Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:23, дипломная работа

Описание

В эпоху после «холодной войны» Россия, а вместе с ней все бывшие республики Советского Союза - осколки единого государства, выступают с ослабленных и от того уязвимых позиций. По этому передел мира по итогам «холодной войны» сводится к дележу советско - российского наследства. Итак России предстоит развиваться в весьма специфическом мире, который явно не предоставит ей благоприятных условий.

Содержание

Введение

Глава I. Геополитическая стратегия России в отношении стран Западной Европы.

1. Геополитические последствия развала СССР.
Геополитика, безопасность, национально-государственные интересы.

Глава II. Военно-политические интересы России по отношению к Западной Европе.

1. Отношение России к расширению НАТО на Восток.

2. Достойный выход из недостойной ситуации.

Глава III. Экономические отношения России и стран Западной Европы в 90-е годы 20-го века.
Национально-государственные интересы России в отношении с Западной Европой.

2. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР.

3. Европейский Союз (ЕС) и Россия: партнерство и сотрудничество.

Заключение.

Список источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом геополитика.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

      Хотя  сомнения в намерениях Запада  в отношении  России в массовом сознании ни когда  не исчезали, в 1991 - 1993 г. г. имидж Запада  продолжал оставаться положительным   и включал в  себя : представление  о нем  как об образце которого следовало достичь, единственной силе, способной преодолеть агрессивности аппозиции, политически поддержать реформы, реальном источнике экономической поддержки. Реально осуществлялись займы - наименее продуктивный вид   помощи  не дающий стимул производству. Деньги были потрачены бездумно . В результате сто тридцать миллиардов долларов российского долга стали не связующим звеном, а  постоянным раздражителем. Сказалась разница в восприятии, в мировоззрении, психологии. Российское руководство ожидало «премий» за крах коммунизма, «золотой дождь» за добровольные геостратегические уступки  и ликвидацию военной угрозы. С началом предложенного правительством  Е. Гайдара варианта реформ началось и отрезвление от « прозападной эйфории».

       Российское  руководство не смогло принять надлежащие законодательные меры для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Ожидания потока западных инвестиций в Россию не сбылись. Более того страна оказалась неустойчивой к негативным социальным последствиям «шоковой терапии», чем можно было предположить - затяжной кризис власти 1992 - 1993 г. г.  и события октября  1993 года в Москве однозначно на это указали.

       Колоссальный  рост цен  на фоне снижения вдвое производства, вызванного жесткой  структурной ломкой  старого хозяйства, подведения отечественной продукции к барьеру конкуренции с западными товарами, который она взять заведомо не в состоянии, несовершенство законов,  отсутствие  доверия новых и старых предпринимателей  к правительству - все это создало ситуацию, когда отток финансовых средств из России намного превышает объем внешних поступлений.8  В российском обществе стало распространяться мнение о том, что реформы вообще небыли нужны, а проводились под давлением Запада.  Cледование за Западом в деле внедрения рыночных отношений, стало ассоциироваться с потерей основных социалистических завоеваний в  здравоохранении, образовании и т. п.  Особенно неблагоприятно для Запада явилось то обстоятельство, что экономические тяготы  ударили по традиционной опоре Запада - интеллигенции, людям науки,  преподавателям, врачам. Именно они создали в России гуманистический образ Запада, именно они шли на конфликт с партийными структурами веря в открытость Запада. В одном только 1993 году сорок тысяч ученых выехали из страны. Огромное количество людей интеллектуального труда в самой России деградировало, опустилось до уровня уличной торговли. Для восстановления утраченного интеллектуального потенциала понадобятся поколения . И будут ли они такими же приверженцами гуманистических Западных ценностей.   

  

    Параграф 2. Геополитика, безопасность, национально-государственные  интересы. 

      Россия, если она осознает себя силой, то она  не может не думать о безопасности и  тем самым  не выражать общий интерес  народа. Безопасность же прямо связана с геополитическим положением страны. Уже самый беглый взгляд на карту России говорит об уникальности ее геополитического положения. Именно оно во многом определяет характер      ее социально-политического и экономического развития, определяет характер ее взаимоотношений с внешним миром, а тем самым проблему ее безопасности. На карте мира Россия занимает центральную позицию или, в терминологии геополитики, - хартленд  (Сердцевинную землю). Присмотримся к занимаемому ею положению: оно очень о многом говорит и многое объясняет не только из ее прошлого, он и возможно ее будущего.  С севера она зажата  Северным  ледовитым океаном, с юга - труднопроходимыми и малодоступными горными цепями, выходы к открытым морям достаточно ограничены; основные реки текут либо в Ледовитый океан либо в  каспийский «тупик»; основные минеральные богатства  находятся в суровых  и малообжитых местах, в отдалении от центральных районов и друг от друга; земли в основе малоплодородные, климат суровый, зама длинная, лето короткое и как правило плохое. Как говорили евразийцы, «географическая обездоленность» России детерминировала экстенсивный характер ее территориального и социально-экономического развития и необходимость собирания вокруг себя земель так, чтобы одни ее части могли компенсировать свою ограниченность в ресурсах другими частями. Ни одна из этих частей не была самодостаточна  ни в экономическом, ни в военно-политическом отношении.  Геополитически каждая часть дополняла другие и все вместе они составляли обусловленное природой и пространством единое тело. Главной его особенностью была специализированность; оно представляло хозяйство, в котором все территории и земли были связаны взаимным хозяйственным обменом, основанном на естественном разделении труда. Просто говоря, юг снабжал всю страну хлебом, Средняя Азия  хлопком и фруктами, Урал и Казахстан - углем и металлом, Азербайджан и Татарстан - нефтью, Москва и Ленинград современными машинами и приборами, Иваново, Вологда - тканями, Сибирь- лесом, золотом и т.д. Сегодня эта система хозяйственных связей разрушена и с этим разрушением сразу же возникло небывалое прежде в России и в других бывших ее частях проблема экономической и прочей безопасности. Не смотря на помпезные объявления суверенитетов бывшими советскими республиками  они как и прежде остаются не самодостаточными  и именно это во многом  будет определять характер отношений между ними и пути общего развития. Признаки отрезвления уже на лицо.

      Геополитика для нас во многом - сфера еще неизведанная. Не вдаваясь в ее глубины,9 отметим лишь, что она охватывает нужды и потребности государства (или нации), связанные с занимаемым им пространством и с его изменениями. Если идет речь об обеспечении суверенитета государства, о сохранении его независимости и территориальной целостности, об обеспечении его внутренней и внешней безопасности, то есть обо всем том, что подходит под категорию национально-государственного интереса, то мы тем самым  уже вступаем в область геополитики. Так что национально-государственный интерес, безопасность, геополитика - это неразрывные звенья одной цепи, касающиеся суверенитета государства.

      В свою очередь, суверенитет - это  безусловный  приоритет целого и общего над частным  и особенным. Более  дробно это выглядит примерно так : суверенитет  государства выражается прежде всего в единой центральной власти, в единых вооруженных силах, в единой финансовой системы, в единой внешней политике, в единой внешней границе государства, Суверенитет государства не допускает существования в его пределах каких-либо иных вооруженных формирований, кроме предусмотренных общими его законами. В этом смысле государство имеет безусловную монополию на легитимное применение насилия. Такая монополия предоставлена ему обществом для защиты своих интересов.

      С точки зрения суверенитета, геополитики и обеспечения безопасности ключевую роль играет сохранение территориальной целостности государства. Решение этой задачи  невозможно без четкой единой для государства  концепции внешних границ и системы обеспечения их неприкосновенности. Надо заметить, что проблема границ вообще является центральной в геополитике.  Выше говорилось, что территория и население еще не характеризуют государство. С государством связано не просто территория, а политическое пространство. Пространство же становится политическим тогда, когда оно имеет фиксированные границы и когда охраняется их нерушимость. В свою очередь, население становится как минимум народом только в пределах политического пространства.

      Суверенитет государства превращается в пустой звук, если оно не имеет границ, если эти границы размыты и неопределенны, если они не охраняются.  Границы необходимы только для того, чтобы поставить заслон враждебному проникновению, но и для установления нормальных, цивилизованных отношений с соседними государствами, основанных на взаимном интересе. Там, где таких границ нет, отношения между государствами обычно принимают перманентно конфликтный характер.

      Сегодня много говорится  и пишется о  различных видах  безопасности : безопасности внутренней и внешней, военно-политической, экономической, социальной, экологической, интеллектуальной, информационной и т.д. Однако все они при внешнем своем различии имеют общий знаменатель  - граница. Когда ее нет или когда она распахнута настежь, то не иначе как странным интеллектуальным извращением выглядят все рассуждения о безопасности. Это равносильно тому, как если бы дом не имел ни окон. Ни дверей, ни запоров, ни забора, а его хозяева жаловались бы на кражи, ни покушение на их жизнь, на присутствие в доме нежелательных посторонних и т.д. Всякий в ком есть хоть капля здравого смысла, посоветовал бы им вместо жалоб поставить забор и двери и был бы прав.

      В самом деле, какой  смысл заниматься борьбой с преступностью, если  двери и  окна государственного дома раскрыты и на место выловленных преступников тут же становятся новые. В первые годы перестройки появилась статья А. Гурова « Лев готовится к прыжку». Автор предупредил общество о мафиозной угрозе, но его поспешили опровергнуть, дескать, никакой настоящей мафии в стране нет. А теперь, по прошествии всего нескольких лет, мы слышим лишь беспомощное блеяние о тотальной мафиизации страны. Кто ответит сейчас за то, что блокировал сигнал об опасности? Кто ответит за многочисленные жертвы не остановленной вовремя организованной преступности?  Никто.    Как можно всерьез говорить об экономической безопасности, если есть возможность спокойно, не боясь санкций душить отечественное предпринимательство дешевым, некачественным, но изобильным товаром, текущим широкой рекой из-за рубежа. Об экологической безопасности в условия открытости границ говорить смешно западные и восточные соседи только и норовят как бы в необъятные российские просторы сбросить отходы своих вредных производств.

      Нельзя  обойти и тот угрожающий факт, что угроза территориальной  целостности России очевидно. Если этому не поставить заслон он сможет быстро обрести необходимую силу, когда одна уступка неизбежно будет вести за собой отступление и сдачу позиций по другим пунктам, Любая территория государства, как бы мала  она не была, какой бы малозначимой не казалась, есть и в любых условиях остается  символом суверенитета государства, неотъемлемой частью всего живого государственного организма, его истории, его чести и достоинства. Уступка той или иной территории способна создать для государства опасный прецедент при решении спорных территориальных вопросов в других местах. Государство имеет то, что имеет; и то, что имеет оно обязано сохранять и защищать - это его священный долг и главный национальный вопрос.

      Все это относится  к государству. Там где его нет, ждать выполнения требований, связанных с защитой национально - государственного интереса - бессмысленно. Каждое государство уникально, оно представляет собой историческую индивидуальность, наделенную только ей присущими чертами, отражающими самобытную историю, культуру и весь духовный склад народа. Уникален поэтому  и национально-государственный интерес каждой нации.

      Мы  ушли из одного гражданско-государственного состояния и не пришли ни к какому другому. Пока  государство  и гражданское общество не станут достаточно сильными, чтобы преодолеть стоящие перед ними трудности развития  и установить свое неоспоримое право на существование перед лицом внутренних и внешних сил, до той поры проблема  национально-государственного интереса решена не будет.

 

Г  Л А В А   2

                                                       

ВОЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

      Параграф  1. Отношение России к проблемам  расширения НАТО на Восток.

      Из  радио обращения  Бориса Ельцина  26. 03. 1997 г. « О результатах  переговоров в Хельсинки». «Мы подробно обсудили широкий комплекс международных проблем и подписали пять совместных заявлений:

  • О взаимодействии в укреплении  европейской безопасности.
  • О сокращении ядерных вооружений.
  • О договоре по противоракетной обороне.
  • Заявление по химическому оружию.
  • Совместное заявление о развитии  экономического сотрудничества России и США.           

      Но  все-таки  главной  темой  был вопрос о расширении НАТО на восток, в результате чего этот альянс выходит на границы бывшего Союза. Мне надо было объяснить президенту США, что мы принципиально не согласны с планами расширения НАТО.10 Что близкое соседство такой мощной военной организации угрожает безопасности нашей страны. Что подобные планы - большая ошибка. Переговоры были самыми трудными на моей памяти. Иногда даже казалось, что мы разойдемся ни с чем. Между нашими «нет»  расширению НАТО и их «да»  пролегало слишком большое расстояние. Окончательно преодолеть его  не удалось, однако удалось добиться ощутимых результатов и свести к минимуму последствия этого расширения.»11

Информация о работе Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы