Нефть, как фактор геополитических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:52, реферат

Описание

Цели и задачи исследования:
Основная заключается в выработке практических рекомендаций и предложений, которые должны быть учтены при формировании единой стратегии Российской Федерации в области сохранения и привлечения транзитных грузопотоков нефти стран Каспийского региона на основе принципов экономической обоснованности, технической осуществимости, экологической безопасности, с учетом обеспечения интересов экономической и национальной безопасности государства.

Содержание

Введение :
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОСТАВОК НЕФТИ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 27.63 Кб (Скачать документ)

Сохранение и увеличение транзита каспийской нефти по территории Российской Федерации позволит усилить  ее позиции на европейском рынке  и даст дополнительные возможности  для освоения новых перспективных  и стабильных рынков сбыта в странах  Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одновременно считаем  необходимым отметить, что выбор  направлений транспортировки каспийской нефти влияет на маршруты нефтяных потоков в Черноморско-Средиземноморском  регионе. А с учетом перспектив роста  добычи нефти в Каспийском регионе  и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры в регионе  Черного моря, увеличение грузопотоков нефти из стран Каспия будет приобретать  все более серьезное влияние  на развитие транспортной инфраструктуры поставок нефти из Черноморского региона.

В этой связи можно  определенно утверждать, что отмеченные выше аспекты дальнейшего развития поставок нефти государств Каспийского региона через территорию Российской Федерации подтверждают актуальность и практическую значимость темы

Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов  не должна ставить под угрозу экологическую  безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через  Балтийское море, миллионам людей, живущих  на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую  рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами. Увеличение масштабов транспортировки нефти  через Балтийское море - намного  более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита. 

Вывод:

Нефтяной комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса  и налоговых поступлений в  бюджеты всех уровней. Этот вклад  существенно выше доли комплекса  в промышленном производстве.

По итогам возможным  сделать следующие основные выводы:

1. В настоящее время Российская Федерация обладает мощной системой трубопроводного транспорта нефти, базирующейся на разветвленной сети магистральных нефтепроводов 50 тыс. км), развитой нефтетранспортной (станции перекачки, резервуары и т.п.) и портовой инфраструктуре, а также единой вертикально-интегрированной структуре управления, реализуемой через ОАО «АК «Транснефть».

2. Существующая система нефтепроводного транспорта имеет значительный транзитный потенциал, который определяется особым географическим положением страны, наличием исторической взаимосвязи нефтепроводных систем государств, входящих ранее в состав единого государства (СССР), сосредоточением транзитных ресурсов в руках государства, позволяющим обеспечить долгосрочные гарантии стабильности транзита нефти, конкурентоспособным уровнем тарифов на транспортировку нефти, диверсифицированной экспортной инфраструктурой, а также намечающемся профицитом мощностей.

3. Особая важность  транспортировки нефти сопредельных  государств через территорию  Российской Федерации определяется  не только чисто экономическими  причинами, но и геополитическими  и геоэкономическими факторами,  способствующими укреплению ведущей  роли России в вопросах интеграции  экономического пространства СНГ. 

4. Наиболее значимыми  с точки зрения как объемов  транспортировки нефти через  территорию Российской Федерации,  так и стратегии сближения  политических интересов являются  государства Каспийского региона,  который в долгосрочной перспективе  (на период до 2030 года) будет оставаться  одним из крупнейших центров  по экспорту нефти. В частности  экспортный потенциал таких государств, как Казахстан, Азербайджан и  Туркменистан по некоторым оценкам  может составить к 2015 году 180 млн.  тонн, а к 2030 году 240 млн. тонн  нефти в год. 

5. Лидером в Каспийском  регионе по объемам запасов,  добычи и экспорта нефти является  Казахстан, который в перспективе  сохранит роль основного экспортера  нефти из региона. Туркменистан  обладает значительным потенциалом  по увеличению добычи нефти,  наряду с отсутствием достаточных  мощностей по экспорту нефти.  Увеличение экспорта нефти из  Каспийского региона будет влиять  на рост грузопотоков нефти  в Черноморско-Средиземноморском  регионе. 

6. Страны Каспийского  региона имеют и ищут новые  возможности транспортировки нефти  на мировые рынки, считая достижение  диверсификации экспортных маршрутов  залогом обеспечения своей энергетической  безопасности.

Основные маршруты транспортировки нефти, минуя территорию Российской Федерации, пойдут в западном направлении: Баку — Тбилиси —  Джейхан, Баку - Супса, а также потенциально по маршруту Одесса - Броды, в восточном направлении: в Китай через нефтепровод Атасу - Алашанькоу и в южном направлении в Иран (морские поставки в Неку).

7. Интересы Европейского  Союза и США в Каспийском  регионе, помимо обеспечения наиболее  благоприятных условий деятельности  для собственных нефтяных компаний, связаны также с перенаправлением  потоков нефти из региона в  западном направлении в обход  территории России. Усиливается  влияние в Каспийском регионе  (в основном в Казахстане) китайских  нефтяных компаний. Следствием китайской политики может стать уменьшение российско-казахстанского нефтяного сотрудничества в добывающей и транспортных сферах.

8. С учетом того, что уровень экспорта каспийской нефти к 2015 году может составить 180 млн. тонн, а суммарная пропускная мощность имеющихся трубопроводных маршрутов (не считая морских и ж\д) при дальнейшем их расширении может достичь 250 млн. тонн, усилится конкуренция между странами-транзитерами за право транспортировки будущих объемов нефти, при этом основная борьба в перспективе развернется вокруг казахстанской нефти.

9. Российская Федерация  при условии модернизации и  строительстве новых нефтепроводов  к 2015 году может контролировать  от 35% до 65% (соответственно пессимистический  и оптимистический сценарий) экспортируемой  трубопроводным транспортом каспийской  нефти. Другими словами за счет  выбора правильной стратегии  экономического сотрудничества  со странами Каспийского региона  в сфере транспортировки нефти,  помимо реализации политических  и социально-экономических интересов  России, может быть получена дополнительная  тарифная выручка от транзита  дополнительных 50 млн. тонн каспийской  нефти. 

10. Взаимовыгодное  сотрудничество Российской Федерации  со странами Каспийского региона  в сфере транспортировке нефти  должно стать системообразующим  фактором в реализации экономических,  политических и социально-экономических  интересов Российской Федерации  в Каспийском регионе. 

Подводя итоги к  выводу о чрезвычайной значимости и  многогранности исследуемого вопроса. Результаты исследования говорят о  практической важности изученной проблемы. Всесторонний подход к систематизации и постоянному изучению процесса развития направлений поставок нефти из Каспийского региона со стороны государственных органов и ОАО «АК «Транснефть» позволит в будущем обеспечить стабильный транзит энергоресурсов Каспийского региона по территории Российской Федерации, увеличив при этом объем тарифной выручки и реализацию геополитического влияния России в регионе. 
 
 

 

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ СПО Сыктывкарский  торгово-экономический колледж 
 

Список литературы:

Yandex.ru 

Информация о работе Нефть, как фактор геополитических процессов