Миграционная политика как инструмент регулирования динамики численности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.

Задачами работы по данной теме выступают: определение сущности миграции, выявление роли миграций в динамике численности России и Псковской области, рассмотрение миграционной политики России и ее эффективности в решении демографических задач.

Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом - государственное управление и регулирование миграционной политики.
В работе в основном использованы статистические методы исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Сущность миграции и роль регулирования численности населения………..5

1. Виды миграций…………………………………………………………………5

2. Эмиграция и иммиграция как инструменты регулирования численности и структуры населения……………………………………………………………...9

3. Причины миграций……………………………………………………………11

II. Роль миграций в динамике численности России и Псковской области…..13

1. Внешняя миграция в России в XX веке……………………………………..13

2. Особенности механического движения населения Псковской области…..15

III. Миграционная политика и ее эффективность в решении демографических задач………………………………………………………………………………18

1. Цели и задачи миграционной политики……………………………………..18

2. Меры по реализации миграционной политики…………………………….20

3. Оценка реальной эффективности миграционной политики России………22

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по демографии.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

 

В области миграции и  расселения определены следующие направления действий:

 

- разработка и корректировка  законодательства, регулирующего иммиграционные  процессы, обеспечивающего контроль над выездом, въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов;

- финансирование мер,  направленных на стимулирование  иммиграции в Российскую Федерацию,  интеграцию мигрантов, проведение  селективной миграционной политики, развитие системы иммиграционного  контроля;

- привлечение и закрепление  на новом месте жительства иммигрантов определенных категорий, что диктуется демографическими, социально-экономическими и геополитическими интересами России, определяется гуманитарными соображениями и международными обязательствами;

- проведение активной  региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, с расширением привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе;

- разработка механизмов передачи в пользование земельных участков российским гражданам, что позволит закрепить их в геополитически значимых регионах и будет препятствовать передачи земли в собственность иностранным гражданам;

- разработка системы  приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны Запада.

Политика привлечения  требует создания действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и в перспективе трудовых ресурсов. Следует разработать меры селективной иммиграционной политики, определять пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

Программа привлечения  трудовых мигрантов из-за рубежа в  РФ и противодействия нелегальной  миграции сформулирована в «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

 

Для реализации программы  переселений необходимо:

 

- разработать законодательство  об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграций иммигрантов в российское общество;

- определить основные категории иммигрантов, в том числе иммигрантов, воссоединяющихся с семьями, экономических иммигрантов и беженцев;

- разработать программы  по содействию постоянной иммиграции  и расселению иммигрантов;

- определить критерии  привлечения в приоритетном порядке экономических иммигрантов из государств – участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.

 

Среди первоочередных мер, направленных на повышение эффективности  временной иммиграции, следует выделить:

 

- упрощение процедур  привлечения и использования  иностранной рабочей силы;

- изменение механизма  квотирования выдачи иностранным  гражданам приглашений на въезд  в Российскую Федерацию в целях  осуществления трудовой деятельности  на более эффективный механизм, обеспечивающий в полном объеме необходимую иммиграцию и соблюдение государственных интересов;

- реализацию программ  по привлечению высококвалифицированных  иностранных специалистов;

- совершенствование системы  привлечения иностранной рабочей  силы на основе двусторонних межгосударственных соглашений;

- разработку мер социальной  защиты временных иммигрантов  и членов их семей.

 

Статус вынужденного переселенца должен предоставляться  лишь тем лицам, кто в этом действительно  нуждается. В связи с ограниченностью ресурсов предполагается установление квот для беженцев, а также изменение критериев для признания лица беженцем или вынужденным переселенцем.

 

Первоочередные меры предупреждения и пресечения нелегальной  миграции включают:

 

- разработку и реализацию  программы регуляризации положения нелегальных иммигрантов;

- введение жестокой  системы наказаний за контрабанду  и торговлю людьми, а также  усиление санкций к работодателям,  использующим труд нелегальных  иммигрантов;

- модернизацию системы  иммиграционного контроля;

- развитие международного  сотрудничества, в том числе в  рамках соглашений по борьбе  с организационной преступностью  и реадмиссионных соглашений. [3, C.196]

 

 

3. Оценка реальной  эффективности миграционной политики  России

 

 

Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.

В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как  во многих экономически развитых странах  мира. В настоящее время спрос  России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней различных представителей политических и экономических кругов и общественности.

В настоящее время  миграционная политика государства  направлена на интеграцию России в  международный рынок труда, включая привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, а также совершенствование  и развитее форм и методов  государственного содействия трудоустройству российских граждан за границей.

Не менее актуальным является предотвращение и пресечение незаконной миграции. Значимым направлением миграционной политики является оказание поддержки при адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывающих в Россию и ряд других направлений.

В области внешней  политики особого внимания заслуживает выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище и вынужденных переселенцев.

Но во многом это просто слова нашего правительства, на самом  деле, в области миграционной политики Россия имеет большие проблемы.

К примеру, до сих пор  нет эффективных рычагов регулирования  миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован  механизм квотирования иностранной  рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

Одним из факторов, оказывающих  негативное влияние на современную  миграционную ситуацию в стране, является избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России на фоне устойчивого сокращения численности населения в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Избыточную миграционную нагрузку испытывают Республика Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. При этом меняется этнический состав населения. Так, характерными чертами этнической структуры миграционного прироста Ставрополья в последние десятилетия стал интенсивный рост ее полиэтнизации, который сочетается с быстрым снижением в миграционном приросте доли русских и увеличением доли кавказских народов. [6, C.93]

 

В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года выделены приоритеты демографического развития в области миграции, к  которым относятся:

 

- привлечение иммигрантов  в Россию, в первую очередь  из государств СНГ и Балтии;

- создание экономических  условий для сокращения эмиграции  и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого  потенциала;

- проведение комплекса  правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ;

- совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных  мигрантов и регулирования миграционных  процессов. [9, C.114]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Миграция неотъемлемая часть жизни населения. В настоящее время миграция приобретает все большее значение. Это обусловлено, с одной стороны, бедностью и нищетой государств, не дающих минимальных гарантий реализации жизненных планов своих граждан. В этом случае те, кто хочет изменить к лучшему свою судьбу, начинают поиск этих необходимых гарантий в другом месте. Эти тенденции были отмечены еще А. Смитом, который благодарил бедных за их стихийные перемещения в более богатые территории, что способствовало выравниванию уровня зарплат от территории к территории. С другой стороны, глобальным старением населения и низкой рождаемостью, особенно в экономически развитых странах, в первую очередь Европы, и сопряженной с этим нехваткой рабочей силы. Именно поэтому следствием миграции могут быть культурные воины из-за «балканизации» языка и религии; электораты могут разделиться по этническим признакам, а эмигрантские лидеры – влиять не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику. Оказывая дестабилизирующее воздействие на межэтнические отношения, миграция способствует росту социальной напряженности в обществе. Вместе с тем в бедных странах, откуда уезжают люди, эмиграция уменьшает безработицу, ведет к росту денежных переводов, рассылаемых работающими за рубежом родным. А, следовательно, улучшает положение людей.

Другой не менее важной проблемой является незаконная миграция. Вновь, как и сотни лет, назад, появилась, казалось бы, изжившая себя и вроде бы невозможная цивилизационном обществе торговля людьми. Ежегодно жертвами торговцев людьми  становятся 600-800 тысяч человек. По некоторым данным, незаконные перевозчики мигрантов и торговцы людьми получают прибыль в размере 10 миллиардов долларов в год. Торговля людьми становится одной из опаснейших угроз цивилизации, сравнимой с преступностью, терроризмом, наркоманией, наркоторговлей.

Все эти проблемы будут  решаться только тогда, когда в государстве  выработается не только эффективная  миграционная политика, но и экономика, социальная и культурная сферы и  так далее.

В настоящее время  в России многие сферы далеки от совершенства.                

Несмотря на то, что  за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной  проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня – коренная реконструкция государственной политики в той области.

Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:

- обеспечения крыши  над головой для всех беженцев;

- создания рабочих  мест для вынужденных переселенцев  в соответствии с их квалификацией и потребностями России;

 

- оптимальному использованию  трудовых мигрантов из стран  СНГ исходя из интересов обеспечения  экономики страны и ее регионов  необходимыми трудовыми ресурсами;

- прекращению нелегальной  миграции.

Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бондырева С.К. Миграция. – М.: НПО «МОДЭК», 2004. – 296с.

2. Борисов В.А. Демография. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 349с.

3. Бреева Е.Б. Основы  демографии. – М.: «Дашков и К». 2009. – 388с.

4. Бутов В.И. Демография. – М.: «МарТ», 2003. – 529с.

5. Витковская Г. Миграция  и безопасность в России. –  М.: Интердиалект +, 2000. – 341с.

6. Гаврилова И. Бич  миграции // Свободная мысль, 1997. - №7  – С.93-98.

7. Горбунов Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и  труд, 1995. - №11 – С. 36-37.

8. Дадалко В.А. Мировая  экономика. – Мн.: «Ураджай», 2001. –  400с.

9. Зайончковская Ж.А.  Миграция населения как индикатор  социальной ситуации в постсоветском  пространстве // Проблемы прогнозирования, 1997. - №3 – С. 119-128.

10. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир // Социс,1995. - №3 – С.7-11.

11. Костаков В. Миграция: беда или благо? // Экономист, 2000. - №2 – С.34-39.

Информация о работе Миграционная политика как инструмент регулирования динамики численности населения