Нефть, как фактор геополитических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:52, реферат

Описание

Цели и задачи исследования:
Основная заключается в выработке практических рекомендаций и предложений, которые должны быть учтены при формировании единой стратегии Российской Федерации в области сохранения и привлечения транзитных грузопотоков нефти стран Каспийского региона на основе принципов экономической обоснованности, технической осуществимости, экологической безопасности, с учетом обеспечения интересов экономической и национальной безопасности государства.

Содержание

Введение :
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОСТАВОК НЕФТИ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 27.63 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение :

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕФТИ И  НЕФТЕПРОДУКТОВ

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ПОСТАВОК НЕФТИ СТРАН  КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  СО СТРАНАМИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА  В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ 

Вывод.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 

 

Введение:

Актуальность исследования:

Термин «нефть», пришедший  к нам из персидского языка  через турецкое слово «neft», в современном  мировом лексиконе стал синонимом  общепринятого словосочетания «черное  золото». И объясняется этот факт не только тем, что сегодня нефть, наряду с природным газом, является основным и практически безальтернативным  источником энергии, но и тем, что  ее запасы невосполнимы. При этом дальнейшей переработке подвергаются лишь 10% добываемой сырой нефти, остальные 90% - сжигаются.

В соответствии  с  утвержденной  Правительством  Российской Федерации в ноябре 2009 года «Энергетической  стратегией России на период  до 2030 г.» одним из важнейших стратегических направлений  внешнеэкономической  активности  нефтяного комплекса  Российской  Федерации должно  стать  увеличение  транзита нефти  сопредельных  стран через российскую территорию. Это будет также содействовать выполнению задачи по диверсификации структуры российского экспорта, поставленной Президентом России Д.А. Медведевым, поскольку транзит по своей сути является экспортом транспортных услуг. В данном случае рост экспорта транспортных услуг должен уменьшить чрезмерную зависимость России от экспорта сырьевых товаров.

Наибольший интерес  для Российской Федерации в вопросах транспортировки нефти сопредельных стран представляют собой государства  Каспийского региона. В решении  этой задачи Российская Федерация сталкивается с необходимостью учета целого ряда важнейших факторов.

Степень разработанности темы:

Несмотря на актуальность проблемы дальнейшего развития нефтеэкспортной инфраструктуры трубопроводного транспорта Российской Федерации для обеспечения транзита каспийской нефти по ее территории до сих пор в научной литературе тема исследования не получила широкого комплексного освещения. Имеется лишь ряд отдельных публикаций в периодической печати, посвященных отдельным аспектам добычи и экспорта ресурсов из государств Каспийского региона.

Российской Федерации  по сохранению и привлечению транзитных грузопотоков каспийской нефти. Стоит  также отметить, что в настоящее  время у Российской Федерации  отсутствует стратегия по предоставлению услуг по транспортировки нефти  для сопредельных стран через  российскую территорию на мировые рынки сбыта.

В реферате подробно проанализированы: «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.», «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.», «Положение об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам», утвержденное ФСТ России. 

Цели и задачи исследования:

Основная заключается  в выработке практических рекомендаций и предложений, которые должны быть учтены при формировании единой стратегии  Российской Федерации в области  сохранения и привлечения транзитных грузопотоков нефти стран Каспийского  региона на основе принципов экономической  обоснованности, технической осуществимости, экологической безопасности, с учетом обеспечения интересов экономической  и национальной безопасности государства.

Поставленная цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

- анализ нынешнего  состояния транзитного потенциала  нефтетранспортной системы Российской Федерации;

- рассмотрение внутренних  и внешних факторов, влияющих  на возможности транзита каспийской  нефти по территории Российской Федерации;

- изучение российского  законодательства и международных  правовых актов, регулирующих транзит нефти;

- оценка ресурсных,  добывающих и транспортных возможностей  нефтяных комплексов государств Каспийского региона;

- анализ сложившейся  географии поставок и ключевых  маршрутов экспорта каспийской нефти;

- выявление геоэкономических  проблем развития нефтетранспортных  комплексов стран Каспийского региона;

- исследование форм  отраслевого сотрудничества в  Каспийском регионе на основе транспортировки нефти;

- определение перспективных  направлений сотрудничества Российской  Федерации со странами Каспийского  региона в сфере транспортировки  нефти. 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Располагая лишь одним процентом мировых запасов  нефти, ЕС потребляет почти 1/5 произведенной  в мире нефти. С его расширением  в 2004 г. увеличатся не нефтяные запасы союза, а потребление нефти, зависимость  от импорта будет расти. В настоящее  время зависимость ЕС от импорта  нефти уже составляет более 70%. Россия – второй важнейший внешний источник нефти для ЕС после Норвегии. Сейчас больше чем 15% суммарного нефтяного  импорта ЕС поступает из России, и после расширения ее доля будет  увеличиваться. Нефтяной баланс США  еще менее устойчив по сравнению  с ЕС. Хотя США имеют только 3% мировых  запасов нефти, они потребляют 1/4 ее мирового производства. Американская экономика кардинально зависит  от импорта энергоносителей, она  «проглотит» через 4-5 лет все собственные  запасы страны, если откажется от импорта. Однако нефтяные запасы стран-соседей  США относительно велики, у Мексики  – почти такие же, как у США. На американском континенте в целом  находится приблизительно 15% глобальных нефтяных запасов.

Мировые разведанные  запасы нефти сконцентрированы на Ближнем  Востоке. Пять ближневосточных стран  обладают почти 2/3 глобальных запасов: Саудовская Аравия (25%), Ирак (11%), ОАЭ (9%), Кувейт (9%) и Иран (9%). Вне Ближнего Востока самые большие запасы имеют Венесуэла и Россия. Венесуэла  обладает приблизительно 7%, Россия –  почти 5% глобальных запасов нефти. Россия производит 10% нефти, в то время как  потребляет только 4.

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая  часть добычи фактически находится  в руках 10 вертикально интегрированных  компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные  компании – «ЛУКОЙЛ» и ЮКОС производят около 40% нефти.

Стратегическая значимость любого нефтяного региона определяется объемами его разведанных запасов  сырьевых ресурсов, себестоимостью и  возможностями по добычи и транспортировки  углеводородного сырья, а также  географическим месторасположением. Так, по прогнозам ведущих энергетических организаций и агентств добыча нефти  в трех странах Каспийского региона - Азербайджане, Казахстане и Туркменистане  может возрасти с нынешних 126 млн. тонн нефти в год до 200 млн. тонн к 2015 году, а также до 275 млн. тонн к 2030 году. В этой связи для Каспийского региона, обладающего значительными запасами углеводородного сырья, важнейшей задачей эффективной реализации нефтеэкспортного потенциала является определение оптимальных маршрутов транспортировки нефти на мировые рынки сбыта.

Необходимо иметь  в виду, что разрешение этой проблемы зависит не только от интересов экспортеров  и импортеров нефти, но и от общей  расстановки геополитических сил  вокруг региона. Учитывая это в вопросах освоениях сырьевых ресурсов Каспийского  региона и определения маршрутов  транспортировки нефти, а также  с учетом неразрешенное правового статуса Каспийского моря, геополитика в этом регионе будет еще долго играть значительную роль.

В результате складывается целый комплекс противоречий между  странами-экспортерами нефти и странами-транзитерами по обеспечению взаимовыгодных и  стабильных поставок нефти из Каспийского  региона.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ПОСТАВОК НЕФТИ СТРАН  КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

Сырая нефть и  нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть  – существенный источник доходов  бюджета. Российская Федерация выступает  как один из ведущих операторов в  международном нефтяном бизнесе, являясь  крупнейшим чистым экспортером нефти  после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира.

Подавляющая часть  российской нефти уходит за пределы РФ.

Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад  – трубопровод «Дружба» с номинальной  пропускной способностью 60 млн. т. «Труба»  пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria». Последнее предоставит российским экспортерам нефти прямой доступ к Адриатическому морю, где танкеры могут быть загружены в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить в него танкерам водоизмещением до 500 тыс. т, что делает экспорт в США экономически целесообразным. Другое преимущество порта Омисал – меньшее расстояние до американских портов. Единственная альтернатива, которая обещает более низкие издержки транспортировки российской сырой нефти в западноевропейские страны и США.

Балтийская трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».

Среди различных  видов транспорта, используемых в  настоящее время странами Каспийского  региона для экспорта нефти, наибольшее значение имеет трубопроводный как  наиболее эффективный и экономичный.

В настоящее время  по магистральным нефтепроводам  Российской Федерации в транзитном режиме транспортируется нефть двух государств Каспийского региона  — Азербайджанской Республики и Республики Казахстан.

Транспортировка нефти  государств Каспийского региона  через территорию Российской Федерации  дает дополнительные доходы бюджету  страны, а также обеспечивает очевидные геополитические выгоды.

Особая значимость сохранения и увеличения транзита каспийской нефти обуславливается тем, что  в настоящее время в Российской Федерации замедляются темпы  роста добычи собственной нефти, а дальнейшие перспективы по ее наращиванию пока не ясны. В этой связи, учитывая строительство новых трубопроводных маршрутов в Российской Федерации, способных повлиять на перераспределение объемов нефти, экспортируемых в западном направлении, а, следовательно, и на уменьшение тарифной выручки, привлечение дополнительных транзитных объемов каспийской нефти по территории России смогло бы обеспечить увеличение загрузки действующих и планируемых к строительству новых экспортных мощностей, что в свою очередь позволит уменьшить общие инвестиционные затраты на их строительство и эксплуатацию, а также получать дополнительные доходы.

В целях решения  обозначенных задач в настоящее  время осуществляется реализация ряда проектов по увеличению пропускной способности  магистральных нефтепроводов, проходящих по территории Российской Федерации, призванных увеличить объемы транзитных поставок нефти из Каспийского региона. Это  в свою очередь может стать  мощным импульсом развития всей инфраструктуры российских регионов, по территории которых  будут проходить трассы нефтепроводов, а также активизировать развитие смежных с нефтяным сектором отраслей промышленности и усилить региональную и отраслевую интеграцию Российской Федерации со странами Каспийского  региона.

Необходимо также  отметить, что в настоящее время  наблюдается активная деятельность ряда зарубежных государств в Каспийском регионе по обеспечению доступа к его нефтяным ресурсам и созданию альтернативных российским маршрутам путей транспортировки нефти. При этом их усилия определяются не столько экономическими, сколько геополитическими интересами.

Учитывая тенденцию  по росту добычи и экспорта нефти  в странах Каспийского региона  и развитию нефтетранспортных маршрутов  в обход территории России, каспийская нефть может составить определенную конкуренцию экспортным поставкам  российской нефти на соответствующие  мировые рынки. При этом вполне вероятно, что основная конкуренция может  происходить за европейский рынок. В этом случае позиции Российской Федерации на главном для нее  рынке сбыта могут быть значительно ослаблены.

В этой связи обеспечение  доступа Российской Федерации к  нефтеэкспортной инфраструктуре Каспийского  региона имеет огромное значение для обеспечения ее экономических  и геополитических интересов.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  СО СТРАНАМИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА  В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ

Учитывая тенденцию  по росту добычи и экспорта нефти  в странах Каспийского региона  и развитию нефтетранспортных маршрутов  в обход территории России, каспийская нефть может составить определенную конкуренцию экспортным поставкам  российской нефти на соответствующие  мировые рынки. При этом вполне вероятно, что основная конкуренция может  происходить за европейский рынок. В этом случае позиции Российской Федерации на главном для нее  рынке сбыта могут быть значительно ослаблены.

В этой связи обеспечение  доступа Российской Федерации к  нефтеэкспортной инфраструктуре Каспийского  региона имеет огромное значение для обеспечения ее экономических и геополитических интересов.

Информация о работе Нефть, как фактор геополитических процессов