Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:56, реферат
В этой работе мы обращаемся к взгляду на метафору как на гносеологический инструмент, средство познания, в отличие от традиционного понимания метафоры как одного из средств поэтического мышления и языка. В последние годы анализ познавательных процессов показывает метафорический характер познания вообще и научного познания в частности. Метафора опосредует переход к новому знанию, помогая устанавливать в нем сходное, аналогичное, близкое уже известному.
Метафора ……………………………………………………………………………………… 2
Традиция и инновация  в обучении ……………………………………………………………3
Модель обучения…..……………………………………………………………………………4
Технологическая метафора в обучении.
Признаки  педагогической технологии…………………………………………………………5
Способы постановки целей……………………………………………………………………..9
Поисковая метафора в обучении
Поисковые модели……………………………………………………………………………...10
Обучение как исследование……………………………………………………………………11
Обучение как  игра ……………………………………………………………………………..12
Обучение как  дискуссия………………………………………………………………………..13
Учитель и  дидактические инновации…………………………………………………………15
Литература………………………………………………………………………………………17
Дидактическим поискам 
этого направления присуща идущая от традиций 
прагматистской педагогики ориентация 
на тесную связь обучения с непосредственными 
жизненными потребностями, интересами 
и опытом учащихся. Соответственно,значимость изуч
Эта группа моделей обучения направлена на формирование систематических представлений, научных понятий. Источником построения этих моделей обучения были психолого-педагогические исследования, проведенные под руководством Дж. Брунера и посвященные восприятию и переработке информации, восприятию объектов и явлений, группировке частных, конкретных впечатлений в обобщенные категории.
Согласно данным исследований, ключевыми для формирования понятий являются следующие шаги, которые надо учитывать учителю:
1) название понятия;
2) контрастные 
примеры (положительные и 
3) признаки 
понятия, значимость признаков 
(разделение существенных и 
4) определение 
понятия, основанное на 
В рамках соответствующего дидактического подхода учитель строит процесс изначального формирования понятий, отталкиваясь от примеров-иллюстраций того, что входит и что не входит в данное понятие, побуждает детей выявлять, анализировать признаки, строить предположения о том, что соответствует и что не соответствует данному понятию. И если первоначальные действия учителя сводятся главным образом к подаче информации, то в дальнейшем он побуждает детей к собственным открытиям, в ходе которых они самостоятельно формулируют содержание понятия.
В начале 
80-х годов дидактические иссле
Модель формирования понятий Теннисона-Парка можно представить в виде следующих основных шагов:
1. Учитель 
проводит содержательный 
2. Учитель 
вводит определение понятия, 
3. Учитель 
включает учеников в 
4. Наконец, 
учитель предлагает новые 
3.Обучение как игра
Игра представляет собой сложный социо-культурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в учебных целях. Сложность кроется в специфической природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат (не внутренний, игровой, а практический)1. Между тем, обучение по самой своей сути — целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать, подчиняя ее заведомо поставленной дидактической цели, которая выходит за пределы игровых задач. Поэтому дидактическая (учебная, обучающая) игра — явление внутренне противоречивое.
На помощь в теоретическом плане (понимание) и в практическом отношении (конструирование и использование) происходит разграничение игровой деятельности и целенаправленной игры, игры с правилами, подчиненной достижению заранее намеченного игрового (все же не практического!) результата. В дальнейшем, говоря об играх, мы будем обращаться именно к этому последнему понятию целенаправленной игры.
Связанные 
с поисковой метафорой 
В сфере теоретических представлений прочно утвердилась идея, высказанная известным социальным психологом Д. Мидом о том, что игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Первоначальные социальные установки возникают в свободной игре ребенка и носят конкретную, непосредственную форму сменяющих друг друга игровых ролей. Более сложные, генерализованные социальные установки, которые не являются индивидуальным отражением общих образцов социального или группового поведения, возникают в игре с правилами. Механизм усвоения установок связан с одновременным учетом различных ролевых позиций. Через генерализованные социальные установки осуществляется дальнейшее освоение ребенком социального опыта.
Более поздние исследования позволили уточнить эти представления. В последние десятилетия продолжались социально-психологические и социально-антропологические исследования игры как социального феномена, особенно в ее социализирующем значении. На основе анализа этнографического материала был сделан вывод о том, что соотношение между культурным опытом и содержанием детской игры сложнее, чем это представляется в теории имитации. Освоение социальных ролей и деятельности взрослых в игре осуществляется через особые формы их трансформации, включающие их гротескное изменение, осмеивание, и другие способы переиначивания, т. е. не только через прямую их имитацию. Особое значение в игровой деятельности имеет условный план игры, сопровождающий наблюдаемые действия участников.
Параллельно теоретическим представлениям меняется и практика применения дидактических игр. С 60—70-х годов происходит бум дидактических игр. На протяжении последних десятилетий учебные игры наряду с задачами иллюстрации, положительной эмоциональной окраски обучения приобретали все более содержательную, познавательную насыщенность, связанную с усилением используемого в них имитационного моделирования (что не отменяет присущей игре состязательности).
Рассматривая далее модель обучения как игры, мы будем обращаться к такому включению игры в обучение, при котором она служит не "фоновым" средством, не вспомогательным приемом, как это нередко бывает при включении игры в учебную работу, но определяет ход и характер целостного отрезка учебного процесса.
Среди современных дидактических поисков учебной дискуссии принадлежит одно из заметных мест. Она диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Ее применение помогает развитию критического мышления, приобщению юных граждан к культуре демократического общества. Чрезвычайно значим "сопутствующий результат" учебной дискуссии — формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. В России школьная практика обращается к дискуссии не только как к форме организации обучения и способу работы с предметным содержанием учебного материала, но и как к самостоятельному предмету изучения. В программах Министерства образования дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, а также правила ее ведения, выступает предметом изучения. Далее мы увидим, что обращение учителя к дискуссии как способу своей работы предполагает и параллельный ряд — прямое обучение дискуссионным процедурам.
Опыт 
учебных обсуждений накапливался в 
мировой педагогике, начиная с 
первых десятилетий XX века, в педагогических 
поисках сторонников "нового воспитания". 
На протяжении последних десятилетий 
дискуссия становится все более устойчивой 
составной частью педагогических исследований 
в ряде стран. В социалистической педагогике 
применение дискуссии по естественным 
причинам не было предметом интенсивной 
разработки; этот вид деятельности в обучении 
стал упоминаться в 80-е годы с оговоркой 
о необходимости для учителя убедиться 
в зрелости учащихся. В советской и российской 
педагогике использование дискуссии в 
обучении изучалось и практически разрабатывалось 
в контексте психологических исследований 
учебной деятельности, диалогического 
построения содержания и хода обучения 
в школе "диалога культур", косвенно 
затрагивалось как один из аспектов педагогического 
общения. Сейчас дискуссия признается 
одной из важнейших форм образовательной 
деятельности, стимулирующей инициативность 
учащихся, развитие рефлексивного мышления. 
В традиционной отечественной категориальной 
дидактике дискуссия рассматривалась 
как одна из возможных форм обучения, но 
специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий 
Между тем, обращаясь к дискуссии, учителю нереалистично было бы ожидать, что все получится само собой. Опыт свидетельствует о не заметном самому педагогу соскальзывании к привычной картине управления классом, подспудном опасении, что оживленное обсуждение с заложенным в нем потенциалом неупорядоченности может вывести учебный процесс из-под контроля. Иначе говоря, многие учителя фактически заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Стремление "сжать" обсуждение, сделать его "компактнее" нередко приводит к своеобразному вырождению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками.
В современной 
школе многих стран дискуссия 
хорошо известна, но степень ее распространенности 
и ориентиры учителей по ее применению 
различны. В условиях социалистической 
польской школы 80-х годов известный польский 
дидакт В. Оконь писал: "Применение метода 
дискуссии рекомендуется в том случае, 
когда учащиеся обладают значительной 
степенью зрелости и самостоятельности 
в приобретении знаний и формулировании 
проблем, в подборе и четком представлении 
собственных аргументов, в предметной 
подготовке к теме дискуссии". Но каким 
образом учащиеся достигнут значительной 
степени зрелости и самостоятельности 
и других качеств, необходимых для полноценного 
участия в дискуссии? Нужно ли учителю 
ждать созревания этих качеств или их 
можно формировать? Ответом на эти несколько 
риторические вопросы, с нашей точки зрения, 
может быть постановка другого, инструментального воп
Учитель и дидактические инновации.
Опыт показывает, что для реального профессионального роста недостаточно простого знакомства с теми или иными педагогическими образцами (по литературе, по рассказам, даже на "живых образцах"), описания имеющихся подходов и даже анализа. Взгляд на педагогические поиски "со стороны" оказывается явно недостаточным. Дело не только в необходимости живых впечатлений или непосредственного ощущения секретов ремесла, тонкостей и приправ педагогической кухни, вообще не в самой по себе информированности о способах работы с классом.
Еще только задумавшись о способах освоения активизирующих, творческих дидактических моделей, мы уже как будто готовы дать ответ на другой вопрос — о целях этого освоения. Однако мы обычно не думаем о своих собственных целях (что интересует меня, чего я буду добиваться для себя как профессионала), но скорее склонны как бы извне, помимо собственной личности, анализировать и оценивать внеличностные, дидактические цели, которые заложены в нововведениях, связаны с ними. Но пусть цели представляются вполне достойными наших собственных устремлений; все же обратим внимание на то, чего потребует и что означает для нас само содержание работы, — например, учебной дискуссии, имитационно-моделирующих игр, "синектики", работы по "технике аквариума" и т. д. Так, организуя дискуссию, педагог ориентирует детей на внимательное непредвзятое отношение к мнениям, фактам, а это значит, что такое отношение должно быть свойственно и ему самому. Он формирует опыт конструктивного участия в обмене мнениями, однако, можно ли развивать культуру заинтересованного обсуждения, не обладая последней? Циничные по своей сути попытки "развивать" и "формировать" у детей то, что внутренне чуждо или безразлично самому учителю, уже дали в нашей отечественной школе свои, пожалуй, единственно возможные плоды: неприятие, отторжение, цинизм со стороны молодежи.
Возникает 
проблема готовности учителя к использованию 
нововведений в учебном процессе. 
Речь идет не только и не столько 
об осознании дидактической 
Информация о работе Зарубежные инновационные модели обучения