Национальные виды спорта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:49, контрольная работа

Описание

Проблема сохранения и развития национальных видов спорта является актуальной в наши дни. Так,развитие народных видов спорта как один из главных способов оздоровления народа стал предметом дискуссии во время встречи Председателя Совета Федерации С.М. Миронова и заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева с руководителями федераций национальных и неолимпийских видов спорта.

Содержание

1. Введение....................................................................................................................3
2. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта...4
3. Русские национальные виды спорта:
§1. Единоборства...................................................................................................5-8
§2. Пляски и танцы...............................................................................................9-10
§3. Массовые игры................................................................................................11
§4.Спортивная игра - Русская лапта................................................................12-13
§5.Спортивная игра - Городошный спорт.....................................................14-15
4.Заключение...............................................................................................................16
5.Список использованной литературы................................................................17

Работа состоит из  1 файл

физ-ра2.docx

— 39.81 Кб (Скачать документ)
 

                                                        Оглавление

  1. Введение....................................................................................................................3
  2. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта...4
  3. Русские национальные виды спорта:

§1. Единоборства...................................................................................................5-8

§2. Пляски и танцы...............................................................................................9-10

§3. Массовые игры................................................................................................11

§4.Спортивная игра - Русская лапта................................................................12-13

§5.Спортивная игра - Городошный спорт.....................................................14-15

4.Заключение...............................................................................................................16

5.Список использованной  литературы................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Проблема  сохранения и развития  национальных видов спорта  является актуальной в наши дни. Так,развитие народных видов спорта как один из главных способов  оздоровления народа стал предметом дискуссии во время встречи Председателя Совета Федерации С.М. Миронова и заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева с руководителями федераций национальных и неолимпийских видов спорта.

               В ходе неё в Российском  государственном университете физической  культуры, спорта и туризма 13 ноября 2009 года прошла  презентация отдельных  национальных видов спорта –  канат, борьба на поясах, самбо,  городки. Затем прошло заседания  «круглого стола» на тему «Спорт  для всех – здоровье нации». В нем приняли участие представители  наиболее популярных и массовых  национальных видов спорта.

              Участники встречи рассмотрели  проблемы российского и мирового  опыта поддержки массового спорта, а также вопросы совершенствования  законодательства Российской Федерации  относительно национальных видов спорта и традиционных игр.  В своем выступлении С. М. Миронов отметил важность работы по сохранению и развитию народных спортивных состязаний. Яркой чертой любого народа являются созданные им спортивные игры. Эти игры веками сопутствуют повседневной жизни людей, вырабатывают особые черты менталитета народа, важные личностные качества Национальные виды спорта – это неотъемлемая часть нашего культурного достояния, которую необходимо бережно сохранять. Председатель Совета Федерации особо отметил роль М.Е.Николаева как первого Президента Республики Саха (Якутии)  в развитии национальных видов спорта народов Арктики и Сибири и создании международных спортивных игр «Дети Азии».

               В своем выступлении заместитель  Председателя Совета Федерации  М.Е. Николаев обратил внимание  на то, что наши дети в течение  года находятся в школе около  150 дней. Остальное время они проводят  вне стен общеобразовательных  учебных заведений. Надо стремиться  научить молодое поколение рационально  и полезно использовать это  время. Во многом этому содействуют  занятия спортом. Нам необходимо  не просто наращивать количество  спортивных мероприятий и организаций,  а формировать спортивный стиль  жизни молодежи. Нужно развивать  доступные молодым людям массовые  виды спорта и популяризировать  среди них занятия физической  культурой. Также будет правильным, если России поставить перед  собой цель – включить один  из российских национальных видов  спорта в программу Олимпийских  игр. Безусловно, это поднимет  международный престиж России  как великой спортивной державы  и будет содействовать пропаганде  спорта внутри страны. В российских  регионах должны быть приняты  конкретные меры по развитию  и популяризации народных  и  массовых неолимпийских видов  спорта.

              Выступившие затем участники  круглого стола неоднократно  ссылались в своих выступлениях  на опыт развития национальных  видов спорта, накопленный в Якутии. Было обращено внимание на  несовершенство федерального законодательства, касающегося физкультуры и спорта. Оно не позволяет создавать  всероссийских федераций национальных  видов спорта. Они могут иметь  только лишь статус региональных  спортивных организаций. На «круглом  столе» отмечалось, что в России  не сформулированы долгосрочные  цели развития национальных и  неолимпийских видов спорта. Но  именно от них во многом  зависит сохранение этнического  разнообразия России и культурной  самобытности её народов.

              В завершение работы участники  круглого стола внесли предложение  создать Совет по национальным  видам спорта при Председателе  Совета Федерации.                                                       3

                                                                                                                             Исторические предпосылки развития национальных видов спорта 

   Для периода  до национальных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходило образование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывались племена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен и племенных союзов. С появлением классового общества возникла такая социально-этническая общность людей, как народность, и с этого времени следует говорить о народной физической культуре. 

   Для периода  зарождения и развития наций правомерно употребление термина "национальная физическая культура". Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой.  

   Изучение  диалектики понятий и сферы действий физической культуры привело к употреблению термина "межнациональное" в данной области. Известно, что многие народы издревле живут по соседству, имеют много общего в жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего и в сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данном случае отметить, что межнациональное в физической культуре, спорте проявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой, сколько с их содержанием, внутренней структурой. 

   В современной  спортивной литературе встречаются  термины "народные виды спорта", "народные формы физической культуры". Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы. 
 
 
 

                                                                                                                                              4

   Единоборства

   Кулачный  бой. На протяжении всей Истории славяне  вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя  в быт и отразившись в традиционных "потехах". Русский кулачный бой ("кулачная потеха"), – яркий  тому пример. 

   Первые  летописные упоминания о кулачном бое  встречаются в начале XIII в. Великий  Князь киевский, Мстислав III, и князь  псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках". 

   На  первый взгляд, кулачный бой может  показаться достаточно варварским развлечением. Но, памятуя, что на Руси редкий год  обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда (который  в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией. А для государства  в целом – полезной школой, в  которой население обучалось  воинскому искусству "без отрыва от производства". Обычно плохо вооруженные  ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой. 

   Кулачные  бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой  бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища  бескомпромиссной борьбы. 

   Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми  боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения  правоты ответчика в судебном деле.

   Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами "под свое крыло" – они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей  потехи.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                              5

   Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места – городские  площади, поляны. Зимой "потеха" происходила  чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских  народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и  полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары  наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела. 

   Большинство кулачных боев были "правильными", т.е. проводившимися по правилам. Вот  основные их положения: 

   •  биться "по любви" – то есть не иметь на противника злобы, 

   •   не бить лежачего противника, 

   •  не бить сзади, 

   •   не таить в кулаке тяжелых предметов, 

   •  не ставить подножек и не захватывать одежды противника, 

   •   не бить ногами (удар обутой ногой мог  покалечить противника). 

   В боях "стенка на стенку" принимало участие  почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. 

   Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.

                                                                                                                                              6                                                                                                                                                                          

Развивались чувство  локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве. Продолжался  кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. 

   По  окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов – их поили  вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги. Однако единых правил все же не использовалось и  нередко бои ограничивались только неизменными – "лежачего не бить" и "досмерти не убивать". 

   Существовал и очень жесткий тип боя, "свалка-сцеплялка" больше напоминающий побоище – в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые. 

   Из  того, что до кулачных боев допускались  даже дети, ясно отношение, которое  имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую. 

Информация о работе Национальные виды спорта в России