Градостроительное искусство античной эпохи. Города Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Работа состоит из  1 файл

градострой.АНЯ.docx

— 170.78 Кб (Скачать документ)

Древнегреческий  театр,  особенно  афинский,  был  тесно  связан  с  жизнью полиса,  будучи по  существу  вторым  народным  собранием,  где  обсуждались  самые животрепещущие  вопросы.  Сходство  с  народным  собранием  усиливалось  благодаря тому,  что  театральные  представления  давались  по  праздникам.

Архитектура 

Архаическая  эпоха — время  становления  греческой  архитектуры. Жилища  того времени  просты  и  примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные сооружения,  прежде  всего  храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов — покровителей  общины.  Характерная  особенность  греческой  архитектуры — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы  построения,  которая  подчеркивает архитектонику  здания,  придает  выразительность  несущим  и  несомым  элементам конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию балочного  перекрытия  и  крыши.  Храм  как  институт  способствовал  развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм,  ему жертвовали  часть  добычи,  захваченной  у  врагов,  оружие,  подношения  по  случаю избавления  от  опасности  и  т.д.  Значительную  часть  таких  даров  составляли произведения  искусства.

В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в  Южной  Италии  и  храм  Зевса  в  Олимпии.  Последний  считался  самым  замечательным  среди  всех эллинских  святилищ.  Особое  место  в  истории  древнегреческого  зодчества  занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами  в  480 г.  до н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается вершиной   древнегреческой  архитектуры.

Скульптура

 

Рис. 1 Мраморный бюст императора Каракаллы

(Неаполь, Национальный музей)

 

Скульптура  и  живопись  Греции  в  V  в.  до н.э.  развивали  традиции предшествующего  времени.  Основными  оставались  изображения  богов  и  героев — покровителей  полиса  и  “идеальных”  граждан.  В  архаическую  эпоху  возникает монументальная  скульптура — вид  искусства,  ранее  неизвестный  Греции.  Древнейшие скульптуры  представляли  собой  изображения,   грубо  вырезанные  из  дерева,  часто инкрустированные  слоновой  костью  и  покрытые  листами  бронзы.  Монументальная греческая  живопись  известна  намного  хуже,   чем  вазопись.  В  греческой  вазописи     V в.  до  н.э.  преобладает  краснофигурный  стиль.  Очертания   фигур  обводились  черным  лаком,  после  чего  лаком   закрашивали  весь  фон,  а  фигуры  сохраняли естественный  цвет  глины.

Письменность и язык

Величайшим  достижением  греческой  культуры  архаической  эпохи  стало создание  алфавитного  письма.  Преобразовав  финикийскую  слоговую  систему,  греки создали  простой  способ  фиксации  информации.  Для  того  чтобы  научиться  писать  и считать,  теперь  не  нужны  были  годы  упорного  труда,  произошла  “демократизация” системы  обучения,  позволившая   постепенно  сделать  практически  всех  свободных жителей  Греции  грамотными.

Древнеримская цивилизация

По вопросу о месте возникновения  Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Определим хронологические рамки  существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать  не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью  до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: 

·     царский 8-6 вв. до н.э.,

·     период римской республики 4-1 вв. до н.э.,

·     период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. 

Этот последний период делится  на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

Истоки Римской цивилизации.

Важнейшим центром Средиземноморской  империи был город Рим, население  которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы  возникли в I—III вв. н.э. другие большие  города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных  и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для  общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления  — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили  скачки на запряженных четверками лошадей  колесницах — “квадригах”.   Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

Религия

В повседневной жизни римлян религия  играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления  природы и общественной жизни. Римская  религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время  сохранялись остатки религиозных  первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго  сохранялся в римской религии  анимизм, вера в безличных и абстрактных  духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

В силу консервативности мышления и  медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ  богов, олицетворявших разные стороны  земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально  как о безликих и абстрактных  духах, постепенно развивались, и уже  в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная       с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о  людях и о государстве, им нужно  было приносить жертвы и возносить  молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва  была произнесена точно, так как  малейшее искажение делало ее недействительной.

Искусство 

Искусство древнего Рима развивалось  в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда  говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением  художественного творчества античного  общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. 

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с  иллюзорной трактовкой объемов и  форм — фреска, мозаика, станковая  живопись. Архитектура достигла небывалых  успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание  взаимосвязи художественной формы  и пространства. В римской архитектуре  предпочтение отдавалось замкнутым  формам. Зодчие любили псевдоперипетры  с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Тот же принцип проявлялся и в  скульптуре. Пластичные формы греческих  атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе. 

Конец римского искусства формально  и условно может быть определен  падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных  проблем его истории. В отличие  от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и  кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами  императорских династий.

Если наметить основные этапы истории  древнеримского искусства, то в общих  чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская  эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципы  римского творчества.     Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.

 

 

 

 

Литература, поэзия и театр

 У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

Однако и те отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят  о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в  поэтической форме.

Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к  былинным стихам других народов.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией  понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались  договоры, тексты которых записывались на латинском языке

На становление и развитие римской  литературы оказало большое влияние  не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским  поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке.

Информация о работе Градостроительное искусство античной эпохи. Города Греции