Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.2 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста
1.4 Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Вывод по первой главе
Глава II. Планирование занятий по рисованию в младшей группе
2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе
2.2 Планы занятий
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!!.docx

— 67.37 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа: Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования

 

Содержание 

 

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у  детей младшего дошкольного возраста

1.1 Процесс формирования  умений и навыков у детей  младшего дошкольного возраста

1.2 Задачи обучения и  принципы построения программы  по рисованию у детей младшего  дошкольного возраста

1.3 Методы и приемы обучения  детей рисованию младшего дошкольного  возраста

1.4 Обучение рисованию  детей младшего дошкольного возраста

Вывод по первой главе 

Глава II. Планирование занятий  по рисованию в младшей группе

2.1 Цели и задачи планирования  занятий по рисованию в младшей  группе 

2.2 Планы занятий 

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение 

 

Рисование является важнейшем  средством в формировании личности ребенка, изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном  руководстве. Но чтобы развить у  каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный  творческий характер. И педагог создает  для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует  эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Путь становления методики изобразительной деятельности в  первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

С конца XIX в детский рисунок  привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков  как у нас в России, так и  за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для  изучения психологии детей, для выяснения  их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится  анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).

Первым автором, посвятившим  свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был  итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

Работа русских авторов  было то, что результаты изобразительной  деятельности детей рассматривались  с педагогических позиций – с  точки зрения развития у детей  наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранний период у детей, 3-4 года. Он правильно указал, ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов  и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень  рано проявляет стремление к изображению. Рисует то, что видит в окружающей среде, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его  мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет  творчеств, при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детского творчества.

Национальный вклад в  развитие теории и практики художественного  воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости  эстетического развития каждого  ребенка и сегодня служат основой  для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема возрастные особенности изобразительной и пластической деятельности детей дошкольного возраст актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Возрастные особенности изобразительной и пластической деятельности детей дошкольного возраста».

Актуальность темы позволяет  решать большой круг доступных детям  и привлекательных для них  учебно-познавательных задач.

Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: является процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.

Задачи исследования:

1)         Изучить теоретические основы и аспекты:

а) методика по изобразительной  деятельности;

б) методическая литература для детей младшего дошкольного  возраста.

2) Выявить особенности  формирования умений и навыков  детей младшего дошкольного возраста  на занятиях рисования.

3) Разработать рекомендации  по совершенствованию умений  и навыков по изобразительной  деятельности для воспитателя  младшего дошкольного возраста.

В работе использовались следующие методы:

1)         изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2)         наблюдение;

3)         анализ, сравнение;

4)         беседа.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида – детский сад №10 «Петушок» г. Стерлитамака Республики Башкортостан.

 

Глава I. Теоретические  основы формирования изобразительных  умений и навыков в рисовании  у детей младшего дошкольного  возраста

В детском саду рисование  занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству  и включает три вида: рисование  отдельных предметов, сюжетное и  декоративное. Каждому из них свойственны  специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них  наблюдательность, воспитать чувство  прекрасного и обучить приемам  изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных  образов различных предметов  доступными для данного возраста изобразительными средствами [8; 83 с]. 

 

1.1 Процесс формирования  умений и навыков у детей  младшего дошкольного возраста

Рисование – одно из любимых  занятий детей, дающее большой простор  для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может  быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование  выразительных средств рисунка.

Так, цвет применяется для  передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и  техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую  сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с  большими вниманием подойти к  тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями [10; 144 с].

Карандашом создается  линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем  линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую  деятельность мышления ребенка. Нарисовав  одну часть, он вспоминает или видит  на натуре, над какой частью следует  работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании  рисунка, ясно показывая границы  частей.

В рисовании красками (гуашь  и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане  краски имеют большое значение для  развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство  окружающей жизни: ясное небо, закат  и восход солнца, синее море и  т.п. В исполнении карандашами эти  темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков [13; 11 с].

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием  окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и  т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

О значении рисования для  умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой  предмет, и у него будет уже  образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую  суть предмета».

Младший дошкольник в своих  рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процесс изобразительной  деятельности уточняются и углубляются  зрительные представления детей  об окружающих предметах. Детский рисунок  иногда говорит о неверном представлении  ребенка в предмете, но по рисунку  не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел  ребенка шире и богаче его изобразительных  возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог  самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании  одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Развитие наглядно-образного  мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе [4; 10 с].

В процессе рисования формируются  такие важные качества личности, как  активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность  и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Важно у детей воспитывать  эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и  творческие способности.

Отношение 2-3 летнего ребенка  к окружающей действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В  этом влечении как бы сочетаются и  познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые  проявляются как оценочных суждениях  о воспринимаемых явлениях, так и  в деятельности детей. Нередко младший  дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку  ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре [18; 2 с].

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования