Деревянное зодчество севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

Станчик. Хочу рассказать о своем родном крае - Аллаихе, одном из самых северных и самых отдаленных улусов Якутии. Улус расположен на северо-востоке республики за Полярным кругом, в его недрах найдены многие полезные ископаемые. Но по настоящему наша древняя земля богата, конечно же, людьми и своей славной историей. Аллаиховский район был образован 20 мая 1931 года постановлением Правительства Якутской АССР. До

Работа состоит из  1 файл

деревянное зодчество севера.docx

— 48.79 Кб (Скачать документ)

 Шатровый столпообразный храм "восьмерик на четверике" с объемным пятигранным алтарем, небольшой галереей и большим крыльцом. Высота памятника с крестом 43 метра, более половины высоты (22 метра) составляет шатер. В нем как бы сливается земная, богатырская сила и легкий неудержимый взлет. Село Уфтюга в XIX веке было центром одного из видов северодвинской росписи, получившей название уфтюжской. В Верхне-Уфтюжской школе есть прекрасный музей.

Белая слуда. Белая Слуда, основной населённый пункт на правом берегу Двины, на полпути в Уфтюгу. Раньше здесь стояла огромная 45-метровая (как 15-этажный дом!) Владимирская церковь (1642 года), погибшая в 1962 году от удара молнии. По дороге в такси мы узнаём, что в Красноборске, как и в Сольвычегодске, тоже есть соляной курорт. И что, Белая Слуда - родина Белого Гриба. Последний факт, правда, никакого логического объяснения не получил.

  Село Кулига дракованова. Колокольня из северодвинского села Кулига Дракованова Красноборского района предположительно построена в конце XVI-начале XVII века. Это древнейшая из известных колоколен типа "восьмерик на четверике". Высокий восьмериковый столп колокольни с открытым звоном, традиционным повалом и строгим шатром стоит на невысоком четверике, равном по ширине самому столпу. Шатёр завершается небольшой крытой лемехом главкой, которая как шлем, надета прямо на шатёр, без традиционной шейки. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Другой уникальной особенностью кулижской колокольни является устройство пола её звона ниже уровня полиц. Сами полицы внутри срезаны и ограждение звона с наружной стороны колокольни получается очень низкое. При традиционной схеме доски полиц не обрезаются и образуют пологий восьмискатный пол. При восприятии колокольни на сравнительно близком расстоянии снизу вверх, низкие ограждения звона не видны вообще, и высотность объёма, расчленённого горизонтально лишь арочными проёмами звона и полосами полиц, подчёркивает монументальность образа колокольни. Суровый лаконизм бревенчатого сруба, глухой шатёр и мощные повалы созвучны образам сторожевых крепостных башен. Выразительные формы древних шатровых колоколен придавали северным погостам характер укреплённых поселений, исполненный несокрушимой силы и величия.

Село  Вирма. Вирма — это общее название для губы Белого моря, порожистой реки, впадающей в неё, железнодорожного разъезда и деревни недалеко от впадения реки в Белое море. Название «вирма» происходит от карельского «ма» — земля, а вторая часть слова «виру», вероятно, происходит от эстонского названия. Вирма — старинное село Карельского Поморья, находится на побережье Белого моря, в 30 километрах от города Беломорска. Село органично вписывается в природу края. Ещё в начале XII века здесь обосновались карелы, они оттеснили саамов с этих мест. Карельское население поддерживало активные контакты с Новгородом, затем новгородцы, начав освоение карельской территории, переселились и в Вирму. Примерно с XV века село входило в состав владений новгородской боярыни Марфы Посадницы, имеющей огромные владения в Карелии. Единственное, что напоминает о былом могуществе Вирмы — церковь необычайной красоты в самом центре села. Располагаясь по традиции так, что видно отовсюду, церковь Петра и Павла является подлинным украшением и доминантой села. Церковь относится к редкому типу кубоватых храмов, характерному для побережья Белого моря и бассейна реки Онеги, и представляет собой уникальный памятник деревянного зодчества XVII века. История церкви ведётся от 1625 года. Крыша средней части здания имеет четыре ската и увенчана пятью главками. В церкви хранится иконостас с резными украшениями XVII века и уникальная икона Страшный суд. Сейчас Церковь Петра и Павла — действующий храм, однако, до 2003 года здание находилось в плачевном состоянии. По инициативе Министерства культуры страны и местных властей была произведена реставрация церкви. После этого в храмовый праздник Петров день каждый год в Вирму приезжает священник из Беломорска и проводит службу.

Варзуга. Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Население — 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуге в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов). Успенская церковь (1674) расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки — 21 метр. Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 квадратных метров. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие — небо. Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся её верхняя часть. В 1996 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, и в нём возобновлено богослужение. Афанасьевская церковь — расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Церковь во имя святителя Афанасия Великого основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году. Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а еще позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращен приходу и восстановлен в 1999 году. Второй престол церкви посвящен преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. В храме проводятся регулярные богослужения.

Колокольня — расположена  на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Колокольня Успенского комплекса  была построена одновременно с Успенской  церковью. Фотографии сохранили ее внешний облик: на четверик поставлен  шестерик, завершенный шатром. Колокольня была разрушена в 1939 году. Новая колокольня была выстроена к 1 августа 2001 года. К храмовому празднику села —  Успению Пресвятой Богородицы (15/28 августа) — были подняты на звонницу новые колокола, отлитые на Урале. Звонница имеет семь колоколов и  два титановых била, воспроизводящих  звучание колоколов в 2000 пудов и 300 пудов (32 тонны и 4,8 тонны соответственно). Новая колокольня возведена не в  том же виде и не на том же месте, что и старая, причем при ее строительстве  применен нетрадиционный для русского зодчества прием: четверик поставлен  на восьмерик.

Церковь Николая Чудотворца — расположена на левом, Никольском берегу реки Варзуги. Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под  владением монастыря», как пишет  архимандрит Досифей в своем «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И. Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов XX века он используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона Святого Николая.

Петропавловская церковь  — Церковь во имя Святых апостолов  Петра и Павла построена в 1864 году и продолжала действовать в  советское время дольше других церквей. Как и другие церкви села, в советское  время была обезглавлена. Ныне возвращена Церкви, в ней по церковным праздникам проводятся богослужения. Святой источник равноапостольного князя Владимира — распоагается в лесу, в 4-5 км от Варзуги.Часовня безымянного Инока Терского — часовня воздвигнута на древнем святом поморском месте — могиле Безымянного инока (XVII век). Она находится на Терском берегу Белого моря, на 108 километре трасс Умба — Варзуга. С древних времен небольшая часовенка над могилой на берегу Белого моря и источник невдалеке были очень почитаемы всеми Промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в морском промысле перед выходом в море нужно помолиться в часовне у могилы, попросить инока Безымянного о помощи. В советские времена часовня была разрушена. Восстановлена в 2003 году попечением благочестивых почитателей Безымянного инока.

Еглово

Деревня Еглово находится на одноименном острове недалеко от острова Кижи. Архитектурная композиция деревни уникальна: несколько старых крестьянских домов расположены в ряд вдоль берега озера. Перед домами, на крошечном островке поставлена часовня Богородицы Всех Скорбящих Радости (XIX век), которая четко видна из окон каждой избы.

Фотогалерея по разделу

Информация о работе Деревянное зодчество севера