Искусство во времена Эхнатона, эпоха Амарны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание

Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.). Фараон Эхнатон - одна из самых ярких и в тоже время трагических личностей в истории древнего Египта. Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Археологические исследования в Ахетатоне и основные открытия..……………………………………………………………………….5
Археологические исследования и раскопки………..………………5
Основные особенности Амарнского искусства………………...….7
Мастерская Тутмоса………………………………………………...11
Глава 2. Художественное описание «стиля Амарны»……………………...13
2.1 . Разнообразие художественных приемов «стиля Амарны» ....….13
2.2. Шедевры скульптуры из руин мастерской Тутмоса…………….18
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы ………………………………………20
Приложение …………………

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯискусство во времена правления Эхнатона, эпоха амарны..docx

— 503.18 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-49

Плешко  Юлии Евгеньевны

 

ТЕМА: ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА. ЭПОХА АМАРНЫ

 

Руководитель  – Махо П.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Археологические исследования в Ахетатоне и основные открытия..……………………………………………………………………….5

    1. Археологические исследования и раскопки………..………………5
    2. Основные особенности Амарнского искусства………………...….7
    3. Мастерская Тутмоса………………………………………………...11

Глава 2. Художественное описание «стиля Амарны»……………………...13

      2.1 . Разнообразие художественных приемов «стиля Амарны» ....….13

      2.2. Шедевры скульптуры из руин мастерской Тутмоса…………….18

Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованной литературы  ………………………………………20

Приложение   ………………………………………………………………..21

 

ВВЕДЕНИЕ

Своё курсовое проектирование мы решили посвятить искусству эпохи  Амарны.

Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.). Фараон Эхнатон  - одна из самых ярких и  в тоже время трагических личностей в истории древнего Египта. Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории.

Стремясь подорвать авторитет  жречества, опиравшийся на культы древних  богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством  солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона».1

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти  и в искусстве, столь тесно  связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления  Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным


1. Маджи Д., Фаббри П. Египет. 7000 лет. Искусство и история. – Roma.: Caza Editrice Bonechi, 2009. – 120-121 с.

 

отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством.

В нашей работе мы рассмотрим различные произведения искусства, созданные в период правления  Эхнатона: великолепные дворцы, фаянсовые  плитки, скульптуры, созданные выдающимся мастером Египта Тутмосом, стелы с изображением семьи Эхнатона.

 

 

Глава 1. Археологические исследования в Ахетатоне и основные открытия

    1. Археологические исследования и раскопки

Впервые археологические исследования исчезнувшего города можно датировать 90-ми гг. 18 в., когда один из участников наполеоновской экспедиции Э. Жомар засвидетельствовал: «Я был удивлен, увидев такую большую массу руин… не менее 2200 метров в длину и 1000 метров в ширину, которая, хотя и расположена около Нила, не отмечена ни на какой карте. Я исполнился страстного желания сделать план и составить рисунки лучше сохранившихся частей. Большая часть построек, к сожалению, разрушена, и можно видеть не много более, чем фундаменты. Тем не менее можно все же обнаружить большое количество домов из кирпича с их главными стенами, большие ворота и их ограду, два обширных здания с особенным планом и большую продольную дорогу шириною 48 метров».

Более или менее систематическое  изучение руин Ахенатона началось в 1824 г. английским египтологом Дж. Уилкинсоном. Обнаруженные им гробницы содержали рельефные изображения, поразившие египтологов своеобразием – сюжетами запечатлевшими «женственного фараона» и его супругу в сценах семейной жизни. Через некоторое время после расшифровки текста Розеттского камня Шампольоном стало возможным определить имена фараона и царицы – Эхнатон и Нефертити. Также обращал на себя внимание тот факт, что имя «Атон» постоянно встречалось в царских картушах, в то время как имена других богов нигде не упоминались.2

Результатом исследований экспедиции немецких археологов в

2. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.–46-48с.


 

1840-х гг. под руководством  К. Лепсиуса стало введение в научный обиход ряда новых фактов и сведений, позволивших раскрыть ранее неизвестные страницы в истории Древнего Египта, связанные с кардинальной реформой религии, проведенной фараоном Аменхотепом IV, сменившим свое имя на Эхнатон.

Далее раскопки проводились А. Барсанти, Г. Картером, Л. Вулли и другими учеными и археологами-любителями. В итоге был собран обширный материал, искусствоведческое осмысление которого обусловило необходимость выделения в истории искусства Древнего Египта совершенно особый период, выделяющийся своеобразием сюжетов и в целом стиля. По имени арабского поселения этот период стали называть «амарнским», и термины «искусство Амарны», «амарнское искусство» стали общеупотребительными среди как среди египтологов, так и среди искусствоведов .

 

    1. Основные особенности Амарнского искусства

Наследие амарнского искусства сохранилось до сегодняшних дней в виде великолепных мозаичных полов, разнообразных колонн (нередко инкрустированных изразцами), фрагментов росписей стен с изображениями цветов и виноградных лоз, стел и ниш со сценами поклонения Атону, монументальных пограничных стел с изображениями

фараона и членов его семьи, возносящих молитвы Атону, частей каменных плит с рельефами, расписных рельефов незаконченных гробниц, статуй и фрагментов статуй, скульптурных портретов.

Реформа религиозной жизни не могла  не отразиться на искусстве, в котором  и произошел решительный перелом. Памятники, созданные в начале правления  Эхнатона, уже резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного  образа царя. В изображении фараона  нарочито подчеркнуты особенности  строения тела: удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длиной шее, округлые бедра, отвислый живот и достаточно тонкие руки и ноги. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах: они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного фасного разворота плеч2. До этого в Египте изображения богов дублировали образ правящего фараона, что олицетворяло его божественное происхождение, но шло вразрез с новыми религиозными догмами, следовательно «фигуры царя, царицы и их детей и в скульптуре и на рельефах должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями древних богов». Из антропоморфных признаков у изображений Атона остались лишь ладони на концах лучей, осеняющие благодатью фараона и членов его семьи.

При этом, одной из основных тем искусства (помимо вознесения молитв Атону), сформировавшегося в Ахетатоне, было изображение фараона и его семьи. Семейные сцены, присутствовавшие в росписях дворцовых покоев, на стелах и рельефах, находившихся в домах и виллах вельмож, полны нежности и тепла. Жесты фараона и его супруги, направлены на выражение любви друг к другу и к своим дочерям. Характерна также и попытка передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Таким образом, перед художниками  Ахетатона стояла задача создания новых образов, с которой они не сразу справились, поскольку до этого они приобретали свои навыки в фиванских мастерских, известных своей строгой подчиненностью давно сложившимся канонам. Теперь же от этих мастеров требовалось овладение новыми формами. Этим и объясняется не только новаторство в содержании и форме, но и несоразмерность отдельных частей фигур, резкие линии, неуместная угловатость либо напротив, закругленность контуров произведений, относящихся к начальному этапу амарнского периода. Но со временем такие скорее технически недостатки в произведениях мастеров новой столицы стали исчезать, уступая место расцвету их творчества.3

Одной из основных тем искусства (помимо вознесения молитв Атону), сформировавшегося в Ахетатоне, было изображение фараона и его семьи. Семейные сцены, присутствовавшие в росписях дворцовых покоев, на стелах и рельефах, находившихся в домах и виллах вельмож, полны нежности и тепла. Жесты фараона и его супруги, направлены на выражение любви друг к другу и к своим дочерям. Характерна также и

3 Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта: Среднее Царство. Новое Царство. – Спб.: АЗБУКА, 2010. – 374-379с. 

попытка передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Однако сцены семейного счастья, характерные для амарнского искусства и одновременно неприемлемые для египетского искусства предшествующих веков, следует понимать не только как свидетельство любви и согласия в царской семье. Помимо «личностного» содержания, по мнению К. Жака, они, несомненно, имели и определенное сакральное значение1. Поскольку, утверждает он, «с точки зрения египтян, Эхнатон и Нефертити были воплощениями божественных сил», а Атон – это «движущая сила мира, созидаемого им заново в каждое мгновение», то его свет «проникает в людские сердца, где становится созидательной силой в ее чистейшем проявлении – любовью». Поэтому в амарнском искусстве сцены, в которых «супружеская любовь играет первостепенную роль, далеко не случайны; они имеют вполне определенный теологический смысл». В представлении Эхнатона, «его семейная жизнь была наиболее совершенным символом божественной жизни» и поэтому «давала людям Египта пример такого повседневного бытия, которое подобает праведному человеку, желающему обрести внутреннее видение Атона»2.

Искусство Амарны не отказалось полностью от традиционных сюжетов таких как, например, выезд фараона и царицы. Такие же двуконные колесницы сохранились в разобранном виде в гробнице Тутанхамона.

Точность и живость в передаче поз и движений второстепенных персонажей стала характерной чертой искусства  правления Восемнадцатой династии. Эта традиция еще более обогатилась творчеством трудившихся в Ахетатоне художников «периода Амарны».

Дворцы Эхнатона украшены расписными фаянсовыми плитками с изображением нильских зарослей, цветов, порхающих  среди них птиц. Реалистичное изображение, прекрасная декоративность и тонкое чувство стиля создавали художественное совершенство той архитектурной  среды, которая была создана во дворцах  фараона и домах знати. Бытовая  обстановка складывалась из изысканной мебели и предметов прикладного  искусства. О большинстве из них  приходится судить по изображениям на стелах и рельефах, украшавших гробницы. Однако чудом уцелевшие изделия  из стекла и керамики позволяют экстраполировать их эстетические качества на другие предметы обстановки.

 

    1. Мастерская Тутмоса

Рассматривая искусство Амарны, отдельное внимание следует уделить скульптурам, созданным в мастерской Тутмоса. Очевидно, в ней работало несколько мастеров. Точного ответа на вопрос был ли сам Тутмос скульптором или только руководителем мастерской пока нет. Раскопки мастерской показали, что помещения чисто убраны, а домашняя утварь вынесена. Скорей всего, когда после смерти Эхнатона жители стали покидать Ахетатон и переезжать в Фивы, Тутмос последовал туда же, поскольку мог лишиться заработка. Свои дома уезжавшие жители «консервировали» на случай возможного возвращения. Спустя несколько лет после смерти Эхнатона, «контрреволюционные» настроения достигли своего апогея и вылились в действия, направленные на уничтожение всего, что связано с его деятельностью. Мастерская Тутмоса, в которой оставались портретные бюсты фараона, была разрушена. Упавшие стены построенные из сравнительно мягкого материала укрыли собой оставшиеся в мастерской разбитые скульптурные портреты Эхнатона, гипсовые маски, снятые с лиц клиентов, заготовки для будущих скульптур, среди которых были знаменитые портреты Нефертити (один из песчаника, второй из известняка).4

Находки, обнаруженные археологами  в мастерской Тутмоса, дают наглядное  представление о технологии создания скульптурных портретов. Сначала на лицо портретируемого накладывали  гипсовую маску( чтобы гипс не прилипал к коже, на лицо накладывали очень тонкую мокрую ткань). С этой маски делали гипсовую отливку, к которой затем добавляли остальные детали головы. Эта гипсовая отливка корректировалась и потом служила моделью для камня. Скульпторы использовали разные породы камня: гранит, диорит, алебастр, песчаник, известняк. Иногда места для

Информация о работе Искусство во времена Эхнатона, эпоха Амарны