Античная философия. Характеристика эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:43, доклад

Описание

Античная философия начинает складываться в VII в. до н.э. и представляет собой множество философских учений и школ, которые формировались под влиянием восточных мифологических и философских учений. Однако, своим характером, содержанием и направленностью античная философия принципиально отличается от них, т.к. является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мироздания.

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.docx

— 20.81 Кб (Скачать документ)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ.

 

Античная философия начинает складываться в VII в. до н.э. и представляет собой множество философских учений и школ, которые формировались под влиянием восточных мифологических и философских учений. Однако, своим характером, содержанием и направленностью античная философия принципиально отличается от них, т.к. является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мироздания.

В древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

Этому способствовало утверждение  зрелых рабовладельческих отношений, установления демократического строя и определенных политических свобод, что обусловило высокий теоретический уровень поисков и благоприятствовало развитию философии.

В развитии античной философии  можно выделить четыре основных этапа:

  1. Демократический или досократовский (VII-VI вв. до н.э.);
  2. Классический или Сократический (V – IV вв. до н.э.);
  3. Эллинистический (III-II вв. до н.э.);
  4. Римский (I в. до н.э.-529 н.э.).

Стремление  ответить на вопрос, что же является основой мира, постепенно привело к возникновению философских школ. Древнейшая из них – Милетская (6 в. до н.э.). Родоначальником её принято считать Фалеса (625-547 до н.э.). Фалес разрешил головоломку многого и единого следующим образом: он заявил, что началом всего является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен (585 – 525 до н.э.) считал началом всего воздух.

Анаксимен был последним  представителем натурфилософии милетской школы. Эта школа стремилась материалистически объяснить мир, его отдельные явления, общий принцип, что существенно её отличало в этом от философских школ Китая и Индии. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном. Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

Во второй половине VI в до н.э. в Эфесе возникает философская школа, связанная с именем Гераклита (около 535 – 480до н.э.). Гераклит признал первоначалом огонь, а также продвинулся дальше всех досократовских мыслителей в интуитивном понимании развития мира как единства и борьбы противоположностей.

Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.

Пифагор не отказался от четырех  субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал числа, которые были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответствуют по порядку точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих основных чисел давала число десять, на которое можно было перевести все вещи и явления мира.

Пифагору приписывается  также учение о метемпсихозе –  переселении душ из одних тел  в другие.

В то время как все вроде бы самые мудрые философы считали, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы— Парменид и Зенон (оба из города Элеи),которые не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности многого, является облаком чувств, нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она не является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты. А в своих рассуждениях они делят рассматриваемую реальность до бесконечности. Например, рассуждая о множественности, элеаты считают, что между двумя вещами есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. Левкипп и Демокрит стали утверждать, что любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тайна соотношения единого и многого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.

Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков пустоты. Неправомерно считать, что между атомами и пустотой находится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по опеделению, прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов времени—хрононов. Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

В завершении этого вопроса можно написать след:

В целом  античная философия в своём развитии прошла периоды становления (VI-V вв. до н.э.), расцвета (IV вв. до н.э.) и упадка (III в. до н.э. – V в. н.э.). На первом этапе философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была космоцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. Ранняя греческая философия ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. Слово «космос» в переводе с греческого означало «строй», «украшение», «миропорядок». На втором этапе произошёл переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т.е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Наиболее яркими представителями классического этапа в развитии античной философии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе интерес философии всё больше сосредотачивался на познании личности, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни.

 


Информация о работе Античная философия. Характеристика эпохи