Национальные интересы России на Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:13, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы - дать оценку национальных интересов России на Кавказе.
В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть геополитическую специфику Кавказского региона.
2. Рассказать об основных геополитических интересах России на Кавказе.
3. Рассмотреть различные точки зрения на тему интересов России.
4. Проанализировать «Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике».
5. Рассмотреть религиозный фактор в кавказской политике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4

Геополитическая специфика Кавказского региона как объекта постоянного внешнего воздействия……………………………. …….5-6

Геополитические интересы России на Кавказе ……………………...6-9
Дискуссии на тему интересов России ……………………………….9-11

«Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике – дополнительная записка» ………………………………………………………………11-16
Религиозный фактор в кавказской политике ………………………17-18

Вывод………………………………………………………………….... 19-20
Список использованной литературы …………………………………..21-22

Работа состоит из  1 файл

кавказppp.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

     Думается, что в определенном смысле З. Бжезинский прав. Прав он именно в том, что различие американской имперской приверженности с имперскими приверженностями других государств состоит не в сущности, а в форме осуществления империалистической экспансии. Действительно, вопрос о территориальных границах сегодня поднимается редко. Но заслуга в этом принадлежит не американской экспансии. Дело в том, что территориальные границы государств обрели условный, часто весьма формальный характер. У нас не отбирают территорию. Однако нам навязывают «внутренний американский опыт», как бы мы не сопротивлялись этому. А если мы начинаем сопротивляться активно, нас сразу обвиняют в том, что мы по-прежнему склонны к имперской приверженности.

     Здесь представляется важным и необходимым отметить то, что если мы не будем управлять своими национальными интересами, то очень скоро нами будут управлять в целях реализации национальных интересов других.

     Думается, что сказанное подтверждает позицию  тех отечественных исследователей и политиков, которые считают, что Россия не только должна осознать и сформировать свои национальные интересы, но и активно их защищать на всех уровнях взаимоотношений между государствами.

     Кавказ  имеет для России важнейшее геостратегическое  значение, а формирование и защита национальных интересов России, возможность реализации политической стратегии в Кавказском регионе в настоящее время является одной из важнейших проблем, решив которую Россия сможет обеспечить себе национальную безопасность. В этих целях представляется необходимой разработка вопроса о национальных интересах России на Кавказе8. 

4. «Пакт стабильности  для Кавказа в  теории и на  практике – дополнительная  записка» 

     В современной исследовательской  литературе можно встретить определенные варианты решения этой задачи. В частности, авторами специальной группы Центра Европейских Политических Исследований (Брюссель) по результатам конференции, состоявшейся в конце 2000 г. в Институте Европы Российской академии наук, был разработан документ, получивший название «Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике – дополнительная записка»9. В этом документе имеет место попытка воспроизвести интересы России на Кавказе в том виде, в котором их видят западные эксперты.

     Авторы  «Пакта» не вышли на уровень формулирования самих национальных интересов России. Они лишь указывают десять причин, по которым, как им кажется, Россия могла бы быть заинтересована в реализации их программы стабилизации Кавказа. Эти причины следующие:

    • Привлечение ресурсов.
    • Стратегическая инфраструктура транспорта и связи.
    • Местные экономические связи между Северным и Южным Кавказом.
    • Развитие туризма на Черноморском побережье и на Кавказе.
    • Правоохранительная деятельность для борьбы с трансграничной преступностью.
    • Военная безопасность.
    • Интересы в энергетическом секторе.
    • Развитие кавказских политических и социальных моделей.
    • Репутация во внешних сношениях.
    • Преимущества изменяемой геометрии10.
 

     Когда речь идет о привлечении ресурсов, то здесь авторами «Пакта» имеется  в виду то обстоятельство, что и  юг России, и Северный Кавказ, и государства  Южного Кавказа нуждаются в потоке инвестиций и создании рабочих мест. Россия, по мнению авторов рассматриваемого документа, должна быть заинтересована в разработке стратегической концепции сотрудничества с ЕС, а также с США по укреплению стабильности на Кавказе. Это, как считают авторы «Пакта», позволит накапливать государствам региона пакеты инвестиционных ресурсов из государственных и частных источников, необходимых для развития и укрепления стабильности.

     Что касается стратегической инфраструктуры транспорта и связи, то здесь, по мнению авторов «Пакта», необходимо иметь  в виду, что в настоящее время  проводится реконструкция системы транспортных путей и линий связи в направлении восток-запад вдоль Шелкового пути, при этом существуют далеко идущие планы интегрировать в эту систему центрально-азиатские, транскавказские и черноморские коридоры. Эти проекты получили поддержку Европейского Союза и международных финансовых организаций, к примеру, в рамках проекта ТРАСЕКА. Авторы «Пакта» отмечают, что уже согласованы серьезные инвестиции, которые появятся, как только будет найдено решение региональных конфликтов. Авторы рассматриваемого документа отмечают, что в 1999 г. Россия выступила за объединение коммуникационной оси, идущей с севера на юг, «с осью, соединяющей Северный Кавказ и юг России, а также осью восток-запад»11 . Здесь представляется необходимым отметить некорректность авторов «Пакта», состоящую в том, что они произвольно трактуют понятие «юг России». С точки зрения федеративного устройства России, ее югом является собственно Северный Кавказ. Позиция авторов рассматриваемого документа позволяет усомниться в том, относят ли они Северный Кавказ к территориальному пространству Российской Федерации.

     В целом представляется необходимым  сказать, что выдвигаемые авторами «Пакта» причины, по которым Россия должна быть заинтересована в самом  данном «Пакте», не всегда точно и адекватно отражают сложившееся положение вещей в Кавказском геополитическом регионе. Сторонники «Пакта» пытаются оценивать интересы России, однако они делают это не с точки зрения самой России, а с точки зрения того, как эти интересы понимаются в Европе и в мире в целом. Вместе с тем, доводы авторов обладают потенциалом здравого смысла и к ним, несомненно, стоит прислушаться.

     Автором данной работы осуществлена попытка  систематизации национальных интересов  России в Кавказском геополитическом  регионе. Методологическими основаниями решения поставленной задачи служат следующие посылки.

     Во-первых, для систематизации национальных интересов  России используются общие геополитические  константы. Под ними понимаются устойчивые геополитические характеристики исследуемого территориального пространства, которые определяют его геополитические особенности и геостратегическую значимость. Важнейшими геополитическими константами, характеризующими Кавказ как геополитический регион, являются следующие:

     - Кавказ представляет собой геополитический регион, влияние в котором позволяет определенному государству (или союзу государств) деструктурировать Хартленд Евразийского континента;

     - географические условия, в рамках  которых происходило становление  и развитие государственных образований на Кавказе и которые оказали определяющее воздействие на формирование политической культуры, национальных традиций, национально-психологических особенностей, конфессионального мировосприятия кавказских народов, существенно затрудняют решение задачи консолидации последних;

     - обеспечение влияния в Кавказском  регионе для России является  ключевой геостратегической задачей,  решение которой позволит ей  сформировать мощный геостратегический  потенциал, без которого Россия  снова стать великой державой  вряд ли сможет.

     В соответствии с этим предлагается выделять четыре уровня национальных интересов:

     - глобальный геополитический уровень; 

     - региональный геополитический уровень; 

     - субрегиональный геополитический  уровень; 

     - локальный внутригосударственный  уровень. 

     Данный  методологический подход представляется наиболее адекватным в плане формирования основ политической стратегии защиты национальных интересов России в  Кавказском геополитическом регионе.

     Во-вторых, систематизация национальных интересов  России в исследуемом регионе осуществляется с опорой на методологические принципы политического реализма. В соответствии с этими принципами государство рассматривается как «разумное действующее лицо на мировой арене», государственные деятели – как политические субъекты, «думающие и действующие в категориях интереса, обеспеченного силой»12, а международная политика – как борьба за влияние. Вне этой позиции трудно вообще вести речь о национальных интересах, поскольку последние утрачивают объективность своего основания.

     Отходя  от позиции политического реализма, мы можем говорить лишь об интересах  групп давления, политических партий и т.д. Так, к примеру, с точки  зрения крупных нефтяных компаний, постоянное увеличение объемов добычи и продажи нефти за рубеж является одним из основных интересов России. Так ли это на самом деле? Ведь за прошедшее десятилетие, от того, что этот «интерес» стремились реализовать при любых обстоятельствах, народ в стране не стал жить богаче. Обогатилась лишь небольшая группа людей, захватившая «рычаги управления» нефтедобычей и нефтепродажей. Поэтому, как представляется, есть лишь единственная возможность более объективно представить национальные интересы России. Такую возможность позволяет реализовать опора на принципы политического реализма, в основе которых собственно и лежит идея национального интереса. Рассматривая интересы с точки зрения государства, необходимости укрепления его влияния на мировой арене, мы в определенной степени можем оставаться на позициях объективности.

     Наконец, третье замечание, которое представляется необходимым сделать. Поскольку речь идет о системе национальных интересов России в Кавказском геополитическом регионе, постольку систематизация самих интересов базируется на реализации системного подхода к решению этой задачи.

     Учитывая  сказанное, под системой национальных интересов России в Кавказском геополитическом  регионе понимается структурно упорядоченная  совокупность национальных интересов  Российской Федерации в указанном  регионе, иерархизированная в соответствии с их геополитической значимостью таким образом, что интегративность полученного системного образования реализуется через функциональную необходимость обеспечения каждого интереса и их общую геополитическую достаточность для закрепления определенного статуса государства на мировой арене.

     Задача  систематизации национальных интересов  России в Кавказском геополитическом  регионе решается с учетом одного важного допущения. Суть его состоит  в том, что систематизации подлежат национальные интересы стратегического  масштаба и характера. Эти интересы имеют предельную степень обобщения, которая в то же время может быть и достаточной для планирования и оценки стратегических действий на основе этих интересов. 
 

     5. Религиозный фактор в кавказской политике 

     Российская  Империя формировалась не только как многонациональное, но и как многоконфессиональное государство. Хотя преобладающую роль здесь всегда играло православие (момент принятия христианства неразрывно связан с началом образования Древнерусского государства), оно никогда не выступало как самостоятельный механизм, используемый на присоединяемых территориях для достижения полного “слияния”. И если испанские конкистадоры завоевывали Америку под знаменем католицизма, обращая в эту веру все туземные племена, русские несли прежде всего идею государственности, как идею объединения, а христианство – только как черту своего менталитета, не затрагивая местных традиций и обрядов.

     Прежде  чем Россия вступила на Кавказ (соединяющий  в себе язычество, христианство и  различные течения ислама), она уже имела опыт сосуществования с мусульманскими народами (Казанское и Крымское Ханства, вошедшие в ее состав в XVI – XVIII веках). Не нарушая этнических традиций, Россия привносила в инородческие окраины элементы своей культуры, которые позволяли сближаться и развиваться взаимовыгодно. Русский народ не только не подавлял национальные особенности, но очень часто заимствовал многие из них (казачество, например, переняло горскую одежду). Привлечение инородческой аристократии в высшие государственные круги также являлось характерной особенностью функционирования российской администрации. Многие народы только с включением в состав Российской Империи обрели свою письменность (в том числе и адыги), возможность сохранять традиции, не противоречащие основным государственным законам.

     Знакомство  с культурой северокавказских народов, входящих в состав Российской Федерации  или живущих в независимых  государствах Южного Кавказа, является важным элементом гражданской ответственности  каждого россиянина. Только осознавая общность судеб наших этносов, мы можем выработать взвешенное отношение к представителям диаспор, выстроить гармоничные отношения с кавказцами, которые являются либо полноценными гражданами России, за века существования в едином государстве многократно доказавшими свою верность единому российскому народу, либо нашими друзьями и союзниками, принадлежащими к другим государствам, но связанными с ними веками общей славной истории13.

Информация о работе Национальные интересы России на Кавказе