Элементы регулярного сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:34, контрольная работа

Описание

Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке необходимо определиться со стилем его оформлений. А это уже сложный вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный дизайнер.

Содержание

Введение
Из истории регулярного стиля
Характеристика стиля
Элементы регулярного стиля
Растения для регулярного сада
Материалы, использованные в оформлении
Регулярный стиль в наше время
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Элементы рег сада.docx

— 32.75 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     высшего профессионального  образования

     ставропольский  государственный

     аграрный  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кафедра «Экологии и ландшафтного  строительства» 

     Курсовая  работа на тему:

     « Элементы регулярного сада» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил  студент

     очного  отделения 5 курса

     специальность:  «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

     Герасименко А.А. 

     Руководитель  к.г.н. ,доцент, Кондратьева А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ставрополь, 2010 г.

     Содержание

    1. Введение
    2. Из истории регулярного стиля
    3. Характеристика стиля
    4. Элементы регулярного стиля
    5. Растения для регулярного сада
    6. Материалы, использованные в оформлении
    7. Регулярный стиль в наше время
    8. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

Человек – часть  природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем  просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке  необходимо определиться со стилем его  оформлений. А это уже сложный  вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный  дизайнер. 
 
Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время. 
 
Истоки садовых стилей уходят вглубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.

Основными направлениями  в ландшафтном дизайне считаются  регулярный и пейзажный стили, а  также их ответвления – сельский сад, хайтек, модерн. В данной работе будет дана характеристика регулярному (классическому) стилю. 

 
2. Из истории регулярного стиля

Классический  или регулярный стиль сада еще  называют французским. И это, объясняется  тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время  правления Людовика XIV, в эпоху  апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного  торжества красоты, упорядоченности  и гения архитектурной мысли  над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и  власть, покорение окружающего его  мира.

Регулярный стиль  ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей. Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).

Регулярные сады и парки создавались при дворцах  и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры  дворца.

Регулярные сады распространились по многим странам, где  они получали дальнейшее развитие и  дополнялись новыми элементами. 
 

3. Характеристика стиля 

Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Наиболее широкое распространение этот стиль получил в садах и парках Италии. Ее сады оказали сильное влияние на композиции садов северных стран.  
 
         Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.  
 
        Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.  
 
         Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: "зеленая скульптура", "растительная архитектура", а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.         

Позднее, когда регулярные сады и парки  уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало  пользоваться популярностью. В настоящее  время во многих садах Европы стрижка  деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может  стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут  заменять некоторые архитектурные  сооружения, благодаря чему сад значительно  выигрывает в декоративном отношении.           

Регулярный  стиль требует ровных площадей. При  их отсутствии устраивают террасы полукруглой  формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление  усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают  скульптурные композиции, бассейн или  клумбу. К классическим элементам  относятся также решетки-шпалеры  на стенах строений, по которым пускают  вьющиеся растения.  
 
 

4. Элементы регулярного стиля

1)Размер участка

Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически  сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую  территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый  вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать  на участке меньших размеров.

2)Рельеф

Также стоит  отметить, что регулярный сад –  это плоская территория с отсутствием  перепадов рельефа. Поэтому нередко  приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки, экраны и другие специальные конструкции.

3)Планировка

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом  является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление  от окружающей природы, поэтому хаотичность  и случайное расположение садовых  элементов недопустимо.

4)Партер

Главным элементом  в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная  на участки правильной формы.

5)Партерный газон

К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как  правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный  газон – это фон для солитеров  и для партерных цветников.

6)Партерный цветник

Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным  узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них  подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют  большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая  скульптура, вазон или фонтан.

7)Водоем

Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно  будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме  круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших  по площади участках нередко создают  каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для  ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром  цветочных композиций, например.

8)Живые изгороди

Непременным элементом  регулярного сада являются живые  изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования  сада). Создание зеленых комнат и  коридоров – еще один из приемов  французского парка. Очень красиво  смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.

9)Топиары

Трудно представить  регулярный сад и без топиарных  фигур. Топиарной стрижке поддаются  многие деревья и кустарники (как  лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль). 

5. Растения для регулярного сада

При оформлении регулярного сада широко используются вечнозеленые растения, способные сохранять  свою декоративность и в зимнее время. Чаще всего эти растения легко  поддаются стрижке, что соответствует  особенностям классических садов. Это  позволяет придавать кронам различные  геометрические формы, создавать зеленые  коридоры, боскеты, бордюры. Для создания топиарных форм походят такие  растения как :

    • Хвойные:

      - барбарис (обыкновенный, тунберга)

      - вяз

      - ель (колючая, обыкновенная)

      - кизильник (блестящий)

      - можжевельник (обыкновенный)

      - туя (западная)

      - самшит (вечнозеленый) и др.

    • Лиственные:

      - клен (полевой, татарский)

      - липа (крупнолистная, маньчжурская)

      -  чубушник

      - лох (серебристый)

      - сирень (венгерская)

      - спирея и др.

   Это лишь немногий перечень  деревьев и кустарников, который  позволяет подчеркивать строгие  симметричные линии, создавать  округлые формы. Особенностями  этих растений является медленный  рост, способность держать линию,  плотная поверхность растения. Многие из растений способны цвести в стрижке (айва,  барбарис, вишня войлочная и др.) Сочетание различных видов растений позволяет создать эффектные контрастные сочетания т.к. различные виды и сорта растений имеют разнообразную окраску листвы: барбарис и кизильник – бордовые; груша лохолистная и облепиха крушиновидная – листва серебристая, золотистые формы чубушника, разные оттенки зеленого цвета у большинства видов. Также многие из растений имеют эффектную окраску в осенний период: барбарис, калина гордовина, клены гиннала, татарский, спирея и др.

В цветочном  оформлении классических садов чаще всего используют однолетники, что  позволяет в течение вегетационного периода несколько раз изменять палитру и микроструктуру партера по мере отцветания растений и их замены. Ранней весной ассортимент клумб и цветников в основном представляют луковичные растения: геоцинты, тюльпаны, нарциссы и др. Затем их сменяют другие лиственно-декоративные: колеусы, декоративная капуста, хосты, цинерария приморская и др.; цветочно-декоративные: петуньи, тагетисы, герань, лобелия, агератум, астры и многие другие.

Не  малое значение занимают и вьющиеся растения. Арки, перголы, беседки часто  уплетены такими видами как актинидия, ипомея, роза плетистая. Часто можно  встретить античную скульптуру нежно уплетенную плющом, виноградом девичьим (партеноциссус), хмелем.

Информация о работе Элементы регулярного сада