Экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:47, реферат

Описание

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Содержание

Введение
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
2. Государственный экологический контроль
3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль
4. Ответственность за экологические проступки
5. Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем:
5.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
5.2 Природоохранная деятельность прокуратуры.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

основ.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

 Причинения вреда одной  из частей экосистемы немедленно  отражается на состоянии других. В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные ресурсы: воды, животные и растительность. В отдельных случаях в качестве преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, ущелья либо единичные объекты - скалы, деревья, водоемы( ст.262 УК РФ). Предмет преступления - это признак состава, который чаще всего используется для определения объекта экологического преступления. С установления предмета обычно начинается процесс выяснения характера посягательства и способов его воздействия на определенный объект. Так, по разному будет квалифицирован незаконный вылов рыбы в реке и в прудовом хозяйстве, где рыба выращивается как товар. В первом случае это будет рыбное браконьерство( ст.256 УК РФ), во втором - хищение. Поэтому в экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления. Основными отличительными признаками экологических преступлений следует обязательно считать объект, предмет посягательства, экологически значимое поведение субъекта и последствия, т.к. именно эти признаки характеризуются особым свойством всех преступлений в области охраны окружающей Среды - экологичностью. Хотя признаки субъекта и с субъективной стороны не являются основными при определении понятия преступления, их следует учитывать, ибо они постоянно и присущи каждому преступлению.

5 Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем

 Конституция Российской  Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно  определила право каждого гражданина  на благополучную окружающую  среду и достоверную информацию  о ее состоянии.

 Закон "Об охране окружающей природной среды отводится регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды. В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

 

5.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел.

 

В соответствии с экологическим  законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы). Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов. ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах. Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

 Важным направлением  деятельности органов внутренних  дел в области охраны природы  является профилактика экологических  правонарушений. Если исходить из  того, что достижение наивысшей  эффективности эколого-правовой  деятельности органов внутренних  дел проявляется в определенном  снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится  выявление причин и условий,  способствующих совершению экологических  правонарушений, и разработка мер  по их предупреждению.

 

5.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

Важнейшим звеном в сложном  государственном механизме надзора  за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры. Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ".

 В соответствии с  Законом о прокуратуре РФ, органы  прокуратуры осуществляют прокурорский  надзор за единообразным и  обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

 Спектр допускаемых  экологических правонарушений весьма  широк: здесь и размещение экологически  опасных объектов без заключения  экологической экспертизы, незаконное  разрешение строительства в водоохранных  зонах, изъятия земель особо  охраняемых территорий и лесов  первой группы, присвоение функций  и компетенции федеральных органов  и многое другое.

 В связи с этим  первоочередной задачей прокуратуры  является дальнейшее повышение  эффективности ее деятельности  за счет усиления надзора за  полным, своевременным и законным  применением правомочий, предоставленных  органам экологического контроля, и активного требования от  этих органов проведения проверок.

Заключение 

Подводя итог проделанной  работе я хочу сказать, что выделение  экологических правонарушений в  отдельную главу Уголовного Кодекса  безусловно следует считать важным шагом по совершенствованию правовой охраны природы и повышению ответственности  за вред, причиняемый природной среде.

В этом свете просто необходимым  действием государства становится разработка новой экологической  концепции. До последнего времени в  России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области  экологии. Такое положение вещей  становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические  и экономические интересы вступают в особо острые противоречия. Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

 Можно  выделить несколько основных  положений механизма реализации  экологической концепции России:

1. Постоянное и неуклонное  увеличение доли средств государственного  бюджета, направляемых на охрану  окружающей среды и природных  ресурсов, что способствует повышению  уровня устойчивости экосистем  природных зон России и обеспечивает  людям, социальным группам и  обществу в целом право на  проживание в чистой природной  среде.

2. Поэтапное формирование  экологического механизма защиты  окружающей среды и природных  ресурсов, обеспечивающего устойчивое  их воспроизводство.

3. Поэтапное формирование  нормативно-правового механизма,  соотносящего развитие всех сфер  общественного производства, его  отраслей, отдельных предприятий  и всех членов общества с  реальным состоянием природных  ресурсов и условиями окружающей  среды.

4. Решение вопросов рационального  использования природных ресурсов  и охраны окружающей среды  на основе широкой информированности  населения о состоянии природы,  экономики, здравоохранения при  организующей деятельности всех  органов государственной власти  и общественных организаций.

 Сегодня мы наблюдаем  хищнеческое отношение к природе.  Одни пользуются плодами природы  варварским образом потому, что  борются за свое выживание,  другие почувствовали вкус и  запах сверх прибыли и не  останавливаются ни перед чем.  Вот почему я думаю, что нам  необходимо переосмыслить природоохранительное  законодательство и сделать так,  чтобы законодательство в области  окружающей природной среды реально  работало и оказывало реальное  воздействие на сохранение и  развитие природы, и чтобы правила  поведения физических и юридических  лиц содействовали такому развитию. Это главная проблема.

 В настоящее время  действующее природоохранительное  законодательство не очень совершенно. Что касается самого Закона  “Об охране окружающей природной  Среды”, то в концептуальном отношении  он довольно неплохой. И в этом  смысле основные положения Закона  должны бытьсохранены. Другое  дело, что оно не доработано  с точки зрения механизмов  реализации правовых норм. В нем  есть какие-то постулаты, а  как их осуществить - неизвестно, механизмы отсутствуют. Закон  не содержит ответа на многие, практически значимые вопросы.  Списание со счетов в бесспорном  порядке по требованию соответствующих  органов,обращение взыскания на  имущество должника,введение каких-либо  санкций за неуплату не предусмотрено.  То же самое по штрафам.

 Установлен порядок  применения штрафов, а как,  каким образом производить взыскание  штрафов(в бесспорном или судебном), Закон не определяет. Все это  создает трудности в работе  общих и Арбитражных судов,  природоохранных органов, порождает  неэффективность принимаемых мер  в области охраны окружающей Среды. Все это может быть реализованно через сужение круга норм путем декриминализации ряда малозначительных экологических преступлений, граничащих по степени опасности с административными проступками, а также изменение в санкциях статей соотношения лишения свободы и других мер наказания, расширения числа альтернативных санкций, установления новых видов наказаний.

 Одновременно следует  усилить меры наказания в отношении  лиц, совершивших экологические  правонарушения, неоднократно судимых  за них, организаторов и активных  участников групповой преступности. Вот так выглядит комплекс мер, которые следует предпринять государству в наведении порядка в области экологического контроля. Естественно, эти меры должны носить всеохватывающий экологический, организационно-правовой и профилактический характер, Однако при неприменном условии- ужесточении контроля, ответственности, централизации властных полномочий в сфере экологии.

Информация о работе Экологический контроль