Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:55, реферат

Описание

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом.

Работа состоит из  1 файл

Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников.docx

— 36.05 Кб (Скачать документ)

I.Введение

Серьёзнейший  экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества,

выработки механизмов противодействия вымиранию  и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства. Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.  Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.[1,125c.].

 

II. Экологическое сознание.

Экология  как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны  и флоры, их представителей между  собой и с окружающей средой.

Мир природы  — среда обитания человека. Он заинтересован  в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей  активной преобразующей деятельностью  человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства  природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей  и возобновления восстановимых  ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Существуют экологические проблемы, как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего мирового сообщества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждая отдельная страна может и должна проявить заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воздуха, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и сохранению почвы.

Природа является для людей объектом познания и  эстетического отношения. Ее явления  эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение  в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена  необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической  культуры человека.

Экологическое сознание включает в себя экологические  знания: факты, сведения, выводы, обобщения  о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а  также в сфере их обитания и  в целом в окружающей среде. Его  составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать  осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.[2,256c.].

Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительная функция помогает подрастающему поколению осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании  учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав — все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заказников и заповедников. Экологическое сознание вовлекает подрастающее поколение в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны, неизбежно ведущей к «ядерной зиме» и гибели всего живого на Земле. Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов, какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производительных сил и развития всего народного хозяйства.[3,145c.]. 
 
 
 

III. Экологическая культура.

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у  школьников экологической культуры. Она включает в себя экологические  знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство  нравственно-эстетических чувств и  переживаний, порождаемых общением с природой.

В настоящее  время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен

быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он

сможет реально  оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении

экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в

отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически  культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- иметь правильное  определение и характеристику 100 терминов и понятий,

широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера,

природопользование, естественные (природные) ресурсы и  т.д.;

- знать о  жизнедеятельности и трудах ученых  и общественных деятелей, внесших

наибольший  вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И.,

Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

- знать организации,  движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;

- знать природу  своего родного края, а именно:

- местные  природные условия

- природные  особенности, реки и водоемы,  ландшафты, типичные растения, и

животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные,  охраняемые природные объекты;

- животных  местной фауны;

- местных  птиц;

- видов рыб  местных водоемов;

- лекарственные  растения местной флоры;

- памятники  культуры и искусства местного  и республиканского значения.[4,287c.].

Экологически  культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать  и устанавливать причинно-следственные

связи экологических  проблем и прогнозировать экологические  последствия

человеческой  деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически  культурная личность при познании природы  и общении с ней через

свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы. Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы. Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и

делают внутренние более содержательными экологические  знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Информация о работе Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников