Реставрация лепнины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание

В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Отделка лепного декора:
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..………2
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Содержание актов на производство работ по реставрации лепного декора…………….…7
Характеристика основных видов работ и технологических процессов…………………....11
Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21
Организация производства реставрации лепного декора……………………………….….24
Производственные термины………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………...………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реставрация лепнины.docx

— 129.76 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АРХИТЕКТУРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Реставрация лепнины».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил: ст-т гр. 536

Полевщиков. Д. В

 

                                                              Принял:

Овчинникова Л. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………………..………2

Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3

Содержание актов на производство работ по реставрации лепного  декора…………….…7

Характеристика основных видов  работ и технологических процессов…………………....11

Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21

Организация производства реставрации  лепного декора……………………………….….24

Производственные термины………………………………………………………………….27

Список используемых источников…………...………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Лепнина - рельефные  украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий.

Искусство украшать и покрывать стены и потолки  лепниной известно с древнейших времён. Лепнина применялась древними греками  и римлянами при возведении монументальных сооружений, как правило с расколеровкой и золочением. В России лепнина появилась сначала в отделке церквей и дворцов, позднее стала использоваться и в домах горожан. Первые лепные украшения получали вручную моделированием пластичной массы, нанесённой на штукатурную основу потолков и стен. В дальнейшем лепнину стали изготовлять в мастерских, вытягивая, вырезая и вылепливая отдельные элементы, что также требовало немало времени на воспроизведение повторяющихся деталей. С возникновением форм из гипса, а затем из клея (т. н. клеевых форм) появилась возможность ускорить выполнение лепных работ и снизить стоимость отделки. Позднее для изготовления форм были освоены и др. материалы, что позволило широко использовать лепнину в наружной и внутренней отделке зданий.

Лепнина является одним из приемов оформления интерьеров и экстерьеров, который применяется в реставрации исторических зданий, а также в строительстве современных домов и коттеджей.

Лепной декор в оформлении интерьеров занимает особое место. Рельефные завитки и изгибы подчеркивают изящество отделки помещения, придают интерьеру законченный вид. К элементам лепного декора относятся: гипсовые карнизы, колонны, наборные потолки, арки, наличники и многое другое.

Традиционно считается, что лепной декор применялся в архитектурных стилях прошлых  времен: классицизма, ампира, барокко. Но нельзя забывать, что многие стилевые направления XX века, например, модерн, экспериментировали с применением лепного декора.

До XVIII века лепной декор не являлся  традиционным для России. Первые опыты  с лепным декором в России приходятся на время барокко. Лепнина заменяла прямые линии стен характерными полукруглыми очертаниями. Лепной декор часто  превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона  или настенного панно. Эта красота  требовала масштаба, и была украшением дворцов императорских особ и  домов знати.

 

 

 

 

 

 

ПРОИЗВОДСТВО  РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО  ДЕКОРА НА ПАМЯТНИКАХ АРХИТЕКТУРЫ.

В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.

Основные  виды работ:

1. Различные виды расчистки  рельефов.

2. Подводка грунта под  лепнину и укрепление фрагментов  на стенах, арках, карнизах, потолках  я др. местах в интерьерах и  на фасадах зданий.

3. Догипсовка фрагментов, заделка выбоин и трещин.

4. Демонтаж фрагментов  лепного декора, маркировка фрагментов  с последующей доработкой на  верстаке (с посадкой на плинт), расчисткой, докомпоновкой в глине или ином пластичном материале, формовкой и отливкой с дополнительным армированием подлинников.

5. Монтаж разобранных,  доработанных фрагментов на месте  установки с тщательной проработкой  крепежных элементов (по чертежам).

6. Подборка маркированных фрагментов разрушенной лепнины или демонтированной в процессе реставрации несущих и ограждающих конструкций с последующей склейкой и установкой на место.

7. Изготовление вновь  моделей лепного декора при  воссоздании утрат, не имеющих  аналогов в данной декоративной  композиции (по чертежам, шаблонам).

8. Демонтаж фрагментов  лепного декора с целью приведения

в модель с последующей  формовкой, отливкой, оклейкой отливки "новодела" с подлинником и установкой на место.

9. Воссоздание рельефов  лепного декора методом отмазки "по месту" (приравнивается к изготовлению модели вновь).

Отделка лепного декора

1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.

2. Патинирование лепного  декора под различные материалы  -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.

3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.

4. Изготовление лепного  декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.

5. Обработка гипсовых  изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Все виды реставрационных  работ должны производиться при  неукоснительном соблюдении норм техники  безопасности, производственной санитарии  и пожаробезопасности.

Правила производства реставрационных работ

1. До начала работ весь  имеющийся на памятнике архитектуры  лепной декор должен быть тщательно  обследован и сфотографирован  под руководством ведущего архитектора.

2. Подробное описание (акт)  состояния лепного декора составляется  архитектором - автором проекта реставрации,  заказчиком и прорабом при  обязательном участии бригадира-лепщика.

Определяются утраты лепного  декора и фиксируется наличие его подлинных фрагментов, пригодных для приведения их в модель, с тем, чтобы с помощью отливок с моделей можно было восполнить утраты.

Особое внимание должно быть обращено на наличие лепного декора XVIII в. в стиле Елизаветинского  барокко, в большей части "отмазанного" на месте на штырях, без формовки, что должно найти свое отражение  в акте, т.к. докомпоновки утрат должны выполняться в аналогичной технике лепщиками высокого разряда.

В акте определяется точное количество и наименование деталей, подлежащих воссозданию с изготовлением  моделей, и стилистические особенности  декора.

Определяются участки  лепного декора, требующие демонтажа  и последующего монтажа после  оклейки фрагментов; проверяется  прочность крепления лепнины  на стенах и потолках.

3. При составлении дефектной  ведомости (или акта) в нее следует  вписать все необходимые данные  о самом декоре и отдельных  деталях, подлежащих восполнению.

Указываемые в дефектной  ведомости или акте все фрагменты  подлинной лепнины, подлежащие приведению в модель, должны быть привязаны  к месту нахождения лепного декора на памятнике, сведения о них должны быть также вписаны в ведомость. Например: "восполнение гирлянда из цветов и листьев - длиной 50 см, высотой 20 см на восточной стене вестибюля. Для выполнения указанной детали привести в модель аналогичный фрагмент гирлянды о северной стены вестибюля, с демонтажем и с последующей установкой на место; выполнить вновь модель замковой вставки со стилизованной головой льва на обрамлении среднего окна 2-го этажа южного фасада, согласно эскизу" (аналогии с тем-то) и т.д.

4. Проектом устанавливается  технология расчистки лепного  декора от покрасок, набелов и т.п. и затем его укрепления. В этих целях производится пробная расчистка специалистами-химиками из технологического отдела института Спецпроектреставрация или других лабораторий.

5. Если в процессе реставрации,  после установки строительных  лесов, будут выявлены ноше  дефекты лепного декора, ранее  не обнаруженные под покрасками  и набелами (склейка фрагментов, догйпсовка, отставание лепнины от стены и т.п.), составляется дополнительный трехсторонний акт, в котором отражаются вое выявленные дефекты в натуре и намечается; технология дальнейшего производства работ.

6. Все подлежащие демонтажу,  оклейке фрагменты лепнины маркируются,  фотографируются (или отражаются  графически на чертежах архитектором) и после оклейки и установки  на место оформляются актом  на скрытые виды работ (производителем  работ).

Демонтаж лепнины, если это  необходимо, производится только после  утверждения, соответствующей рабочей  документации с веским обоснованием (при замене несущих конструкций  сильно разрушенных частей зданий, по заключению инженеров и лаборатории  о качестве строительных материалов и т.п.).

Подлежащий демонтажу  лепной декор фотографируется и  фиксируется графически под контролем  ведущего архитектора.

7. Демонтированные фрагменты  лепного декора маркируются, пересчитываются,  аккуратно складываются в ящики  или другую тару, чем обеспечивается  их сохранность и исключается  возможность поломки. На таре указываются следующие данные: наименование объекта, количество фрагментов и место, откуда снята лепнина (например: голубая гостиная, такого-то дворца, южная стена; фрагменты лепнины орнаментального фриза - 100 шт., гирлянда - 1 шт. - 20 фрагментов, розетка потолочная - 1 шт. - 3 фрагмента); число, месяц, год, кто демонтировал. Внутри тары закладывается фотография, а также технорабочая документация на склейку фрагментов и акт на демонтаж за подписью архитектора и заказчика (ответственный - производитель работ).

В случае раскладки фрагментов лепнины на стеллаж их также следует  маркировать, причем на стеллаже указывается  место, откуда снят тот или иной фрагмент, и их общее количество. В отдельный  конверт или папку вкладывается фотография лепного декора до разборки я вся необходимая для работы документация.

Необходимо помнить, что  разборка, подбор и оклейка фрагментов лепного декора относятся только к подлинной, снятой с памятника  лепнине. Все, что снято и склеено, должно быть вновь установлено на место. К выполнению лепнины заново, так же как отливок и новых  моделей, эти операции не относятся.

8. Демонтированный лепной  декор может быть склеен и  докомпонован на плинтах и затем установлен на место вместе с плинтом либо без него методом склейки фрагментов на месте. В каждом отдельном случае вопрос решается индивидуально автором проекта реставрации. При установке лепнины с применением крепежных деталей составляется акт на скрытые виды работ с указанием количества склеенных фрагментов.

9. Проведение укрепления  гипса, гидрофобизация и флюатирование также оформляется актом на скрытые виды работ.

10. По окончании всех  этапов реставрации лепного декора  подлинные фрагменты, приведенные  в модель, с которых было отлито  необходимое количество копий,  устанавливаются на место, о  чем составляется соответствующий  акт. Модели, выполненные заново, сдаются заказчику по акту  в целях удешевления последующих  ремонтов и реставраций.

11. Запрещается при изготовлении  моделей расценивать их по  элементам. Все модели, как правило,  подпадают под определенную Рубрику  ССН и расцениваются в зависимости  от вида, сложности и размера.  Например: "изготовление модели  коринфской капители такой-то высоты"; модель должна быть расценена только по этой рубрике, несмотря на то, что она состоит из ряда деталей - волют, стилизованных листьев, абаки и астрагала.

12. Когда при утрате  отдельного фрагмента подлинной  лепнины не представляется возможным  воспользоваться прямой расценкой,  можно осуществлять оценку "применительно"  к похожему по конфигурации  фрагменту, о чем составляется  акт архитектором и заказчиком. Например: если отбитую волюту  капители нельзя привести в  модель, она выполняется в виде  новой модели и может быть  расценена "применительно", как  "кронштейн" и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ  АКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ  ЛЕПНОГО ДЕКОРА.

При производстве работ  по реставрации лепного декора составляются следующие акты:

Информация о работе Реставрация лепнины