Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:55, реферат

Описание

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом.

Работа состоит из  1 файл

Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников.docx

— 36.05 Кб (Скачать документ)

Человек познает  мир на протяжении всей своей жизни.[5,390c.]. 
 
 
 

IV. Экологическое образование.

 В созидании  целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти  требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности

за сохранность  природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

1.     непосредственное познание природы;

2.     школьное экологическое воспитание;

3.     средства массовой информации.

Школьное  экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения

учащихся  к окружающей среде и здоровью человека.

Как знакомить детей  с правилами поведения  в природе?

Определенные  экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы и понятны.

Социализация  личности – это поведение в быту, способность к творчеству,

восприятие  культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика,

способствует  развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.[6,250c.]. 
 

V. Экологическое воспитание.

Экологическое сознание как важная составная часть  мировоззрения школьников формируется  в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую  педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в  природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой  воли в осуществлении природоохранной  работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.[7,356c.].

Цель системы  — в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у  них экологической культуры; в  готовности к активной природоохранной  деятельности. Система реализуется  на уроках биологии, географии, физики, химии. Биология и география рисуют детям картину экологического состояния  современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера  взаимодействуют друг с другом, создают  друг для друга биологически нормальные, благоприятные условия существования. Муравьи, как санитары, очищают лес, насекомые питают птиц, разлив рек  создает пойменные луга, лес очищает  воздух, защищает поля от выветривания, снег укрывает поля и питает их влагой. Познание этих связей дает возможность  создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Оно убеждает учащихся, что нарушение  этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные  основы и принципы современного производства. Школьники узнают о характере  производства, его взаимодействии с окружающей природной средой о принципах и устройствах предотвращения вредных влияний технологических процессов, о возможностях организации безотходных производств, которые имеют большое экономическое и экологическое значение.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного  и эстетического цикла. История, обществоведение, основы государства  и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Ребята узнают о недостатках природоохранной  работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе  государственных и общественных организаций, всех людей. Эстетический цикл: литература, изобразительное  искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому. Искусство одушевляет природу, роднит человека с ней, дает возможность осознать себя ее неотъемлемой частью.[8,240c.].

В формировании экологического сознания школьников большую  роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в  охотничьих хозяйствах, зверосовхозах  и на зверофермах. Сюда относится  также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения  воздуха, воды, зон отдыха; отрядов  по борьбе с браконьерами, действующих  при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп скорой помощи зверям и птицам в условиях зимы; уголков природы  в Домах и Дворцах школьников. С природоохранной деятельностью  детей неразрывно связана туристско-краеведческая  работа. Она приучает школьников соблюдать  правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать  впечатления для художественного  выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Немалую помощь школе в экологическом воспитании детей оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы уделяют много внимания воспитанию бережного отношения к природе. Радио и телевидение организуют детскую природоохранную деятельность: разъясняют, как зимой помогать животным и птицам, как ухаживать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки.[9,139c.].

Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Подрастающему поколению важно осознать, что, поскольку природа является источником всех материальных богатств, у людей возникает стремление взять как можно больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны, и неразумное их расходование наносит вред и природе, и людям. Противоречие преодолевается, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение. Еще одно объективное противоречие. Природа, является важнейшим фактором воспитания детей, их умственного, эстетического, нравственного развития. Между тем урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-практическим. Противоречия разрешаются в процессе целенаправленного экологического воспитания в результате приведения в движение главных механизмов формирования личности: познавательной, практической деятельности в природе, эстетического освоения природной среды.

Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной  связи с умственным как часть  мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать  экологические убеждения детей  в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты  природы и стимулирующим природоохранную  деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности  по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.[10,156c.]. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

VI.Заключение 

Для осуществления  стоящих перед нашей страной  задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

VII.Список использованной литературы:

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р.-на-Д., 1996.-245с.

3. Лихачев  Б.Т. Теория эстетического воспитания. М., 1985.-370с.

4. Лихачёв  Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. Гл. IV, IX, XII.- 303с.

5. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печ-ко.М.,1984.-460с.

6.     Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.-283с.

7.     Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая

школа, 1999.-432с.

8.     Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.-340с.

9.     Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан –

Удэ, 1990. –229с.

10.     Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.

И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. –

303с

    

Информация о работе Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников