  настил на 1,5-1,7 м ниже линии установки);

для установки деталей  лепного декора на потолках и сводах высота подмостей не менее 10-15 см от головы рабочего до потолка; для установки  капителей от поверхности настила  расстояние не менее 1 м.

 

 
Верстак с устройством  шаблона 
 
Принципиальная схема шаблона 
 
Разборный щит для лепки плоских рельефов 
 
Соединение досок в щите деревянным нагелем 
 
Отпарочный аппарат (схема) системы реставратора Г.И.Головкина для расчистки лепного декора от масляных покрасок: 
1 - шланг для парового компресса;  
2 - шланг для забора воды; 
3- нагревательные элементы;  
4 - провод;  
5 - корпус отпарочного аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Некоторые основные инструменты лепщиков:  
I. Металлический инструмент: 1 - металлический крючок для разборки форм; 2 - клюкарза; 3 - полукруглое долото; 4 - косарь с крючком; 5 - заводная лопатка (может быть малая и большая); 6 - скарпель (с зубцами на лезвии называется троянка); 7 - скальпель медицинский (брюшистнй); 8 - нож лепщика для формовки; 9 - долото прямое; 10 - троянка.  
II. Деревянный инструмент: 11,12,13 - стеки для лепки (с металлической петлей); 14 - деревянная мутовка для затворения гипса в ведре или баке

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ  ТЕРМИНЫ.

 

ЛЕПНОЙ ДЕКОР  ИЛИ ЛЕПНИНА - произведение прикладного  искусства на памятнике архитектуры, выполненное из гипса, алебастра, цемента  или мастики в виде:

погонажных деталей - профилированных карнизов с порезкой, листьями, сухариками, иониками, гирляндами из цветов, лент и т.п.;

штучных деталей - картушей, гербов, венков, фризов, капителей  различных стилей, масок, розеток  и т.п.;

скульптурных  элементов - кариатид, атлантов, сюжетных одно- или многофигурных композиций (с людьми и животными).

БАРЕЛЬЕФ (низкий рельеф) - скульптурное изображение  или орнамент, выступающее над  плоскостью основания не более, чем на половину толщины изображаемого предмета.

ГОРЕЛЬЕФ (высокий  рельеф) - скульптурное изображение  или орнамент, возвышающееся над  плоскостью основания более чем  на половину толщины изображения, а  также скульптурное изображение, едва соприкасающееся с фоном.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ЛЕПНОМ ДЕКОРЕ - объемное (барельефное  или горельефное) изображение эпизода  из истории или мифологии, состоящее  из одной или нескольких человеческих фигур на фоне пейзажа, зданий и т.п.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ - объемное изображение  геометрического или растительного  орнамента (барельеф или горельеф) на погонажных деталях, тягах, на плоскости стены, на штучных деталях я т.д. - в виде венков, розеток, гирлянд и др.

ФРАГМЕНТЫ И  ДЕТАЛИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА - целые, законченные  по композиции элементы декора: капители, гирлянды, картуш, волюты, маски и  др. (см. Приложение 2).

МОДЕЛЬ - лепной элемент, вылепленный вновь согласно аналогу, чертежу или эскизу из глины, пластилина или гипса (акантовый  лист, маска, розетка, погонажная деталь и др.); является эталоном, предназначенным для размножения методом отливки.

ФОРМА - обратное изображение модели из гипса, клея, формопласта, полимеров, бетона и др. материалов для одноразового или  многократного использования с  целью получения отливок - копий  модели.

ПЛИНТ - гладкая, ровная плита из гипса или др. материала для "посадки" на нее  модели с целью удобства последующей  формовки на верстаке для лепных работ.

ПРИВЕДЕННАЯ В  МОДЕЛЬ - подлинная (из памятника архитектуры) деталь лепного декора,' специально тщательно расчищенная, отремонтированная методом склейки фрагментов, с заправкой трещин и выбоин, догипсованная раствором гипса; предназначается для формовка о целью получения необходимого количества копий; приведение в модель может осуществляться как на месте, на стене памятника, так и на верстаке с последующей посадкой снятой детали на плинт.

ОТЛИВКА (или  отливок) - копия модели, полученная в результат те заполнения формы  вяжущим (гипсовым, алебастровым, цементным  растворами и.др. отвергающимися составами).

Список используемых источников.

 

    1. Бахтиаров Л.. Багетное-рамочное производство. - Спб., 1905.
    2. Гельфельд Л.С, Недович Н.Д., Семина Т.Н. Штукатурные работы при реставрации памятников архитектуры. /Объединение "Росреставрация.- Методические рекомендаций,- Изд. 2-е.- М., 1990.
    3. Гельфельд Л.С. Комплексный метод датировки памятников архитектуры на основе натурных исследований. /Спецпроект реставрация.- Методические рекомендации. - М., 1992.
    4. Грекулов А.Ф. Папье-маше.- М.; 1933.
    5. Громов А.Е. Работа скульптора-модельщика;- Л.; Стройиздат, 1955.
    6. Громов И.А., Раскин А.Г., Веснина Н.Н. Скульптор-модельщик А.Е.Громов.-Л.; Стройиздат, 1987.
    7. Мартынчик А.Б., Шубенкин П.Ф. Определение свойств и качеотва строительных материалов в полевых условиях.- Справочное пособие. - М., Стройиздат, 1983.
    8. Методика реставрации памятников архитектуры. /Под ред.Е.В.Михайловского.- М.; Стройиздат, 1977.
    9. Недович Н.Д., Гельфельд Л.С. Производство работ и оформление документации на реставрацию лепного декора. /Объединение "Росреставрация".- Мэтодические рекомендации.- Изд. 2-е,- М., 1987.
    10. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы,- Изд. 2-е,- М.: Изобразительное искусство, 1982.
    11. Сенаторов Н.Я., Коршунова А.П., Муштаева Н.Е. Лепные работы.- Изд. 2-е.- М.; Высш. школа, 1982.
    12. Смирнов В.Н. Изготовление лепных деталей для отделки зданий.- Л., 1956.
    13. Чайков И.М. Лепка и формовка скульптуры.- М.: Изкусство, 1953.
    14. Шепелев A.M. Штукатурные, декоративно-художественные работы.- М.;Высш. школа, 1981.
    15. Реставрация лепного декора. Производство работ и оформление документации. Методические рекомендации. М., 1993

Информация о работе Реставрация лепнины