Миграционная политика как инструмент регулирования динамики численности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.

Задачами работы по данной теме выступают: определение сущности миграции, выявление роли миграций в динамике численности России и Псковской области, рассмотрение миграционной политики России и ее эффективности в решении демографических задач.

Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом - государственное управление и регулирование миграционной политики.
В работе в основном использованы статистические методы исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Сущность миграции и роль регулирования численности населения………..5

1. Виды миграций…………………………………………………………………5

2. Эмиграция и иммиграция как инструменты регулирования численности и структуры населения……………………………………………………………...9

3. Причины миграций……………………………………………………………11

II. Роль миграций в динамике численности России и Псковской области…..13

1. Внешняя миграция в России в XX веке……………………………………..13

2. Особенности механического движения населения Псковской области…..15

III. Миграционная политика и ее эффективность в решении демографических задач………………………………………………………………………………18

1. Цели и задачи миграционной политики……………………………………..18

2. Меры по реализации миграционной политики…………………………….20

3. Оценка реальной эффективности миграционной политики России………22

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по демографии.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

В 1991 году, по мнению половины экспертов – представителей аппарата государственного управления, науки и бизнеса, в ближайшие 5 лет можно было ожидать выезда из страны 2-4 миллиона человек, а еще 30% считали, что их число достигнет 4-5 миллионов человек. По оценкам западных экспертов, масштабы эмиграции должны были достигнуть 20 миллионов человек. Однако в действительности резкого увеличения эмиграции из России не произошло. Это типичное поведение людей, оно было отмечено еще А. Смитом, который признавал, что «человек из всех грузов наиболее трудно поддается перемещению». Множество исследователей подтверждали то же самое: люди эмигрируют гораздо меньше, чем предсказывают различные экономические и демографические модели. Привязанный к своим родным, своему языку, своей стране, к ее гуманитарному богатству, мало транспортабельному из-за недостаточной стандартизованности, человек имеет тысячу причин, лишь один из 40 человек проживает за рубежом, часто, будучи вынужденным к этому локальным конфликтом, выбирая, по возможности, соседнюю страну.

Этот факт подтверждает и эмиграция из России. Так, за период 1992-2004 годов в страны ближнего зарубежья выехало 1,8 миллионов человек. Наибольшее количество эмигрантов уехало на Украину - 821,8; в Казахстан – 312,8; Беларусь – 202,4; Узбекистан – 86,7; Молдавию – 63,9;Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Армению – менее чем 50, в страны Балтии – 28 тысяч человек. Эмиграция, в страны дальнего зарубежья начиная с 1990 года, колеблется в пределах от 118 тысяч человек, в 1995 году до 42,8 тысяч человек. В целом с 1992 по 2004 год из России выехало около 1,3 миллиона человек. [2, C.214]

 Выбывшее в европейскую  часть население замещалось иммигрантами  из соседних стран. В ряде  населенных пунктов, граничащих  с Казахстаном, численность мигрантов  превышало количество местных  жителей, а в приграничных регионах  Дальнего Востока и Сибири численность китайцев составляло 210-220 тысяч человек.

Значительные масштабы имела и незаконная миграция.

Вместе с тем Россия не привлекала проживающих в дальнем  зарубежье, особенно в странах с  развитой экономикой. Из этих стран за 90-е годы в Россию прибыло 12 тысяч человек, в том числе из Германии – 1832, Израиля – 1620, США – 455, Греции – 226 человек. Из них 66,2% - в трудоспособном возрасте, 14,2% - моложе и 23,3% старше трудоспособного возраста. [12, C.56]

 

 

 

 

 

 

2. Особенности механического движения населения Псковской области

 

В силу ряда причин область  во второй половине XX века испытала интенсивную депопуляцию, связанную с оттоком молодёжи и, как результат, старением и естественной убылью населения. Если по переписи 1926 года в нынешних границах области жили 1678 тысяч человек, 1959 года — 952,8 тысяч, то к 1989 году население сократилось до 845,3 тысяч, а к началу 2009 года — до 696,4 тысяч, к началу 2010 года — до 688,6 тысяч. При этом по темпам убыли населения Псковскую область превосходят только некоторые регионы крайнего Севера, откуда продолжается массовый выезд населения. В 1990-е годы Псковскую область неофициально называли «столица российской депопуляции», её демографические показатели использовались в учебной литературе для иллюстрации соответствующих процессов. [15]

Мировой финансовый кризис стал отправной точкой в оценке влияния  миграционных процессов, выработке  дополнительных мер по противодействию  незаконной миграции. Но это должна быть не борьба с незаконной миграцией, а усилия по устранению ее причин.

Псковская область является зоной транзитного проезда. В 2009 году число въехавших через регион иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации в 26 раз превысило число вставших на миграционный учет в УФМС России по Псковской области.

Наибольший поток иностранных  граждан и лиц без гражданства  через государственную границу  отмечается в мае – сентябре, пик миграции приходится на июнь –  август.

Среди целей въезда иностранных  граждан и лиц без гражданства на территорию Псковской области преобладают: частная, туристическая, деловая, осуществление трудовой деятельности, обучение, гуманитарная.

По-прежнему в область  для осуществления трудовой деятельности приезжают граждане Узбекистана, Украины, Молдовы, Армении, Таджикистана.

В 2009 году выдано 3748 разрешений на работу иностранным гражданам, что  на 205 единиц больше, чем в 2008 году.

Основное количество иностранных граждан осуществляет трудовую деятельность в городах  Пскове и Великие Луки, Гдовском, Плюсском, Печорском, Стругокрасненском районах.

В подавляющем большинстве  случаев иностранные рабочие  находятся на низкоквалифицированных рабочих местах, а в высокоинтеллектуальных, высокопроизводительных секторах экономики  их минимальное количество. Также иностранные рабочие задействованы в сфере услуг, строительстве, то есть тех областях, которые не пользуются спросом у российских граждан.

Таким образом, основными  сферами занятости иностранных  граждан в 2009 году на территории Псковской  области явились: строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, лесное хозяйство, торговля, транспорт. [14]

Проводимый еженедельный мониторинг движения иностранной рабочей  силы, оперативный обмен информацией  между всеми заинтересованными  ведомствами в области позволяет ситуации в сфере использования трудовых мигрантов оставаться стабильной.

Говоря о миграционных процессах на территории Псковской  области, следует учитывать 2 основных фактора: с одной стороны - наличие государственной границы с Латвийской и Эстонской республиками с функционированием на ней государственных структур, что позволяет достаточно эффективно осуществлять контроль за въездом и выездом иностранных граждан, бороться с незаконной миграцией; с другой стороны - отсутствие контролирующих органов на границе с Республикой Беларусь, что позволяет иностранным гражданам в отдельных случаях бесконтрольно прибывать в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь и через ее территорию.

В целом на территории области в 2009 году проведено 4330 мероприятий, в ходе которых проверкам подвергались объекты строительства и бытового обслуживания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, жилой сектор. Они проводились не только с целью выявления нелегальных мигрантов, но и для привлечения к административной ответственности работодателей, использующих труд нелегалов с целью получения дополнительной прибыли за счет нарушений налогового и миграционного законодательства.

Можно сказать, что на протяжении последних 5 лет в общем потоке незаконной миграции на территорию региона из стран Содружества Независимых Государств, преобладают выходцы из Узбекистана, Молдовы, Украины, Армении, Азербайджана, Беларуси, Таджикистана. Кроме стран СНГ, к числу основных государств - «доноров» незаконной миграции можно отнести прибалтийские государства, Польшу и Грузию.

В ходе проведенных мероприятий  составлено протоколов за нарушение  режима пребывания иностранными гражданами - 2889, за нарушение принимающей стороной правил пребывания иностранных граждан - 1072.

Говоря о привлечении  к административной ответственности, следует особо подчеркнуть ответственность, установленную для работодателей  за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина. В ходе проверок в 2009 году выявлено 414 иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность. Все они привлечены к ответственности, штраф за такое нарушение устанавливается от 2 до 5 тыс. рублей. На работодателя, если он является физическим лицом, налагается административный штраф до 5 тысяч рублей. Совершенно иные меры ответственности предусмотрены для юридических лиц: штраф составляет до 800 тысяч рублей за каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного работника.

Несмотря на такое серьезное ужесточение ответственности, мы выявляем работодателей, незаконно привлекающих к труду иностранных граждан. Если за 2008 год по статье 18.15 КоАП РФ к ответственности привлечено 318 работодателей, то за 2009 год их число составило 376. Сумма наложенных штрафов превысила 5 миллионов рублей.

В целях доведения  норм миграционного законодательства разъяснительная работа проводилась  с руководителями хозяйствующих  субъектов, привлекающих иностранных  работников, и руководителями национальных диаспор.

Совместная работа со всеми правоохранительными органами, а также прогноз развития ситуации, связанной с пребыванием на территории области иностранных граждан, позволяет  сделать вывод, что миграционная ситуация на протяжении нескольких лет  останется стабильной. [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Миграционная политика и ее эффективность в решении демографических задач

 

1. Цели и задачи  миграционной политики

 

Под миграционной политикой  понимается сфера государственного управления, направленная на регулирование процессов перемещения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. [16]

 Она включает в  себя, во-первых, некую систему идей и принципов, которыми руководствуются государственные структуры, и общественные институты при выборе мер по достижению поставленных целей, во-вторых, программу конкретных мероприятий по обеспечению этих целей, в-третьих, финансовое, кадровое, организационное обеспечение намеченных мероприятий, в-четвертых, ответственность за полученные результаты.

Основной целью государственной  миграционной политики является регулирование  миграционных потоков, преодоление  негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Современная Россия столкнулась  с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше мы практически не сталкивались с проблемами беженцев, «утечкой мозгов», нелегальными иммигрантами, незаконной иммиграцией и так далее. Естественно, что нынешняя миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов.

 

Основными задачами государственной  миграционной политики являются:

 

- защита прав и интересов  мигрантов;

- защита интересов  российских граждан;

- обеспечение безопасности  государства;

- развитие системы  иммиграционного контроля;

- соблюдение государственных  интересов при разработке и  реализации миграционных программ  и мероприятий;

- создание системы  предупреждения ситуаций, ведущих  к внезапным массовым недобровольным  перемещениям населения;

- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

- развитие сотрудничества  с зарубежными и международными  организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции;

- создание условий  для приема и размещения мигрантов,  стимулирующих их активное участие  в процессе адаптации к существующему  социально-экономическому положению;

- предотвращение незаконной миграции 
, проведение информационных компаний;

- комплекс административных  мер, связанных с укреплением  границ, повышением технической  оснащенности пограничной службы, созданием на въезде системы  иммиграционного контроля;

- работа с транспортными  перевозчиками нелегальных мигрантов, использование штрафных санкций за нелегальную иммиграцию и незаконную занятость мигрантов;

- регулирование статуса  иммигрантов, осуществление программ  легализации для незаконных мигрантов;

- организация депортации  нелегальных мигрантов.

 

Исходя их поставленных задач государственная миграционная политика, в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

 

- стимулирование рационально  территориального распределения  потоков вынужденных мигрантов;

- недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

- личное участие вынужденных  переселенцев в обустройстве  на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке;

-   регулирование  размещения беженцев и вынужденных  переселенцев в районах, располагающих  для этого необходимыми условиями,  в соответствии с федеральными  и региональными миграционными  программами;

- регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

- регулирование потоков  вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

- осуществление мер  экономического и социально характера,  направленных на увеличение продолжительности  жизни и собственного прироста  населения в регионах России. [13]

 

 

 

2. Меры по реализации  миграционной политики

 

В области миграции и  расселения необходимо принятие мер  с целью: регулирования иммиграционных потоков, создания действенного механизма  миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации, повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития страны, обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

Информация о работе Миграционная политика как инструмент регулирования динамики численности населения