Воздействие предприятий народного хозяйства на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:50, реферат

Описание

В процессе развития общества постоянно существует проблема несоответствия соотношения между возрастающими потребностями людей и фактическим наличием ресурсов. Огромный ущерб окружающей среде наносится в результате нерационального природопользования, что приводит к загрязнению и истощению природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экологический паспорт предприятия………………………………...4
Глава 2.Воздействие отраслей народного хозяйства на окружающую среду..6
Глава 3.Экологическая политика………………………………………………13
§1.Экологическая политика предприятия……………………………………..13
§2. Основные эколого-экономические принципы…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………....18
Список использованных источников……….………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

ekologia.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)– основной источник загрязнения водных объектов, в 2003 на его долю пришлось 11 573,1 млн м3 (ок. 5% снижения относительно предыдущего года), или 61% общего сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водоёмы. В 2003 объёмы выбросов вредных веществ в атмосферу в целом по ЖКХ составили 1077,5 тыс. т (102% от уровня 2002). На предприятиях ЖКХ ежегодно образуется более 2,5 млн т токсичных отходов всех классов опасности. Основные направления воздействия сельского хозяйства России на окружающую среду – гидромелиорация, использование минеральных удобрений и иных химических продуктов, отходы животноводческих комплексов. Более 1200 тыс. га осушенных земель и почти 700 тыс. га орошаемых земель имеют неудовлетворительное мелиоративное состояние, из орошаемых земель более чем на 300 тыс. га наблюдается недопустимая глубина залегания грунтовых вод, на 250 тыс. га – засоление почв. В 1990-е гг. резко снизилось применение химических средств: внесение минеральных удобрений по сравнению с уровнем 1986–90 уменьшилось в 12 раз, известкование кислых почв – в 17 раз, использование пестицидов – почти в 8 раз. Это несколько ослабило негативное воздействие сельского хоз-ва на состояние водных источников и почв, однако снизилась и продуктивность сельскохозяйственных угодий. 
 

     Таблица 3 

     Динамика  сброса загрязнённых сточных вод  в поверхностные водоёмы, млн м3 

  1996  1999  2000  2001  2002  2003
PОССИЙСКАЯ  ФЕДЕPАЦИЯ  22414,0  20657,0  20291,4  19773,0  19767,0  18960,6
Промышленность  7443,9  6445,3  6514,0  6351,5  6175,6  5851,6
Деpевообpабатывающая  и целлюлозно-бумажная промышленность  1443,1  1347,7  1472,4  1459,3  1416,6  1359,1
Химическая  и нефтехимическая промышленность  1363,0  1249,0  1280,3  1183,5  1302,6  1245,7
Электроэнергетика  1072,7  995,2  946,0  860,0  768,3  791,4
Черная  металлургия  705,0  699,0  755,1  751,8  686,3  628,0
Машиностроение и металлообработка  640,5  596,8  510,2  483,7  473,3  456,4
Цветная металлургия  482,7  363,6  393,2  438,8  421,2  419,7
Угольная  промышленность  657,5  396,0  380,4  432,1  394,6  371,5
Нефтеперерабатывающая промышленность  227,8  164,4  152,7  158,7  145,1  132,6
Промышленность  строительных материалов  123,1  121,8  129,4  122,2  125,6  126,2
Пищевая промышленность  123,6  97,1  88,4  90,5  89,4  88,5
Легкая  промышленность  149,7  98,5  86,8  80,7  69,6  64,0
Газовая промышленность  5,9  3,2  10,3  11,5  11,6  11,7
Нефтедобывающая промышленность  24,7  4,3  7,0  3,7  4,2  3,0
Прочие  отрасли промышленности  424,6  308,7  301,8  275  267,2  153,8
Жилищно-коммунальное хозяйство  12071,8  12081,6  12133,4  11869,2  12205,8  11573,1
Сельское хозяйство  2574,1  1768,8  1407,6  1314,6  1189,5  1359,8
Прочие  отрасли экономики  324,2  361,3  236,4  237,7  196,1  176,1
 
 

     Т р а н с п о р т н  ы й к о м п л е к  с России – одна из немногих сфер, где предпринимались попытки  исчислять экономический ущерб, наносимый негативными воздействиями на окружающую среду: за 2000 он оценивался в 170 млрд руб., причём в расчёт принимались только три вида воздействий (шум, загрязнение воздуха и влияние на климат); из этой величины на долю автомобильного транспорта приходилось ок. 63%. 

     Однако  транспортный комплекс оказывает негативное влияние на окружающую среду также  сбросами неочищенных и недоочищенных  сточных вод, загрязнением почвы, отчуждением  значительных площадей под строительство  объектов транспортной инфраструктуры, как источник вибрации и твёрдых отходов, в т.ч. токсичных. 

     Как источник шума транспортный комплекс доминирует: его доля достигает 80–95% на различных территориях. Около 35 млн  горожан проживают в условиях акустического дискомфорта, обусловленного шумовым воздействием автомобильного и железнодорожного транспорта. Вклад транспортного комплекса в загрязнение атмосферного воздуха составляет 40–45%, а в крупных городах – до 90%. В 2003 суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от транспортного комплекса составили 2174,6 тыс. т, на 8,5% больше, чем в предшествующем году. 
 

     Таблица 4 

     Образование, использование и обезвреживание отходов производства и потребления, 2003 

  Образовалось  отходов  Использовано  и обезврежено отходов, % от количества образовавшихся отходов
  Всего, млн. т  %  
Всего отходов  2613,5  100  51,4
I класс  опасности  0,476  0,02  11,0
II класс  опасности  2,386  0,09  78,6
III класс  опасности  6,423  0,24  67,6
IV класс  опасности  277,985  10,64  37,8
V класс  опасности  2326,2  89,0  52,9
 

     Весьма  серьёзная экологическая проблема обусловлена выводом из эксплуатации атомных подводных лодок. На судостроительных и судоремонтных заводах находятся в отстое 193 таких судна, из значительной их части не выгружено отработавшее ядерное топливо; хотя на этих объектах осуществляется комплекс мер по контролю и обеспечению безопасности, они представляют большую потенциальную экологическую угрозу и требуют сохранения на каждой лодке сокращённых экипажей (ок. 40 военнослужащих) и больших затрат на обслуживание (до 6 млн руб. в ценах 1998 на одну лодку в год). В пунктах базирования сил флота накоплены тысячи кубометров жидких и твёрдых радиоактивных отходов. На береговых технических базах военно-морского флота регистрируется загрязнение радиоактивными веществами. 

     Пуски ракет и космическая деятельность приводят к химическому загрязнению атмосферы продуктами сгорания ракетного топлива вдоль соответствующих трасс. Общая площадь полей падения отделяющихся частей ракет-носителей составляет более 15 млн га, загрязнено компонентами ракетного топлива и остатками отделяющихся частей более 190 тыс. га. 

     В местах расположения складов горюче-смазочных  материалов, авиабаз, аэродромов, баз  хранения вооружения и военной техники  велико загрязнение окружающей среды  нефтепродуктами. В 2003 общая площадь загрязнённых нефтепродуктами земель на 107 объектах составляла 510 га. На очистку всех зарегистрированных территорий с подобным загрязнением требуется около 700 млн руб. Нормативы концентрации нефтепродуктов в морской воде на основных пунктах стоянки кораблей и судов превышены не менее чем в 2,8 раза (максимальное превышение – в 14 раз). 

     Весьма  болезненной остаётся проблема химического  оружия. Не решена проблема выявления  и инвентаризации мест, где в прежние  годы (с 1920-х гг.) производилось захоронение или уничтожение химического оружия (методами, не соответствующими требованиям экологическим безопасности). 

     К 2000 в России было накоплено более 90 млрд т твёрдых отходов производства и потребления, в т.ч. св. 2 млрд т  токсичных (по степени опасности последние разделяются на четыре класса). В табл. 5 приведены данные за 1996–2000 об объёмах образования, использования, обезвреживания и размещения токсичных отходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Экологическая  политика. 

§1.Экологическая  политика предприятия. 

     Экологическая политика предприятия - совокупность способов достижения поставленных экологической  стратегией целей и задач.  

     Экологическая политика предприятия - согласно ISO - определенная организацией совокупность намерений  и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.

     Разработка  экологической политики направлена на решение главной задачи - обеспечение  устойчивости параметров состояния  среды обитания при различных  видах воздействий на нее. В научно-технической и учебной литературе не принято рассматривать предприятие как локальную экологическую систему, взаимодействующую с экосистемами высших рангов. Рассматривают экологическую деятельность предприятия как природопользователя и источника загрязнений окружающей среды. Тем не менее, вводя некоторые инновационные аспекты в традиционные представления об экологической деятельности предприятий, мы будем придерживаться системных взглядов на экологическую деятельность предприятий, развивающих и углубляющих сложившиеся представления.

     Следует рассматривать предприятие как  автономную экологическую систему, основанную на его хозяйственной  деятельности, которая оказывает  воздействие на окружающую среду, в  соответствии с терминологией международных экологических стандартов. Стратегию развития экологической деятельности предприятия определяет его экологическая политика, направленная на обеспечение устойчивого состояния окружающей среды при осуществлении предприятием определенной хозяйственной деятельности. Реализация экологической политики предприятия осуществляется с помощью специальной организационной структуры управления экологической деятельностью - экологического менеджмента предприятия. В дополнение к основным видам экологической деятельности всех типов экосистем - природопользованию и природоохранной деятельности на уровне предприятия - необходимо развивать новые направления экологической деятельности, имеющие непосредственное влияние на повышение результатов его финансового и социально-экономического состояния, осуществление хозяйственной деятельности. Эти новые направления связаны с обеспечением конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции и социального развития предприятия, а также с включением его экологической деятельности в автоматизированную систему управления.

     Российские  документы по национальной стандартизации (ГОСТ Р ИСО 14050-99) рекомендуют следующее  определение экологической политики - это заявление предприятия о  своих намерениях и принципах, связанных с общей эффективностью предприятия, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологическая политика согласно стандартам определяет цели и задачи экологической деятельности, охват экологизацией организационных структур менеджмента предприятия, обязательства предприятия по охране окружающей среды. В конечном счете, соблюдение этих условий определяет эффективность экологического менеджмента предприятия.

     Экологический менеджмент предприятия является частью менеджмента хозяйственной деятельности, одним из направлений рыночных отношений предприятия. На рис. 3 показана структура управления рыночной хозяйственной деятельностью предприятия, предложенная нами с учетом многолетнего опыта работы в отраслях российской промышленности. Важно отметить, что экологический менеджмент в данной структуре управления входит в менеджмент предприятия и его руководитель является заместителем генерального директора (управляющего, менеджера) предприятия. В составе такой команды управления экологический менеджмент может выступать и в качестве юридического лица.

     С учетом некоторой аналогии с маркетинговыми исследованиями, формированием портфеля заказов на производство и реализацию конкурентоспособной продукции  и бизнес-планированием документально оформленная экологическая политика предприятия должна учитывать влияние следующих факторов:

     • анализа внешних условий экологической  деятельности с учетом особенностей региона, территории, предприятия;

     •предполагаемых финансовых издержек экологической деятельности и источников их покрытия;

     •экологических  рисков, методов их регулирования  и компенсации потерь от наносимого ущерба при воздействии загрязняющих выбросов в атмосферу, воду, почву, воздействии  выбросов на флору и фауну, оценке эффективности воздействий;

     •мероприятий  по диагностике и предотвращению аварийных ситуаций и катастроф;

     •регулирования  использования исходных материалов, сырья и комплектующих, топливно-энергетических ресурсов, условий хранения и транспортировки  энергоносителей, расходных материалов и веществ;

     •анализа  жизненного цикла продукции в  соответствии с требованиями охраны окружающей среды;

     •подготовки специалистов и обучения работников предприятия по проблемам экологизации хозяйственной деятельности. 

§2. Основные эколого-экономические принципы. 

     Основные  эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая  политика в развитых странах. 

     - Принцип стоимости упущенных  возможностей. 

     Этот  принцип требует чтобы при  использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях. 

Информация о работе Воздействие предприятий народного хозяйства на окружающую среду