Национальные интересы России на Кавказе

Автор работы: m**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - дать оценку национальных интересов России на Кавказе.
В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть геополитическую специфику Кавказского региона.
2. Рассказать об основных геополитических интересах России на Кавказе.
3. Рассмотреть различные точки зрения на тему интересов России.
4. Проанализировать «Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике».
5. Рассмотреть религиозный фактор в кавказской политике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4

Геополитическая специфика Кавказского региона как объекта постоянного внешнего воздействия……………………………. …….5-6

Геополитические интересы России на Кавказе ……………………...6-9
Дискуссии на тему интересов России ……………………………….9-11

«Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике – дополнительная записка» ………………………………………………………………11-16
Религиозный фактор в кавказской политике ………………………17-18

Вывод………………………………………………………………….... 19-20
Список использованной литературы …………………………………..21-22

Работа состоит из  1 файл

кавказppp.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)
 

Национальные  интересы России на Кавказе 

Оглавление 

Введение  ……………………………………………………………………3-4

 

  1. Геополитическая специфика Кавказского региона  как объекта постоянного внешнего воздействия……………………………. …….5-6
 
  1. Геополитические интересы России на Кавказе ……………………...6-9
  1. Дискуссии на тему интересов России ……………………………….9-11
 
  1. «Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике – дополнительная записка» ………………………………………………………………11-16
  2. Религиозный фактор в кавказской политике ………………………17-18
 

Вывод…………………………………………………………………....  19-20 

Список  использованной литературы …………………………………..21-22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     "Национальный  интерес" - основополагающее, методологически  важное понятие государственной  политики, выражающее важнейшие  ориентиры развития нации и  пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан России. По своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий "государственные интересы", "жизненно важные интересы", "интересы отдельных этнических групп и общностей". В чем различие между этими понятиями?

     Национальные  интересы к тому же являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей  личности, общества и государства. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития.

     Исходя  из сказанного, национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан. 1

     Кавказ  имеет для России важнейшее геостратегическое  значение, а формирование и реализация политической стратегии защиты национальных интересов России в этом регионе является важной проблемой, решение которой будет способствовать успешному обеспечению национальной безопасности нашей страны. В этих целях представляется необходимой разработка вопроса о национальных интересах России на Кавказе.

     Цель  данной курсовой работы - дать оценку национальных интересов России на Кавказе.

     В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

     1. Раскрыть геополитическую специфику  Кавказского региона.

     2. Рассказать об основных геополитических интересах России на Кавказе.

     3. Рассмотреть различные точки  зрения на тему интересов России.

     4. Проанализировать «Пакт стабильности для Кавказа в теории и на практике».

     5. Рассмотреть религиозный фактор в кавказской политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Геополитическая  специфика Кавказского  региона как объекта  постоянного внешнего  воздействия

     Когда один из русских генералов попытался 

     объяснить черкесам, что турецкий султан

     уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший 

     его старик-горец показал на вспорхнувшую с

     дерева  птичку и сказал: «Дарю тебе ее.

     Возьми, если сможешь».2 

     Северный  Кавказ сегодня - это сложная система  отношений между народами, государствами. Происходящие здесь процессы тысячами нитей связывают регион со всем миром.

     Кавказ – это не только естественная географическая граница между регионами, древнейшая транспортная артерия (Малый шелковый путь, Дорога пряностей и благовоний), связывающая два континента, но и источник стратегических природных энергетических ресурсов – нефти и газа. И, наконец, Кавказ - это стык двух цивилизаций – западной (христианской) и мусульманской, двух мировых идеологий, декларирующих различные духовные ценности и миропорядок.

     Так как в новых геополитических  условиях основной передел мира ведется  за установление полного контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на подальше главного подступа к центру мировых ресурсов - Средиземноморско-Черноморского – Кавказско-Каспийского региона. Ближайшие цели – сделать неконкурентоспособными, затратными имеющиеся российские магистральные газо- и нефтепроводы, проложив в обход России собственные транспортные артерии, доставляющие дешевое сырье из Казахстана, Азербайджана, Ирана в Европу и Америку.

     Поэтому внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно  свои национальные (политические и экономические) интересы.

     Попутно решаются среднесрочные задачи: не допустить возрождения России до уровня сверхдержавы; подорвать ее влияние в бывших советских республиках; сузить ее геостратегическое пространство до рамок собственных границ и подстегнуть сепаратистские настроения в отдельных российских регионах, в том числе и на Северном Кавказе, снижая таким образом ее престиж и имидж в мировом сообществе; превратить в сырьевой придаток развитых стран мира; усилить собственное влияние на процессы, происходящие в регионе, получив при этом экономические и политические дивиденды.

     Свои  стратегические притязания на этот край, называемый “солнечным сплетением Евразии”, объявили многие страны, и, в первую очередь, США, Великобритания, Турция.

     Следует отметить, что борьба с Россией  большинства из этих государств (кроме  США) за влияние на Кавказе имеет  долгую историю. 

     2. Геополитические  интересы России  на Кавказе 

     Геополитическое значение Северного Кавказа как  региона, оказывающего непосредственное влияние на военно-стратегическое преобладание на Ближнем Востоке, европейско-азиатскую торговлю, перспективного для сельскохозяйственного освоения и развития промышленности, а также как центра обмена культурными ценностями между народами признавалось, бесспорно, всеми государственными деятелями и просвещенной общественностью.  

     Кавказские  народы, имея все шансы (горы, обеспечивающие безопасность существования, теплый климат, способствующий развитию сельского  хозяйства, восточное побережье  Черного моря, дающее возможность вести активную и успешную морскую торговлю со всеми экономически развитыми странами, природные ресурсы – дерево, цемент, ископаемые и т.д., – позволяющие организовать свое производство и строительство, близость древнейших цивилизаций – письменность, счет, достижения в науке, искусство, перекресток основных сухопутных торговых путей) занять одно из лидирующих мест в международной политике, экономике и культуре, не использовали ни один из них, более того, изолировавшись от остального мира, переживали внутреннюю межплеменную рознь и испытывали недостаток в основных средствах существования.

     В России идея “государственности”, являясь  основополагающей, выразилась в объединяющей роли славянского этноса (завершение этого процесса было прервано политикой западных держав, что и привело к необходимости взаимодействия с другими этносами), который, включая в состав своего политического образования различные соседние племена и народы, гарантировал не только безопасность их существования, но и перспективы взаимовыгодного экономического развития. Геополитическое пространство России становилось, таким образом, областью соединения и созидательного сотрудничества многообразных культур.

     Ситуация, в которой такой стратегически  важный в военном и экономическом  отношении регион, как Кавказ, не был представлен единым или несколькими самостоятельными юридически закрепленными сообществами, не отвечала реалиям политики XIX века. Уровень цивилизационного развития европейских стран требовал налаживания отношений со всеми экономическими партнерами на Востоке. К этому же стремилось и Российское государство. И поскольку путь на Восток проходил через Кавказ, Россия неизбежно должна была устанавливать мирные отношения с горскими народами. Отсутствие собственной государственности у горцев Кавказа, а значит и гарантий соблюдения определенных условий для безопасности и экономического сотрудничества, делало необходимым функционирование российской администрации как организующего и контролирующего начала, не обеспечиваемого самими горцами.

     Российские  власти также были заинтересованы и  в большем количестве незамерзающих  баз для своего флота, и в безопасных торговых портах на Черном море, дающих выход к основным мировым рынкам – этому способствовал и благоприятный  режим Черноморских проливов. Однако черкесы (так принято называть местные племена), никогда не строившие собственных городов на побережье, общались с внешним миром только посредством торговых колоний, основывавшихся другими народами – греками, римлянами, византийцами, генуэзцами и турками, - привносившими свою культуру, которая так и не была воспринята туземным населением и постоянно отторгалась. Парадоксальным является факт полного отсутствия собственного мореплавания, характерного для всех народов, живущих на побережьях. Таким образом, не имея своих торговых пунктов и флота, горские народы Северо-Западного Кавказа не могли выступать партнерами России на Черном море.

     Налаживанию мирных долговременных связей народов  России и Северного Кавказа препятствовал  менталитет горцев, не склонных поддерживать и развивать подобные отношения. Становясь преградой в установлении цивилизационного взаимодействия между Россией и Востоком и территорией формирующегося антироссийского военного блока Турции и Ирана при посредничестве Англии и Франции, народы, населяющие Кавказ, провоцировали российские власти на более активные силовые действия.

     Борис Занегин в статье “Марксизм. Геополитика. Национализм” 3пытается найти новое идеологическое объяснение соотношению этих терминов, а также исторической миссии России: “…ключевая роль принадлежала великороссам, пассионарность которых обусловила появление на земном шаре такого уникального образования, как Россия. В геополитическом оформлении российского государства заметное место заняла также Кавказская война (1817 –1864), завершившаяся присоединением Кавказа к геополитическому пространству российской Евразии и его соприкосновению с центрами ислама. В ходе Кавказской войны была силой русского оружия приведена к покорности Чечня, вожди которой способствовали интригам Англии и Турции, стремившихся получить стратегические позиции в этом важном для России регионе”.

     3. Дискуссии на тему интересов России

 

     Национальные  интересы Российской Федерации на Кавказе  являются предметом острых дискуссий  как в научно-исследовательской литературе, так и в многообразной политической публицистике. Вместе с тем, как правило, дальше самих дискуссий данный предмет не развивается.

     В основном тональность всех дискуссий  имеет ярко выраженный полярный характер. На одном полюсе концентрируются точки зрения, в соответствии с которыми Российская Федерация ни в коей мере не желает допустить усиления чьего-либо влияния на Кавказе, кроме своего собственного. На другом полюсе оживленно формируются различные системы аргументов, в соответствии с которыми ситуация представляется таким образом, что Россия не в состоянии ни сегодня, ни в ближайшей перспективе играть решающую роль на Кавказе, поэтому обосновывается необходимость участия в «общекавказском процессе» других более влиятельных игроков (в первую очередь США и Западной Европы)4.

     Между отмеченными полярными точками  зрения есть и другие позиции. Авторы этих позиций склонны ставить  характер решений России по кавказским вопросам в прямую зависимость от готовности России продвигаться по пути демократии. В частности, некоторые «специалисты по России» стараются убедить Президента США Д.Буша в том, что «…именно готовность руководства России уйти с Северного Кавказа, никогда не бывшего ее органичной частью, должна рассматриваться мировым сообществом в качестве главного доказательства его разрыва с порочной имперской традицией»5.

     Обвинения в наш адрес относительно приверженности имперской традиции хорошо знакомы. Логика сторонников подобных позиций  весьма прозрачна: все должны отказаться от имперской приверженности, потому что в мире сегодня есть лишь одна империя – США. Один из идеологов американского господства в мире З. Бжезинский старается оправдать имперскую приверженность самих США. Он отмечает, что хотя превосходство американцев в масштабе всего мира неумолимо вызывает воспоминание о похожести с ранними «имперскими системами», расхождения оказываются более основательны6. Стремление США к доминированию, по мнению названного автора, выходит за пределы вопроса о территориальных границах. Американская мощь проявляется через глобальную систему явно американского покроя, отражающую внутренний американский опыт. Центральное место в этом внутреннем опыте, как отмечает З. Бжезинский, занимает плюралистический характер как американского общества, так и его политической системы7.

Информация о работе Национальные интересы России на Кавказе