Экологическое страхованме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:20, контрольная работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений о понятии экологического страхования, о его видах и формах, тенденциях развития обязательственных отношений в сфере экологического страхования, регулирующих их правовых норм, а также законодательства об экологическом страховании, и соответствующих им практических рекомендаций.
Такая цель предопределила постановку следующих задач:
- систематизировать исследования по определению понятия экологического страхования и классификацию его видов, рассмотреть зарубежный опыт
- изучить динамику премий и выплат по данному виду страхования за последние годы
- выделить проблемы и перспективы экологического страхования в России

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экологического страхования
1.1 Общие понятия экологического страхования
1.2 Правовое обеспечение экологического страхования
1.3 Условия и механизм экологического страхования
2. Современное состояние экологического страхования в Российской Федерации
2.1 Анализ структуры и динамики изменения сборов и выплат по экологическому страхованию
2.2 Зарубежная практика
3. Проблемы и перспективы развития экологического страхования
3.1 Проблемы развития экологического страхования
3.2 Перспективы развития экологического страхования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экологич. право.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Обычно такие неопределенности компенсируются несколько более высокой страховой премией. Если же риск представляет собой новую категорию, как, например, экологический риск, прогнозировать его вероятность довольно трудно, даже если он является следствием внезапного и непреднамеренного события. В прошлом такие риски не страховались и поэтому страховщики имеют сравнительно небольшой опыт и небольшой объем статистики для этого вида ущерба, и в настоящий момент сложно определить соответствующие страховые премии.

Ситуация становится более сложной, когда событие не является внезапным и случайным. В этом случае страховщик должен иметь дело с выбросами, которые накапливаются постепенно: например, на промышленном предприятии за годы нормальной, безаварийной, разрешенной деятельности. Первоначально такой случай не может быть признан произошедшим и на этом основании не может быть отнесен к конкретному временному периоду. Угроза здоровью человека может появиться в результате медленного накопления токсичных веществ в передаточной среде, например, подземных водах. Здесь также нет достаточного опыта, так как подобные случаи ранее были исключены из страховой практики, и статистика по возмещению ущерба не велась.

Также есть трудности и в решении вопроса об оценке опустошительности ущерба. К примеру, несмотря на обилие статистических данных, существует достаточная неопределенность в отношении оценки страховых сумм, которые будут выплачиваться в будущем при страховании жизни и здоровья граждан - растут цены в здравоохранении, появляются новые факторы. Сходные неопределенности появляются, когда необходимо оценивать стоимость мер по рекультивации загрязненных участков: изменяются методики, растут цены.

При расчетах соответствующей премии играет роль не только долговременная доходность страхования, а также и установленные требования к возмещению ущерба. Законодательство требует от страховщиков устанавливать премию, достаточную для покрытия риска.

Всегда необходимо время для того, чтобы разработать новый или адаптировать продукт к условиям меняющегося рынка. Это также применимо для страхования экологической ответственности, как и для любого другого вида страхования. И поэтому мы должны быть уверены, что как только будет создана достаточная нормативно-правовая база для этого вида страхования, на рынке появится страховые продукты, отвечающие условиям страхования экологических рисков. Однако решение этой задачи во многом будет зависеть от активной позиции общества, воли и желания органов законодательной и исполнительной власти учитывать при разработке и осуществлении стратегии экономических преобразований, экологические факторы развития.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях развития общества при переходе экономики России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных мероприятий являются недостаточными.

В настоящее время практически отсутствуют возможности привлечения средств от предприятий на реализацию предупредительных природоохранных мероприятий и ликвидацию последствий нанесенного ими вреда вследствие негативного воздействия хозяйственной деятельности, а также компенсацию возникшего ущерба третьим лицам.

Учитывая, что в структуре экономики продолжают лидировать особенно опасные для окружающей среды отрасли, в первую очередь добыча и первичная переработка природных ресурсов, то, следовательно, реализация программ снижения экологических рисков в этой сфере должна быть приоритетной. Необходимо законодательно урегулировать сочетание экологических интересов человека, государства и предпринимателей посредством создания системы отношений, построенной на основе их конструктивного взаимодействия и распределения ответственности, обеспечивая при этом защиту прав граждан и надежную охрану окружающей среды.

Назрела необходимость формирования экономического механизма в области охраны окружающей среды, адаптированного к условиям рыночной экономики и стимулирующего существенное увеличение финансирования природоохранных мероприятий как за счет бюджетов различных уровней, так за счет привлечения средств страховых компаний, предприятий и иных источников.

В мировой практике экологическое страхование получает широкое распространение при страховании гражданской ответственности за ущерб вследствие аварии на опасном производстве. Накопленный международный опыт дает ориентиры в отношении установления тарифных ставок, страховых взносов и других элементов страхования.

Внедрение механизма экологического страхования в Российской Федерации требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических и физических лиц устанавливается и законодательно закрепляется степень возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод и т.п., а также расходов на экологическое оздоровление территорий. При этом открывается возможность не только компенсировать нанесенный ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды, но и получить дополнительное финансирование на модернизацию основных фондов, реконструкцию очистных сооружений и осуществление иных природоохранных мероприятий.

С точки зрения обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду экологическое страхование можно рассматривать как гарантию соблюдения этих прав. Для хозяйствующего субъекта, деятельность которого является потенциально опасной или оказывает негативное воздействие на окружающую среду, необходимо выявлять существующие экологические риски и обеспечивать механизм гарантированной материальной компенсации экологического ущерба при наступлении негативного события. Именно этот механизм содержится в системе экологического страхования.

Таким образом, внедрение и развитие института экологического страхования позволит существенно снизить экологические риски, уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события.

Обязательное экологическое страхование является одним из важнейших направлений привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязательное экологическое страхование должно стать одним из способов создания страхового финансового резерва в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие экологически риски и издержки общества. В результате механизм обязательного экологического страхования становится инструментом регулирования и управления экологическим риском с возможностью значительного снижения ущерба третьим лицам. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования обеспечения экологической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации

2. Гражданский кодекс Российской Федерации

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

4. Закон РФ от 20.08.1993 №5663-1(ред. от 30.12.2008г.) «О космической деятельности»

5. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009г.) «Об охране окружающей среды».

6. Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

7. Федеральный закон от 21.07.1997г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) «О безопасности гидротехнических сооружений»

8. Федеральный закон от 21.11.1995г. № 170-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) «Об использовании атомной энергии»

9. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ (ред. от 22.07.2008г. с изм. от 14.03.2009г.) «О пожарной безопасности»

10. Федеральный закон от 24.04.1995г. № 52-ФЗ (ред. от 14.03.2009г.) «О животном мире»

11. Федеральный закон от 30.12.1995г. № 225-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) «О соглашениях о разделе продукции»

12. Емельянов А.М. Оценка значения социальной ставки дисконтирования для России и проведение межстрановых сравнений // Финасы и кредит №46(286), 2007

13. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом №6, 2006

14. Роумен Р. Environmental due diligence: оправданные траты? // Commercial Real Estate Северо-запад №8 (12), 2008

15. Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. «Страховое дело» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2007 стр. 57

16. Скороход Л. ЭкоСтрахование // Деловое Прикамье № 34, 2010

17. Соколовский И.К. «Экономика природопользования» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2005

18. Сплетухов Ю.А., Дюжев Е.Ф. Страхование: учебное пособие - М.: Инфра-М, 2006

19. Федорова Т. А. Страхование: учебник. - М.: Экономистъ, 2005

20. Шахов В.В. Страхование: учебник для вузов. - М.: Юнити, 2003

21. Яжлев И.К. О перспективах страхования экологических рисков // Электро-инфо № 11, 2004

22. Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. «Страховое дело» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2007. стр. 120

 



[1] Сплетухов Ю.А., Дюжев Е.Ф. Страхование: учебное пособие - М.: Инфра-М, 2006

[2] Федорова Т. А. Страхование: учебник. - М.: Экономист, 2005.

[3] Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. «Страховое дело» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2007. стр. 57

 

[4] Скороход Л. ЭкоСтрахование // Деловое Прикамье № 34, Стр.7.

 

[5] Соколовский И.К. «Экономика природопользования» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2005.

 

[6] Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом №6, 2006.

 

[7] Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. «Страховое дело» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2007. стр. 120

[8] Шахов В.В. Страхование: учебник для вузов. - М.: Юнити, 2003.

 

[9] Роумен Р. Environmental due diligence: оправданные траты? // Commercial Real Estate Северо-запад №8 (12), 2008.

 

[10] Емельянов А.М. Оценка значения социальной ставки дисконтирования для России и проведение межстрановых сравнений // Финасы и кредит №46(286).

 

[11] Яжлев И.К. О перспективах страхования экологических рисков // Электро-инфо № 11 2004 г.

 


Информация о работе Экологическое страхованме