Шпаргалка по "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:23, шпаргалка

Описание

шпора по экологическому праву

Работа состоит из  1 файл

шпоры по ЭП.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

9.Принципы, формы и виды прир/пол-ия.

Одним из основополагающих принципов прир/пол-ия является— использование природных ресурсов по целевому назначению. Экономический аспект рациональности прир/пол-ия заключается в получении наибольшей прибыли от эксплуатации того или иного природного объекта. Экологически рациональная - такая эксплуатация природного ресурса, при которой ему причиняется наименьший вред. Комплексность - заключается в том, чтобы ...при эксплуатации одних природных объектов как можно более полно использовались полезные свойства других, принцип устойчивости - длительном использовании, платность. Природопользование производится следующими основными способами: с извлечением природного вещества из окружающей природной среды и без извлечения; с размещением в ней отходов производства  и потребления и без такового. Подразделяется  на следующие виды: землепользование, лесопользование, недропользование, и др.; по порядку и условиям пользования - на общее и специальное. Основными признаками права общего прир/пол-ия являются следующие: оно осуществляется на основании закона; действует в отношении неопределенного круга лиц; осуществляется для удовлетворения личных физиологических потребностей; бесплатно; без предоставления обособленных частей (участков) природных объектов; производится без получения специальных разрешений (лицензий); является естественным, личным, неотчуждаемым и непередаваемым по наследству правом. Признаки специального прир/пол-ия: оно возникает и осуществляется при наличии индивидуально-правового акта и (или) договора; действует в отношении конкретных лиц; осуществляется для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей; за плату; с предоставлением определенных участков (частей) природных объектов в пользование; производится при наличии специальных разрешений (лицензий); может отчуждаться и передаваться в порядке общего правопреемства. По срокам пользования на постоянное (бессрочное) и срочное (на время), которое подразделяется долгосрочное и краткосрочное. По характеру воздействия на природный объект на непосредственное и опосредованное пользование (в виде передачи собственниками и другими владельцами участков (частей) объектов природы в постоянное или временное пользование иным лицам за плату). 
 
 
 
 
 
 

10.Содержание правоотношений по использованию природных ресурсов.

Содержание  права прир/пол-ия включает правомочия пользователя по владению, пользованию и распоряжению (участком, частью) природного объекта. Содержание отношений прир/пол-ия составляют права и обязанности его субъектов (участников). В наиболее общем виде природопользователи имеют право: самостоятельно хозяйствовать в пределах (участка, части) природного объекта; иметь в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) произведенную (добытую) в ходе эксплуатации объекта природы продукцию и доходы от ее реализации; возводить в установленном порядке строения и сооружения, либо ограничивать такое строительство со стороны третьих лиц; получать возмещение затрат, произведенных на улучшение (участка, части) природного объекта; отчуждать в установленном порядке (участок, часть) природного объекта, передавать его в порядке общего правопреемства и предоставлять во временное пользование. Они обязаны: рационально, комплексно, по целевому назначению использовать (участки, части) природного объекта; своевременно вносить плату; в полном объеме проводить мероприятия по охране и защите (участков, частей) природных объектов; в ходе пользования не причинять вреда другим объектам природы, окружающей среде в целом, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. Права и обязанности природопользователей применительно как к отдельным природным ресурсам, так и к отдельным группам субъектов конкретизируются в соответствующем отраслевом законодательстве.

11.Вещноправовые титулы права прир/пол-ия поняте и содержание.

Право пр.польз-я может осущ-ся на титулах (предусмотренных з-вом основаниях), а кот-м относ-ся право собственности, право постоянного польз-я, право пожизненного наследуемого владения, право временного польз-я, аренда, сервитуты и др. обременения. Эти титулы принадлежат к вещным правам, кот. явл. абсолютными. Вещные права – правомочия лиц на определ. Предметы материального мира. Им всегда противопоставлялись обязательственные права, кот. принадлежат к относительным правам и заключ-ся в правомочиях 1-го лица на действия др. субъекта. Принадлежность титулов к вещным правам обуславливает их вещноправовые способы защиты, к кот. относ-ся виндикационный и негаторный иски, заключающиеся в истребовании своего пр. ресурса из чужого незаконного польз-я либо в требовании прекратить любой вид д-ти, мешающий законному польз-ю пр. ресурсом. Содержание права пр.польз-я составляют правомочия соотв-го субъекта по владению, эксплуатации и распоряжению соотв. пр. ресурсом, где владение – фактическое обладание им, эксплуатация – извлечение из пр. рес. опред. выгоды, распоряжение – определение дальнейшей юр. судьбы пр. ресурса. Все обладатели вещноправовых титулов явл. владельцами пр. ресурсов. В обл. эксплуатации все пр.пользователи в одинаковой степени могут извлекать полезные св-ва и кач-ва пр. ресерса для удовлетворения своих личных либо хоз-х потребностей. Однако пользователи, использующие пр. ресурсы на постоянной основе могут возводить для их эксплуатации  капитальные строения, сооружения и др. объекты, а временные пользователи только временные сооружения и др. объекты. В части распоряжения наиболее широкий круг правомочий принадлежит частным собственникам зем. участков. Они могут продавать, передавать в аренду, дарить. Все остальные пр. ресурсы наход. в собственности гос-ва. Гос-во как собственник может приватизировать пр. ресурсы, передать их в постоянное или временное платное либо бесплатное польз-е частным лицам.

12.Договоры аренды и концессии природных ресурсов.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество  за плату во временное владение и  пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Под концессией понимается договор, заключаемый РБ (концессионным органом) и инвестором (концессионером) о передаче на возмездной основе на определенный срок права польз-я на тер-и республики объектами исключительной гос. собственности РБ. Собственники зем. участков имеют право передавать их в залог для обеспечении полученного ими банковского кредита. Такой залог назыв-ся ипотекой и оформляется договором.

13.Обязательственно-правовые титулы, регламентирующие отчуждение права прир/пол-ия и ООС.

Природные объекты и комплексы, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться на титулах (предусмотренных з-вом основаниях) купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога (ипотеки) и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных законодательством об охране и использовании земель. Природные объекты и комплексы, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога (ипотеки) и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных законодательством об охране и использовании земель Право частной собственности прекращается при отчуждении земельного участка иным лицам, а также в государственную собственность, добровольном отказе от права собственности, также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда: для государственных или общественных нужд; при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов; при использовании земельного участка не по целевому назначению;

14.Понятие управления природопользованием и ООС.

Упр-е в сфере взаимодействия общ-ва и природы представляет собой совокупность осуществляемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований з-ва об окр. среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Цель упр-я пр.польз-ем и ООС - предупреждение негативного воздействия общественной д-ти на окр. среду, кот. выходит за рамки необходимого для общ-ва потребления природы. Упр-е экологией явл. составной частью управленческой д-ти гос-ва в целом. Вместе с тем оно носит самост. хар-р и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта упр-я: 1. Юр. основанием упр-я экологией явл. преимущественное право гос. собственности на пр. ресурсы и полит. суверенитет (право территориального верховенства) гос-ва на тер. расположения пр. ресурсов.2. Комплексный хар-р упр-я. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности пр. ресурсов и пр. явлений упр-е пр. ресурсами и ООС может осущ-ся только в комплексе. Это означает, что распределение и перераспределение, планирование и др. действия в отношении пр. ресурсов в одном регионе должны осущ-ся с учетом влияния этих мер на др. пр. ресурсы в др. регионе, что использ-е пр. ресурсов не может осущ-ся без одновременной их охраны и наоборот. 3. Упр-е экологией осущ-ся не только по адм.-территориальному (обл., регион) признаку, как это принято в отношении др. объектов, но и по природно-географическому. 4. Устойчивая тенденция к разделению хоз-но-эксплуатационных и контрольно-надзорных ф-й в обл. экологии. Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют пр. ресурсы, а др. -контролируют правильность их эксплуатации. На практике такое разделение имеет место. Так, одни мин-ва организуют добычу, переработку и использ-е пр. ресурсов, др., например, Мин-во пр. ресурсов, осущ-ют контроль и надзор за правильным, рациональным использ-ем пр. ресурсов и ООС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15.Система органов гос управления природопользованием и ООС.

Государственное управление в области прир/пол-ия и ООС представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в пределах их компетенции и направленную на организацию и упорядочение прир/пол-ия и ООС. К органам общей компетенции относятся: Президент, Правительство, а также местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Органы отраслевой компетенции специализированы применительно к отдельным природным объектам и комплексам. В частности, Министерство природных ресурсов и ООС в лице департаментов и специализированных инспекций осуществляет управление водами, атмосферой, а совместно с Госгортехнадзором - недрами, Министерство лесного хозяйства - лесами, Комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии - землями, Гос инспекция по охране животного и растительного мира - животным и растительным миром, Управление делами Президента - заповедниками и национальными парками, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - территориями, загрязненными радионуклидами. Органы межотраслевой компетенции выполняют все или большинство функций в области прир/пол-ия и ООС. К органам межотраслевой компетенции относится Министерство природных ресурсов и ООС в целом. Органы внутриотраслевой (локальной) компетенции руководят (участком/частью) природного объекта или комплекса, находящимися в эксплуатации у подведомственных им юридических лиц либо переданными им в пользование: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; администрации и т. д.

16.Формы и методы гос управления природопользованием и ООС

Государственное управление использованием природы  и охраной окружающей среды осуществляется в двух формах: правовой - связанной с изданием нормативных и индивидуально-правовых актов; и неправовой - выражающейся в форме обычаев, традиций, осуществляющейся в виде организационных действий - разработки программ, проведения совещаний и выполнения материально-технических действий в виде работы с информацией, исследований и разработок. Неправовая форма прямо не влияет на содержание правоотношений.

Под методами управления понимаются способы воздействия  государственных органов на участников экологических правоотношений. К общим методам относятся: убеждение и принуждение; экономические и административные. Метод убеждения заключается в формировании массового и индивидуального экологического сознания, экологической культуры. Метод принуждения выражается в применении мер юридической ответственности к нарушителям норм экологического права. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности субъектов правоотношений, а административные состоят из безусловных запретов и обязываний. Специальные методы основаны на особенностях управления тем или иным природным объектом и представляют собой комбинацию вышеприведенных способов с преобладанием одного из них.

17.Общая характеристика функций гос управления природопольз. И ООС.

Содержание  гос управления природопользованием и охраной окружающей среды составляют осуществляемые уполномоченными органами управленческие функции - относительно обособленные, самост. Основные виды д-ти органов гос. упр-я пр.польз-ем и ООС: планирование и прогнозирование; наблюдение за состоянием окружающей среды; ведение государственных кадастров природных ресурсов; распределение и перераспределение природных ресурсов; оценка воздействия на окружающую среду; разрешение споров в области прир/пол-ия и ООС. Прогнозирование, программирование и планирование осуществляются в форме национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на 15 лет, программы социально-экономического развития на 5 лет и годового прогноза социально-экономического развития РБ. В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее в республике создана Национальная система мониторинга окружающей среды.  Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования. Распределение и перераспределение природных ресурсов заключается в предоставлении юридическим и физическим лицам обособленных участков (частей) природных объектов в пользование и изъятии их или аннулировании права прир/пол-ия в государственных или общественных интересах, либо за нарушение природоресурсного законодательства и законодательства в области ООС. Оценка воздействия на окружающую среду - экологическая экспертиза проводится в виде гос и общественной экспертизы в целях установления соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС. Споры в области прир/пол-ия и ООС разрешаются в административном и судебном порядке, соответственно органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а так же общими и хозяйственными судами.

18.Планирование, программирование и прогнозирование прир/пол-ия и ООС.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РБ - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Целью явл. обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общ-ва на основе научно обоснованного сочетания эколог-их, эконом-их и социальных интересов, выбор наиболее эффективных средств пр.польз-я, предотвращения и ликвидации негативного влияния хоз. и иной д-ти на окр. среду, сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала РБ. Планирование мероприятий по ООС осущ-ся в составе прогнозных показателей социально-эконом-го развития РБ и гос. плана с учетом гос. и иных программ и требований природоохранного з-ва. Государственное прогнозирование социально-экономического развития РБ - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Эта д-ть осущ-ся в форме национальной стратегии устойчивого социально-эконом-го развития на 15 лет, программы социально-эконом-го развития на 5 лет и годового прогноза социально-эконом-го развития РБ. Разработка прогнозов социально-экономического развития обеспечивается республиканскими органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Информация о работе Шпаргалка по "Экология"