Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 06:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ финансовых результатов деятельности предприятия, а также поиск направлений стабилизации финансового положения предприятия.

Задачами исследования являются изучение финансовых результатов и их формирования, а также методика анализа финансовых результатов предприятия, проводится анализ основных показателей.

Работа состоит из  1 файл

КАХД курсовая.doc

— 845.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

      Актуальность  данной темы выражается в комплексном  изучении, измерении и обобщении  влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки  специальными приемами системы показателей  плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования организации.

        Результаты в любой сфере бизнеса  зависят от наличия и эффективности  использования финансовых ресурсов, обеспечивающие жизнедеятельность  предприятия. Поэтому забота о  финансах является конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.

     Выдвижение  на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

      Целью курсовой работы является анализ финансовых результатов деятельности предприятия, а также поиск направлений  стабилизации финансового положения  предприятия.

      Задачами  исследования являются изучение финансовых результатов и их формирования, а также методика анализа финансовых результатов предприятия, проводится анализ основных показателей.

      Важной  методологической чертой анализа является то, что он способен не

 только  устанавливать причинно-следственные  связи, но и давать им количественную характеристику, то есть обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными.

      Объект  исследования направлен на изучение финансовой деятельности предприятия. Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования.

      Предметом данной курсовой работы является изучение, показателей и конечных результатов  использования финансовых ресурсов. С целью выявления условий и возможностей для получения организацией прибыли проводится анализ финансовых результатов.

        Курсовая работа проведена на примере предприятия ООО за 2008-2009 гг. Основным видом деятельности предприятия является производство, а также оказание услуг по установке металлических лесов.

     Информационной  базой исследования для написания курсовой работы были использованы следующие источники: Устав ООО, Бухгалтерский баланс ООО «Тарник» за 2008-2009гг., Артеменко В.Г. Финансовый анализ / Г.М. Артеменко. - М.: Дело и Сервис, 2005. – 160 с., Бакаев А.С. Годовая  бухгалтерская отчетность организации / А.С. Бакаев. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 348 с., Максимова И. Оценка финансовой деятельности предприятия / И. Максимова // Финансы и статистика. – 2007. - № 3. – С. 33-37., Мишин Ю.А. Финансовое состояние предприятия [электронный ресурс] // http://www.dis.ru(интернет библиотека, издат группа «Дело и сервис») и другие источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     1.1 Формирование и  учёт финансовых  результатов

     Одним из главных принципов экономики  является рентабельность работы предприятия. Прибыль характеризует эффективность  хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития. Установленную часть прибыли предприятие отчисляет в бюджет на государственные и муниципальные нужды, что во многом определяет возможность развития экономики государства и регионов.

     Как результативный показатель прибыль  характеризует эффективность использования  имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов  деятельности. Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу  между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности предприятия.

     Целью деятельности любого предприятия в  условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается  не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

     В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размерах прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).1

     Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, прибыль от реализации продукции напрямую зависит от выручки. Формирование той или иной величины выручки от реализации продукции можно представить по-разному: либо как произведение натурального объема реализации на цену единицы этого объема, либо как суммарное значение затрат на реализованную продукцию и прибыль от реализации. При нормальных условиях деятельности предприятия увеличение выручки от реализации продукции всегда можно рассматривать как признак улучшения финансового состояния, повышения эффективности использования имущества и других производственных ресурсов.

     На  конечный финансовый результат организации оказывает влияние: 

     финансовый  результат от продажи продукции (работ и услуг); 

     финансовый  результат от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и  другого имущества (части операционных доходов и расходов);

     операционные  доходы и расходы (за вычетом результатов  от продажи имущества);

     прочие  доходы и расходы;

На рынке  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив  цену на продукцию, они реализуют  ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не обозначает еще получение прибыли. Для выявления финансового результат необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

     Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции: 

     характеризует экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия;  

     является  основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 

     является  источником формирования бюджетов разных уровней.

     Определенную  роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты предприятия в  направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

     Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и  финансовой деятельности предприятия, то есть эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

     Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются: 

     систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и  получением прибыли; 

     определение влияния как  объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; 

     выявление резервов увеличения сумм прибыли и  рентабельности; 

     оценка  работы предприятия по использованию  возможностей увеличения прибыли; 

     разработка  мероприятий по использованию выявленных резервов.

     Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

     В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

     маржинальная  прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными  затратами по реализованной продукции;

     прибыль от реализации продукции, работ и  услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами расчётного периода;

     балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ  и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;

     налогооблагаемая  прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

     чистая (нераспределенная) прибыль – это  та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

     капитализированная  прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

     потребляемая  прибыль – та ее часть, которая  расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы;

     Поэтому немаловажное значение в настоящее  время играет необходимость в изучении динамики и состав прибыли, а также дальнейший ее анализ для выявления слабых сторон производственной деятельности и выявления резервов.

     Увеличение  выручки от реализации может достигаться  либо при помощи повышения цен, либо путем роста натурального объема реализации, либо обоими способами вместе. Названные способы по-разному воздействуют на динамику прибыли и рентабельности реализации. Поэтому, если у предприятия есть практическая возможность повысить выручку от реализации продукции, нужно одновременно оценивать финансовые последствия такого повышения. Для последующего анализа сведем воедино все показатели, влияющие на величину прибыли.

     В процессе анализа хозяйственной  деятельности используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, финансовые результаты от прочих операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, прочие доходы и расходы.

     Без анализа финансовых результатов  невозможно определить, на каком уровне ведётся хозяйственно-финансовая деятельность организации и какой вклад она вносит в увеличение финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства. От того получает ли организация прибыль или убыток зависят система материального стимулирования работников, размер их оплаты труда, уровень (степень) расширения производства.

     Задачами  анализа финансовых результатов  являются:

  1. оценка степени выполнения плановых данных и динамики показателей в целом

     по  организации, структурным подразделениям и сегментам деятельности;

  1. выявление важнейших факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность;
  2. оценка эффективности использования прибыли;
  3. раскрытие резервов, выявление которых повысит прибыль и рентабельность;
  4. определение путей и возможностей роста прибыли и повышения рентабельности.

     Основными источниками анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и финансовой отчётности:

     − бухгалтерский баланс (форма № 1), где отражаются активы (имущество), капитал собственный, заёмный, из которых  можно определить соотношение собственного и заёмного капитала, структуру активов (оборотных и внеоборотных) и др.;

     − отчёт о прибылях и убытках (форма  № 2), в котором представляются данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим  итогом с начала года до отчётной даты;

     − отчёт об изменениях капитала (форма  № 3) отражает данные о величине капитала, резервах предстоящих расходов и  оценочных резервов на начало отчётного  года, поступлении, использовании в  отчётном году и остатках на конец  отчётного года;

     − отчёт о движении денежных средств (форма № 4) содержит сведения о потоках  денежных средств (поступление, направление) с учётом остатка их на начало и  конец отчётного периода в  разрезе текущей, инвестиционной и  финансовой деятельности. 

     1.2 Методика анализа финансовых результатов предприятия

     Одна  из основных задач анализа – выявление  резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей  эффективности работы предприятия. В ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

     Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

     Рентабельность  характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных  в предприятие или иные финансовые операции.

     Исходя  из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями  хозяйственных и финансовых операций существует система показателей  рентабельности.

     Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

     В процессе анализа используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от прочих операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

     Балансовая  прибыль включает в себя прибыль  от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и прочих операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена ранее

     В процессе анализа необходимо изучить  состав балансовой прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.2

     Величина  балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь  в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы  предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

     Действующие нормативные акты допускают следующие  методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

     изменение стоимостных границ отнесения имущества  к основным средствам или к  малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП;

     изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

     использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли а, следовательно, и налогов на прибыль;

     применение  различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

     выбор метода оценки потребления производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);

     изменение порядка списания затрат по ремонту  основных средств на себестоимость  продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда);

     изменение сроков погашения расходов будущих  периодов, сокращение которых ведет  к росту себестоимости продукции  отчетного года;

     изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по методу отгрузки продукции  или моменту ее оплаты).

     Таким образом, учетная политика, формируемая  администрацией, открывает большой  простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов  и финансового состояния предприятия.

     Поэтому, в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучают динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. 

     Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:

     П = ∑[VPПобщ  · Удi (Цi – Сi)]                                           (1.1)

     где:  УРПi - объема реализации продукции;

     УДi - ее структура;

     Сi  - себестоимость;

     Цi - уровнь среднереализационных цен.

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем, объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту прибыли, и  наоборот.

     Изменения уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямой пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.

     Если  сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.

     Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в  оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении и результат разделить на 100.

     Затем модно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно  вычесть второй).

     Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.

     Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах.

     Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  факторного показателя фактической.

     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализованной продукции  (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

     Выполнение  плана по реализации рассчитывают сопоставлением объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном и стоимостном выражении (если продукция не однородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

     К рп = Σ УРПiф/ Σ УРП iпп                                       (1.2.)

     где:   К рп -        коэффициент выполнения плана по реализованной продукции

     УРП iф -    объем реализации продукции;

     УРП iпп  - структура себестоимости

     Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции (VРПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

     Пi = VРПi × (Цi - Ci)                                                  (1.3)

     где: VРПi  - объема продажи продукции;

     Ci –       себестоимость;

     Цi –       среднереализационные цены.

     Расчет  факторов на изменение суммы прибыли  по отдельным видам продукции  производится методом цепной подстановки:

     Ппл = VРПпл х (Цпл – Cпл)

     Пусл1 = VРПф х (Цпл – Cпл)

     Пусл2 = VРПф х (Цф – Cпл)

     Пф = VРПф х (Цф – Cф)

     ΔПобщ = Пф – Ппл

     ΔПupn = Пусл1 – Ппл

     ΔПц = Пусл2 – Пусл1

     ΔПс = Пф – Пусл2

     Методика  расчета влияния факторов способом абсолютных разниц выглядит следующим  образом:

     ΔПupn = (VРПф –  VРПпл )( Цпл – Cпл)

     ΔПц = (Цф – Цпл) VРПф

     ΔПс = - (Сф – Спл) VРПф

     Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Эти расчеты показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а  по каким недовыполнен и какие  факторы оказали положительное  влияние, а какие – отрицательные, и в какой степени. Затем необходимо изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

     Выполнение  плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. Это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени,  штрафы и неустойки;, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от уценки готовой продукции и материальных запасов и т.д.

     В процессе анализа изучается состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику внереализационных результатов.

     Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных  и местных займов, облигации субъектов  хозяйствования (АО, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские векселя и др.

     Доход держателя акции складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста  их цены. Сумма дивиденда зависит  о количества акций и уровня дивиденда  на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, его дивидендной политикой, уровнем % ставки за кредит, налоговой и амортизационной политикой государства и т.д.

     Доход от других ценных бумаг зависит от их количества, стоимости и уровня процентных ставок.

     В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому  виду ценных бумаг, определяют влияние  факторов на изменение их величины.

     Доходы  от сдачи в аренду основных средств  и земли зависят от количества сданных объектов в аренду или размера земельной площади и уровня арендной платы.

     Убытки  от выплаты штрафов возникают  в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими  предприятиями, организациями и  учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.

     Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их.

     Убытки  от списания невостребованной дебиторской  задолженности возникают на тех  предприятиях, где постановка учета  и контроля за состояние расчетов находится на низком уровне, а также  по причине банкротства клиентов. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствует о недостатках бухгалтерского учета.

     В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные предупреждение и сокращение убытков  и потерь от реализации товарной продукции, ассортиментной политики, уровня среднереализационных цен,  прочих операций  и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

     В завершении написания теоретической  части можно сделать выводы.

     Финансовый  результат представляет собой конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации и выражается в форме прибыли (дохода) или убытка, который определяется как разница между доходами и расходами организации.

     Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. 

     На  величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние  факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного объекта.

     Субъективные  факторы: организационно-технический  уровень управления предпринимательской  деятельностью, конкурентоспособность  выпускаемой продукции, уровень  производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

     Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

     Основной  целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.   
 

     
      
 
 
 

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 000 ЗА 2008-2009 ГГ 

2.1 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия

     Общество  с ограниченной ответственностью ООО, расположено по адресу: Россия, Оренбургская область,

      ООО как и другие предприятия, то есть ООО, ООО, ЗАО входили в состав ОАО», как вспомогательные подразделения нефтеперерабатывающего завода.

      Для развития перспективной работы основного  производства произведено разделение вспомогательных подразделений, что  повлекло за собой более рациональный и экономический расход сырьевых, материальных и трудовых ресурсов, так в 2001 году произошла реструктуризация ОАО вследствие чего образовалось самостоятельное предприятие ООО

      Основным  видом деятельности предприятия  является производство бочек металлических.

      Предприятие содержит три участка: деревообрабатывающий участок, мебельный и участок металлической тары.

      Деревообрабатывающий  участок специализируется на выпуске  столярных изделий, оконных, дверных  блоков, лестничных маршей по договорам  и заявлениям заказчиков, а также  обслуживание лесами для ремонта цехов и установок ОАО.

      Мебельный участок занимается выпуском различной  конструкции мебели.

      Цех металлической тары специализируется по выпуску бочек металлических  емкостью 200 л. с пробкой и съемным  дном, также на участке производится металлический забор, металлический шифер, просечно-вытяжной лист и другие изделия  из металла.

     Организационную структуру управления предприятием можно охарактеризовать как линейно-функциональную.

     Линейная  схема управления предполагает прямое воздействие руководителя на объект управления. Директору ООО подчиняются: коммерческий директор, главный бухгалтер, главный инженер, начальник отдела кадров и заработной платы, начальники производственных участков, главный механик. В свою очередь начальникам подчиняются их заместители и т.д.

     При образовании самостоятельного структурного подразделения, ОАО передал в аренду ООО здания, сооружения, транспортные средства, оборудование с последующим правом выкупа в собственность ООО

     ОАО оказывает услуги по подаче электроэнергии, теплоэнергии, пара, питьевой воды, услуг связи, пожарной безопасности и т.д., а также заключен договор купли-продажи горюче-смазочных материалов,  что и является бесперебойной работы ООО

           По данным таблицы 2.1 предприятие только начиная свою деятельность, уже на этапе развития получает небольшую прибыль. Предприятие полностью реализовывает свою продукцию, это связано с тем, что  ООО на начальном этапе производит продукцию исключительно по заявкам покупателей.

     В 2009 году по сравнению с предыдущем годом объем товарной продукции, услуг увеличился в 1,10 раза, увеличение вызвано с ростом заказов в основном ОАО в связи со стройкой новой нефтеперерабатывающей установки.

      Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности                 ООО за 2008-2009 гг.

№ п/п Показатели 2008г. 2009г. Темп роста, % Абсолютное  отклонение
Продолжение таблицы 2.1
№ п/п Показатели 2008г. 2009г. Темп роста, % Абсолютное  отклонение
1 Товарная продукция, услуги, тыс.руб, в том числе: 19120 21135 110,54 2015
1.1 Производство  бочек металлических емк. 200л. 5828 7451 127,85 1623
1.2 Производство  мебели 1412 1699 120,33 287
1.3 Производство  столярных изделий 1321 1709 129,37 388
1.4 Выполненные работы 10559 10276 97,32 -283
2 Реализация  товарной продукции, услуг, тыс.руб 19120 21135 110,54 2015
3 Себестоимость реализованной продукции, услуг  тыс.руб 18918 20606 108,92 1688
4 Затраты на 1 рубль, коп 99 97 97,98 -2
5 Среднесписочная численность работающих, в том  числе производственно-промышленного  персонала 122 116 95,08 -6
6 Средняя выработка,тыс руб                                              - 1 работающего                            376,1 476,4 126,67 100,3
- 1 рабочего 372,1 376,2 101,10 4,1
7 Балансовая  прибыль, тыс.руб 73 297 406,85 224
8 Рентабельность, % 1.07 2,57 240,19 1,5
 

      За  анализируемый период отмечается снижение затрат на 1 руб. товарной продукции  с 99 коп.  до 97 коп. 

      Это связаны с тем, что увеличился объем оказываемых услуг, при  которых заработная плата составляет значительную часть всех затрат, материалы  при этом используются в малом объеме, так как услуги заключаются в установлении металлических лесов, которые используются в эксплуатации в течение нескольких лет.

     Среднесписочная численность работающих уменьшилась  на 6 человек. Снижение произошло за счет сокращения работающих на мебельном участке. При этом выработка на 1  работающего увеличилась на 100,3 тыс. руб. или  26,67 %, выработка на 1 рабочего - на 4,1 тыс. руб. или 1,1 %.

     В 2009 году балансовая прибыль увеличилась в 4,06 раза или на 224 тыс. руб., что связано с увеличением объема реализации готовой продукции, также размер прибыли во многом изменился из-за внесения изменений в учетную политику в 2009 году.

     Так метод оценки потребленных производственных запасов в 2008 году был ЛИФО, а в 2009 году  бухгалтерия перешла на использование метода ФИФО, что привело к увеличению балансовой прибыли.

     Уровень рентабельности, рассчитанный в целом  по предприятию, увеличился незначительно  по сравнению с 2001 годом, на 1,5%. Это  связано с высокой себестоимостью товарной продукции, работ, услуг.

      Рассмотрим динамику производства ООО по видам деятельности (см. таблицу 2.2).

      По  данным таблицы наблюдается положительный  результат по производству мебели в 2009 году, план перевыполнен на 3%, а также в 2008 году по производству бочек металлических на 13,8%.

        По остальным видам деятельности  объем производства по плану  не выполнен, так производство  столярных изделий фактически  снизилось на 2,3%, выполненные работы  составили 84,9% от плана или  невыполнение плана составило  15,1%

      Таблица 2.2 - Динамика производства продукции и услуг ООО за 2008-2009 гг.

Вид продукции Объем производства продукции, работ,услуг, тыс.руб Темп  роста,% Объем производства продукции, работ,услуг, тыс.руб Темп  роста,%
2008г. 2009г.
  план   факт    план   факт
  Бочки металлические 5120 5828 113,8 8000 7451 93,1
  Мебель 1480 1412 95,4 1650 1699 103,0
  Столярные изделия 1645 1321 80,3 1750 1709 97,7
  Выполненные работы 11000 10559 96,0 12100 10276 84,9
  Итого 19245 19120 99,3 23500 21135 89,9

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия