Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание

В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проводится анализ прибыли до налогообложения, анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Методика анализа финансовых результатов
2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
2.2 Анализ прибыли от продаж
2.3 Анализ рентабельности
3. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

В этом случае, а также  и при снижающейся  доле прибыли от продаж, необходим детальный  анализ структуры  доходов и расходов организации. Необходимо проследить динамику соотношения доходов  и расходов за три  смежных года и  более.

В таблице 2 проведем горизонтальный анализ доходов и расходов ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.

Таблица 2.

Горизонтальный анализ доходов и расходов ОАО "Молоко"

 
Показатели В тыс. руб. Темп при-рос-та, % Структура, %  
  2008г. 2009г. Откло-нение   2008г. 2009г. Отклонение  
А 1 2 3 4 5 6 7  
Доходы по обычным видам деятельности 4597656 7106689 2509033 54,6 93,3 90,5 -2,7  
Прочие доходы 327423 665031 337608 103,1 6,6 8,5 1,8  
Всего доходов 4930274 785617 2921343 59,3 100,0 100,0 -  
Расходы по обычным видам деятельности 4150287 6457730 2307443 55,6 91,5 90,7 -0,8  
Прочие расходы 301163 576301 275138 91,4 6,6 8,1 1,5  
Всего расходов 4537667 7121114 2583447 56,9 100,0 100,0 -  
                 

В таблицах 2 и 3, составленным по данным отчета о прибылях и убытках, приведена информация о доходах  и расходах ОАО "Молоко" за два года. В структуре доходов ОАО "Молоко" 93,3 % составляют доходы по обычным видам деятельности, расходы по обычным видам деятельности - 91,5 %, которые в основном формируют чистую прибыль. Из приведенных в таблице 2 данных видно, что полные затраты на производство и продажу продукции, товаров, работ и услуг увеличивались более высокими темпами - 55,6 %, чем объем продаж - 54,6 %.

В таблице 3 проведем вертикальный анализ доходов и расходов ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.

Таблица 3.

Вертикальный анализ доходов и расходов ОАО "Молоко"

 
Показатели 2008г. 2009г. Отклонение  
Превышение  доходов по обычным видам деятельности над расходами по обычным видам  деятельности, тыс. руб. 447369 648959 201590  
То же в % к расходам по обычным видам деятельности 10,8 10,0 -0,8  
Превышение  прочих доходов над прочими расходами, тыс. руб. 26260 88730 62470  
То же в % к прочим расходам 8,7 15,4 6,7  
         

Рентабельность текущей  деятельности (относительное превышение обычных доходов над расходами) снизилась с 10,8 % до 10,0 %. Прочие доходы превышали расходы в течение двух лет: в предыдущем году на 8,7 %, в отчетном году - на 15,4 %. В целом темпы прироста доходов выше темпов прироста расходов. Неблагоприятными тенденциями являются более высокие темпы прироста расходов по обычным видам деятельности по сравнению с темпами прироста соответствующих доходов, а также потери прибыли за счет прочих убытков.

В 2008г. соотношение  доли прочих доходов и прочих расходов составляло (в процентах) 0,1: 1,9; в  отчетном 2009 году - 1: 1,2. Эти доходы и расходы имеют незначительный удельный вес, но в абсолютном выражении превышение расходов над доходами является ощутимым. В предыдущем и отчетном годах оно составляло соответственно 81022 и 4186 тысяч рублей, то есть доходами не перекрыто 94 % и 8,3 % прочих расходов, что снизило прибыль до налогообложения. Если принять процент налогового бремени в предыдущем и отчетном годах соответственно на уровне 12,5 и 16,5 %, то потери чистой прибыли равны:

в предыдущем году: 81022 х (1 - 0,125) = 70894,25 тыс. руб.;

в отчетном году: 4186 х (1 - 0,165) = 3495,3 тыс. руб.

Эти потери снижают  возможности организации в финансировании расширенного воспроизводства и  выплате дивидендов.

В таблице 4 проведем анализ динамики показателей отчета и прибылях и убытках ОАО "Молоко" за три года.

За три смежных  года ОАО "Молоко" увеличило объем  продаж более чем в 3,6 раза, что  говорит о стремлении повысить свою долю на рынке молочных продуктов. Но это не сопровождалось соответствующими темпами роста чистой прибыли, так как рентабельность продаж по прибыли от продаж снизилась с 21 % до 9,1 %, рентабельности по чистой прибыли - с 16,3 % до 8,6 %. Более высокими темпами, чем выручка, росла себестоимость продукции. Несущественными являются доходы от участия в других организациях - менее 1% к объему продаж.

Таблица 4.

Динамика  показателей отчета о прибылях и убытках  ОАО "Молоко"

 
Наименование  показателя 2007г.

(тыс. руб.)

2008г.

(в % к

2007)

2009г.

(в % к 2008)

 
Доходы и  расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)

1959390 234,6 362,7  
в том числе  от продажи:        
собственной продукции 1626294 249,1 376,0  
работ, услуг 1371 315,4 1018,2  
Товарооборот  в продажных ценах 331725 163,4 294,7  
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 1402442 265,0 383,2  
в том числе  проданных        
собственной продукции 1164026 273,9 379,7  
работ, услуг 981 261,5 872,6  
товарооборот  в покупных ценах 237435 221,6 398,4  
Валовая прибыль 556948 158,2 311,1  
Коммерческие  расходы 18272 496,5 1551,0  
Управленческие  расходы 127360 269,3 628,6  
Прибыль (убыток) от продаж 411316 108,8 157,8  
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Проценты к получению

8989 41,9 7,4  
Проценты  к уплате 1080 520,1 625,1  
Доходы от участия в других организациях 43 223,3 325,6  
Прочие доходы 275576 117,4 241,0  
Прочие расходы 353731 83,6 161,0  
Прибыль (убыток) до налогообложения 335829 116,9 217,5  
Налог на прибыль  и иные аналогичные обязательные платежи 16953 288,8 712,0  
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного  периода 318876 107,8 191,2  
         

2.2 Анализ прибыли  от продаж

Наиболее  существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

В таблице 5 проведем анализ прибыли от продаж ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.

 

Таблица 5.

Анализ прибыли от продаж ОАО "Молоко"

 
Показатели В тыс. руб. Темп прироста, % Структура, %  
  2008г. 2009г. Отклонение   2008г. 2009г. Отклонение  
А 1 2 3 4 5 6 7  
Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) 3716532 5373764 1657232 44,6 80,8 75,6 -5,2  
Коммерческие  расходы 90715 283401 192686 212,4 2,0 4,0 2,0  
Управленчес-кие  расходы 343040 800565 457525 133,4 7,5 11,3 3,8  
Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) 447369 648959 201590 45,1 9,7 9,1 -0,6  
Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) 4597656 7106689 2509033 54,6 100,0 100,0 0,0  
Валовая прибыль 881124 1732925 851801 96,7 19,2 24,4 5,2  
                 

Удельный вес полных затрат в выручке, выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках (90,3 копеек в  предыдущем году и 90,9 копеек в отчетном году). Доля прибыли от продаж в выручке, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж.

Увеличение затрат на рубль продаж (0,6 копеек) одновременно указывает на снижение прибыли - на 0,6 копеек в расчете на один рубль  продаж и рентабельности на 0,6 процентного пункта, что в данном случае объясняется существенным изменением величины коммерческих и управленческих расходов.

Показатель валовой  прибыли введен в отчет о прибылях и убытках (стр.020) для повышения  аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.010 - стр.020). Коэффициент (норма) валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих расходов и существенно влияет на величину чистой прибыли.

В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли  изменения, обусловленные значительным приростом коммерческих (212,4%) и управленческих (133,4%) расходов. Когда увеличение этих расходов оправдано стратегией развития организации и связано с активным продвижением товаров на рынке, то в перспективе это будет способствовать увеличению прибыли от продаж.

Но главный аспект анализа при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж.

В увеличение коммерческих и управленческих расходов снизило  прибыль от продаж и прибыль до налогообложения. Если считать допустимыми темпы роста коммерческих и управленческих расходов на уровне темпов роста выручки от продаж, то неоправданное увеличение составило: по коммерческим расходам:

283401 - 90715 х 1,546= 143155,6 тыс. руб.

по управленческим расходам:

800565 - 343040 х 1,546= 270225,2 тыс. руб.

Следовательно, уменьшение чистой прибыли в отчетном году произошло  за счет:

увеличения коммерческих расходов:

143155,6 х (1 - 0,165) = 119534,9 тыс. руб.;

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия