Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94

ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................

Работа состоит из  1 файл

Я-концепция.doc

— 728.00 Кб (Скачать документ)

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

Канадский психолог  Марше (1966)  выделил четыре стадии развития идентичности:

1.  Неопределенность идентичности.  Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

2.  Предварительная идентификация.  Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

3.   Мораторий.  Стадия кризиса.   индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

4.  Достижение идентичности.  Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей.  Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии.  Показано, что этапы  самоопределения  (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другим.  Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

Представление о современном состоянии проблемы самоопределения было бы неполным без рассмотрения профессионального самоопределения. Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально.  В наши намерения не входит анализ обширной литературы по профессиональному самоопределению ( см. [50, 68. 73, 76, 83 и др] ).  Мы остановимся лишь на нескольких характеристиках этого вида самоопределения, связанных с нашей проблематикой, в частности, на вопросе о связи социального (социального выбора) и профессионального самоопределения.  Так, С.П.Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер:  осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы  - социальный выбор[36]. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П.Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то  юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию.  таким образом, по мнению автора, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя  определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения.  Такое понимание однако не является общепринятым. Так, Ф.Р.Филиппов, также понимающий социальную ориентацию как ориентацию на определенные виды труда, подчеркивает самостоятельную значимость этой ориентации для формирования жизненного плана.  По-видимому, здесь следует говорить не только об ориентации на характер труда, но о более широкой и личностно значимой ориентации на определенное место или, точнее , уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус [84].

Таким образом, несмотря на детальную, казалось бы проработку проблемы профессионального самоопределения, остаются неразрешенными важнейшие вопросы:  какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное - что лежит за тем и за другим.  Нерешенность этих проблем объясняется отсутствием единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах.

В современной психологической литературе наиболее полный и удачный, на наш взгляд, подход к созданию такой теории был предложен в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга  [21, 22] .   Далее на основании этого подхода мы рассматриваем психологическое содержание личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

 

 

 

2.2.   ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ЛИЧНОСТНОГО   

                 САМООПРЕДЕЛЕНИЯ   В  РАННЕЙ  ЮНОСТИ

 

Основой, с позиции которой автор подходит к решению проблемы самоопределения является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения.

Для такого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно  существенное положение: уровень личности  -  это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей.  Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности   “основная плоскость движения  -  нравственно-ценностная   [28;122]. Подчеркнем еще несколько положений этих авторов  (см. также  Б.С.Братусь,  П.И.Сидоров [15]  ), которые близки к пониманию этих проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход е самоопределению. Итак,  первый момент - это               , что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне  (на это  указывал еще Л.С.Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия.  Второй момент  -  ведущая роль ценностей для формирования личности:  Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность  [15; 39] .  Ценность обретается личностью, поскольку  “ ... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует [28; 16] . Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя.  И третий  -  выделяемые Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусем функции смысловых образовании:  создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации   -  это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека.  Ценностные ориентации  -  это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно.  Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.  Это  положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей;  “область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности”  [90; 37] . Ценности  -  это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.  В рамках  этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей:  “Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной  (т.е. реально еще не осуществленной)  цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу” [28; 35] .  Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.  “... целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели мoгут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом”  17; 35 .

П.Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции.  Он различает в составе жизненного плана два типа целей:  конечные  (идеальные)  и  вспомогательные  (реальные, конкретные).  Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны.  Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann P. по М.Р.Гинзбургу [21; 24]). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями.  Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду  (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность  (временность) человеческого существования.  Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни ( см., например, [87]  ), которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение  человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции)  относительно социокультурных ценностей, и тем самым  -  определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение  -  имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее  (об этом несколько подробнее  -  ниже).  Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым  М.М.Шибаевой пониманием  “самоопределения личности в культуре”.  Так, М.М.Шибаева отмечает  “...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации”  [94; 93].

Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста.  Как явствует из  работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,  Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе  (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом.  Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого.  Кроме того, меняются также его содержание и средства.  В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом  (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И.Фельдштейна [57; 82] показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. “Узловым рубежом” в социальном развитии личности является занятие подростком позиции “Я и общество” .   Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество.  А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов.  Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями неоднократно.  Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности  -  заинтересованность “последними вопросами”  (Ф.М.Достоевский)  является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы  волнуют юношей и девушек,  они еще широко ими обсуждаются  -  со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия.  Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие  -  об его искажении [22].

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения.  Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого  “я”.  Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека             [87].  Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот  “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их  мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни [48a].

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности.  Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.  Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я”  ( “Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”), а с другой - осознание своего положения в мире  ( “Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”).  Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток.  Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения.  Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая [8 ].Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.  Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) [42] .

Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности