Реставрация лепнины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание

В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Отделка лепного декора:
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..………2
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Содержание актов на производство работ по реставрации лепного декора…………….…7
Характеристика основных видов работ и технологических процессов…………………....11
Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21
Организация производства реставрации лепного декора……………………………….….24
Производственные термины………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………...………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реставрация лепнины.docx

— 129.76 Кб (Скачать документ)

Изготовление моделей капителей  тосканских и дорических.

  • Устройство деревянной опалубки для корпуса капителей.
  • Приготовление раствора.
  • Изгиб шаблона и его монтаж на станок.
  • Накладывание гипсового раствора на опалубку корпуса капителей.
  • Вытягивание шаблонов на корпусе астрагала, распушки.
  • Отливка гипсовой плиты для абака и профилирование ее.
  • Вытягивание шаблонов из глины профиля частей орнамента с проработкой.
  • Формовка проработанных частей орнамента.
  • Изготовление гипсовых форм и отливка в них частей орнамента в количестве, необходимом для набора модели.
  • Монтаж отлитых частей орнамента на теле капители и окончательная ее отделка.
  • Покрытие модели лаком.

Изготовление моделей капителей  коринфских.

  • Устройство деревянной опалубки для корпуса капителей.
  • Приготовление раствора.
  • Изгиб шаблона и его монтаж на станок.
  • Накладывание гипсового раствора на опалубку корпуса капителей.
  • Вытягивание шаблонов на корпусе астрагала, абака.
  • Склейка абака и разделка углов.
  • Лепка из глины угловых и средних волют, большого и малого листов, розеток и прочих деталей с окончательной их обработкой.
  • Снятие черновых форм окончательно проработанных деталей.
  • Отливка в гипсе деталей капителей в количестве, необходимом для набора.
  • Монтаж отлитых деталей на теле капители с окончательной отделкой модели.
  • Покрытие модели лаком.

Изготовление моделей лепных композиций III, IV категории сложности и вне категории сложности.

  • Изготовление рисунка в натуральную величину.
  • Лепка в пластилине.
  • Формовка и отливка из гипса с зачисткой и фактуровкой.

Изготовление гипсовых форм для  отливки композиций.

  • Формовка в гипсе.
  • Зачистка, фактуровка.

Изготовление формасиловых форм.

  • Покрытие гипсовой модели лаком.
  • Обмазка пластилином по объему модели.
  • Изготовление обноски, предохраняющей от вытекания формасила.
  • Установка марок.
  • Приготовление состава формасила с катализатором.
  • Раскрой марли.
  • Смазка модели.
  • Заливка формасила с армированием.
  • Обрезка остатков марли.
  • Смазка формасила составом.
  • Заливка гипсом.
  • Изготовление гипсового кожуха.

 

"Отмазка" лепного декора - изготовление лепного декора прямо из гипса на месте или на верстаке, минуя стадию лепки в глине и формовку; этот вид работ встречается в основном при реставрация изделий, выполненных в стиле Елизаветинского барокко в середине XVIII в. Элементы декора в этом случав не повторяются и носят характер индивидуальных изделий (этот вид работ специально, следует оговорить в дефектном акте и на него должна быть выдана проектно - сметная документация).

Догипсовка - восполнение небольших, утрат лепного декора методом домазки гипсом или другим вяжущим с последующей проработкой формы и зачисткой как на лепнине, укрепленной на месте, так и на приводимых в модель элементах (например, домазка кусочка отколотого акантового листа, выщербины фона или ободка розетки и т.п.)

Склеивание фрагментов - соединение частей подлинной разбитой на куски лепнины гипсом или клеящими составами с предварительной подборкой и маркировкой деталей; может осуществляться как на самом памятнике, так и на плинте, с последующей установкой на место вместе с плинтом.

Установка лепных деталей - крепление элементов лепного декора на место, с предварительной инженерной проработкой крепежных элементов, либо методом "присоса" на гипс, либо установкой на клячи с вбиванием деревянных пробок и гвоздей и последующей накруткой проволоки через разбуренные отверстия элемента декора, на штырях и т.п.

Флюатирование - укрепление поверхности лепного декора химическими препаратами или естественными материалами.

Гидрошобизация - покрытие лепного декора водоотталкивающими составами (метилтрихлорсиланом или ГКЖ-10 и т.п.).

Тонирование лепного декора - придание лепнине определенного тона либо имитация ее поверхности под различные материалы: бронзу, дерево, чугун, серебро и др. Оно применяется в следующих случаях:

- когда места  обширных догипсовок и склеек по своему цвету значительно отличаются от подлинной лепнины (например, при склейке новых лепных фрагментов с подлинными);

- когда весь  лепной декор посла расчистки  нуждается в однотонном покрытии.

В первом случае тонирование производят хорошо подобранными колерами на основе клеевых, известковых, темперных или масляных красок по колерам, предварительно утвержденным автором проекта реставрации. Тонирование осуществляется мягкой кистью методом торцевания или лессировки, без потеков и "натасков".

Во втором случае, по утвержденному колеру, лепнина  окрашивается за 1-2 раза о предварительной огрунтовкой. Масляные покраски должны быть матовыми с введением в них сиккативов и скипидара. Все виды окраски лепнины (клеевыми составами, известковыми, темперными и масляными красками) должны выполняться с большой аккуратностью и обеспечением высокого качества, без потеков, лишних наслоений красок, тонким слоем, не забивая рельефа лепнины. Качество выполненной работы должно контролироваться авторш проекта реставрации, который визирует акты по ф. 2.

Патинирование лепного  декора предполагает покрытие лепного декора методом специальных окрасок, т.н. "под старину" либо под различные материалы: бронзу, слоновую кость, дерево, чугун и т.п.

Т.н. имитация "под  старину." (патина времени) заключается в одноцветной покраске лепного декора наиболее темными тонами в углублениях рельефа и наиболее светлыми на его выпуклых частях. Вначале лепной декор огрунтовывается "среднетемным" тоном (серым, голубоватым, розоватым и т.п.), затем после выоыхания все углубления и поднутрения лепнины наторцовываютоя более темным тоном и протираются досуха марлей, с тем, чтобы темный тон оставался только в углублениях. После этого наиболее светлым тоном "по верхам" рельефа скользящими движениями флейца наносится "разбелка". Колера и виды красок подбираются автором проекта реставрации и технологами.

Метод патинирования  под бронзу изделий, расположенных, в интерьерах. Весь лепной декор огрунтовывается клеевыми или масляными составами желто-коричневого цвета с добавлением зелени или красных тонов, в зависимости от желаемого оттенка "бронзы" (по эскизу архитектора). После просушки изделие вновь загрунтовывается указанным цветом с введением в состав бронзовой пудры до слабого т.н. "присутствия металла" в краске (очень незначительного блеска бронзы) и вновь просушивается. Когда окрашенная поверхность полностью просушена и не дает отлипа, во все углубления и поднутрения вводится "темно-коричнево-зеленоватый" тон (под

патину бронзы или "окись бронзы"). Эта операция осуществляется хорошо омоченным в  краске ватно-марлевым тампоном, методом "наторцовки" и "отжима". Не успевшую высохнуть лишнюю темную краску следует затем быстро снять с огрунтованной "под бронзу" поверхности чистой марлей, оставив "патину" только в углубленных и поднутренних местах лепного декора.

После тщательной просушки производят "бликовку" декора. Ее можно осуществить двумя методами:

- напудриванием бронзовым порошком;

- окраской.

Если бликовку производят методом "напудривания", то предварительно покрывают все выпуклые части декора бесцветным лаком и затем "на отлип" марлевым тампоном всухую "напудривают" (скользящими легкими движениями по поверхности лепнины) бронзовый порошок. После высыхания лака и прилипания бронзового порошка декор обметают мягкой кистью.

Бликовку методом окраски производят бронзой, затворенной на бесцветном лаке, мягкой кистью, таким же легкими скользящими движениями по выпуклым, местам рельефа.

Обработка бронзового порошка для имитации бронзы или  позолоты. Во избежание окисления и зеленения бронзовой пудры ее обрабатывают следующим образом:

Отвешенное  количество мелкодисперсного порошка (пудры) заливают 2%-ным раствором  бензотриазола в бензине из расчета 20 г бензотриазола на 1 л бензина. В полученном растворе бронзовый порошок выдерживается 16 ч, после чего бензин сливают, а осевший порошок сушат и затворяют на прозрачных лаках "(ЯН-54) или олифе. Нельзя затворять на нитролаках! Затем патинируют лепные изделия по методикам, указанным выше.

Патинирование "под чугун" и другие металлы, а также под мрамор, дерево и  т.п. производится по той же схеме, что  и патинирование под бронзу. В  каждом конкретном случае данные о  цвете имитируемого материала и  о технологическом процессе должны быть включены в технологический  раздел проекта реставрации памятников.

При этом необходимо учесть, что клеевые окраска лепного  декора и покраски на основе водных растворов необходимо выполнять  до процессов гидрофобизации. В противном случае покраска не пристанет к поверхности.

 

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕПНЫХ РАБОТ.

1. Для придания  прочности гипсу после отливки  его просушивают и покрывают  при помощи кисти 30%-ным раствором  медного или железного купороса. После высыхания лепнину можно  покрыть тонким слоем горячей  олифы.

2. Для получения  особо тонкой и тщательно проработанной  по рельефу гипсовой отливка  при переводе из глины или  пластилина модели в гипс черновую  форму необходимо хорошо пропитать  щелочью, сваренной из березовой  золы. Перед отливкой форма не  покрывается жировой смазкой.

3. Во избежание  деформаций отлитых в гипсе  решеток, плит, карнизов, фризов и  других плоских деталей их  после отливки укладывают на  горизонтальную поверхность тыльной  стороной с притиркой сухим  гипсом.

4. Нельзя добавлять  клей в раствор гипса, на  котором "примораживают" изделия  к стене, так как клей содержит  животный жир, мешающий гипсовому  фрагменту приставать к стене.

5. Склеивание  гипсовых фрагментов между собой  лучше производить не на гипсе,  а на казеине, что значительно  повышает прочность склейки и  устраняет швы.

6. Во избежание  коробления погонажных деталей (порезок, бус, тяг и т.п. плоских элементов) желательно их устанавливать на место сразу же после отливки.

7. При производстве  лепных и штукатурных работ  нельзя антисептировать поверхности деревянных конструкций фтористыми икремнефтористыми препаратами, так как вяжущие растворы (из гипса, алебастра, извести) нейтрализуют действие этих антисептиков и применение их неэффективно.

8. Для упрочнения  гипса также рекомендуется пропитка  его поверхности горячил 20%-ным  раствором буры (за два раза). Можно  использовать также пропитку 15-20%-ным  горячим водным раствором хлористого  бария (за два раза) после высыхания  каждого слоя. После пропитки  поверхность гипсового декора  покрывают кистью 20-30%-ным горячим  водным раствором хозяйственного  мыла, затем после просушки поверхность  декора промывают водой для  удаления солей.

Все виды водной обработки необходимо проводить  с осторожностью, чтобы исключить  переувлажнение гипса.

9. Для улучшения  качества отливок из гипсовых  форм формыпокрывают смазкой из стеарина и керосина, что обеспечивает отлипание отливки от формы.

Информация о работе Реставрация лепнины