Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94

ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................

Работа состоит из  1 файл

Я-концепция.doc

— 728.00 Кб (Скачать документ)

Учитывая вышеперечисленные факты, мы считаем обоснованным исключить утверждения  шкалы ”Удовлетворенность самореализацией”  ( см. Приложение ) из характеристик личностного самоопределения в ранней юности.

Второе. Встает вопрос о применимости оставшихся утверждений теста СЖО к испытуемым в возрасте 15-16 лет, ведь на первый взгляд, этот тест расчитан на  более поздний возраст.  Авторы теста СЖО специально не оговаривают нижнюю границу его применимости.  Проанализировав содержание утверждений теста, мы пришли к выводу об адекватности их применимости в оставшемся варианте к ранней юности. Косвенно, допустимость проведения теста СЖО на выборке испытуемых в возрасте 15-16 лет подтверждается следующими фактами:  а) В.Франкл утверждал, что смысл жизни в принципе доступен любому человеку, ”независимо от пола, возраста, интеллекта , образования, характера и религиозных убеждений “  55; 11. б) самоактуализационный тест (САТ) (Гозман, Кроз,1987) можно применять к испытуемым с 14 лет;  в)   юность - это время озабоченности “последними вопросами”;   г)  при выполнении  оставшихся тестовых  заданий  вопросов и трудностей у юношей и  девушек не возникало.

Таким образом, в тест СЖО позволяет нам оценить следующие характеристики личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте:

1)  Цели в жизни.

2)  Процесс жизни или интерес и  эмоциональная насыщенность жизни.

3)  Локус контроля-Я  ( Я-хозяин жизни).

4)  Локус контроля-жизнь  или  управляемость жизни.

На наш взгляд  именно эти показатели характеризуют успешность  процесса личностного самоопределения в ранней юности,  оказывают  важнейшее влияние на личностное развитие молодого человека.

Предлагаемый нами подход к изучению движущих сил  самоопределения  и развития личности в раннем юношеском возрасте  не является  на сегодняшний день распрастраненным в психологической литературе.  Тест смысложизненных ориентаций и теория о стремлении к смыслу жизни  В.Франкла  применяется  в  большинстве случаев начиная со старшего юношеского возраста  (студенчество) [40].  По-видимому, применение показателей осмысленности жизни  в нашем исследовании  к раннему юношескому возрасту является одной из первых опробаций  теста СЖО  на более раннем возрасте.

Поэтому, естественно, что встает вопрос об соотношении  выделенных нами  показателей успешности личностного развития и тех показателей, которые на сегодняшний день наиболее распрастранены и являются предметом  исследования  в психологической литературе по подростковому и раннему юношескому возрасту.

Многие исследователии отмечают, что наибольшим достижением этого периода является бурное развитие рефлексии  -  осознания себя и возможных преобразований в окружении и самом себе.  Благодаря развивающейся рефлексии закрепляются и совершенствуются осознаваемые установки личности, обретающие мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения подростка и юноши [50]. По мере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте, растет значение влияния собственно личностных  сил развития таких как самооценивание, самоприятие, приятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях и др.

Перечисленные факторы личностного развития нашли свое отражение в понятии  социально-психологической адаптации , которое все более распрастраняется в современной психологической и педагогической литературе.   Для выявления характеристик социально-психологической адаптации  наиболее часто  применяют опросник  социально-психологической адаптированности  (шкала СПА), разработанный в 1954 году  К.Роджерсом  и  Р.Даймондом. 

Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках  учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался он неоднакратно при обследовании учащихся средних школ и старших классов,  учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т.п. “Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей      [73a ;91].

Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Как показывает практика, причины трудностей подростка и юноши, которые, по мнению авторов можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут быть представлены комплексами в самых различных сочетаниях.   Многие исследователи, в первую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками,  трудно осваиваемый процесс учения в школе, который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями и учителями,   трудности , обусловленные развитием самосознания. Переживаемые трудности и проблемы  подростка связаны с наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого возраста.  В то же время обнаруживаемые у подростка трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности.  Психологическое новообразование ранней юности - личностное самоопределение - связано в первую очередь с трудностями формирования жизненных планов и личностных позиций.

Чтобы  определить ведущие показатели личностного самоопределения в ранней юности  мы выявляли  значимость показателей осмысленности жизни (тест СЖО) и показателей адаптированности-дезадаптированности в межличностных отношениях (опросник СПА) как движущих сил развития личности в этот период.

Перейдем к описанию этих  методик и интерпетации их показателей.   

                    

                           Тест смысложизненных ориентаций

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста  “Цель в жизни” ( Purpose-in-Life Test , PIL)  Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  (см. [87] )   и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе  факторного анализа адаптированной  Д.А.Леонтьевым верссии этой методики отечественными исследователями  (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией)  и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я  и  локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит  20 пар противоположных утверждений, отражающих представление об факторах осмысленности жизни личности .   Проведенный в нашей работе анализ содержания утверждений показал неадекватность утверждений по субшкале “Удовлетворенность самореализацией или результативность жизни” применительно к раннему юношескому возрасту.  Поэтому  пары утверждений по этой шкале были исключены  из теста  при обработке и анализе данных       (  п.п. 8,9,12,20, см. приложение    ).

Инструкция:  “Вам  предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр  1 , 2, 3  в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе  (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд  одинаково верны)”.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту.  Минимальные и максимальные значения субшкал приведены в таблице   .

Интерпретация субшкал:

1.  Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют наличие или остутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни.  Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.  Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.  Низкие баллы по этой шкале  -  признак неудовлетвлренности своей жизнью в настоящем. 

3.   Локус контроля-Я  ( Я - хозяин жизни ).  Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной  свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.  Низкие баллы  -  человек  не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.

4.  Локус контроля-жизнь  или управляемость жизни.  при высоких баллах  -  убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.  Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее.

Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по всем 15 субшкалам теста СЖО.

После первичной обработки данных и сравнения средних величин  по t-критерию Стьюдента значимых различий между характеристиками процесса личностного самоопределения юношей и девушек выявлено не было (см. приложение, табл.    ).

 

        Опросник  социально-психологической адаптированности

Опросник СПА  был разработан  К.Роджерсом  и Р.Даймондом в 1954 году для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений.  В качестве оснований для дезадаптации он предполагает ряд разнообразных обстоятельств : низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт,который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть кстернальность, стремление к доминированию.

В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант опросника СПА , адаптированный А.К.Осницким   [49] .

Инструкция:  “ В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.  Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни.  Чтобы указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к себе, в бланке для ответов выберите один  (наиболее подходящий, по Вашему мнению)  из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от “0” до “6”:

“0”  -  это ко мне совершенно не относится;

“1”  -  это на меня не похоже;

“2”  -  сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

“3” -   не решаюсь отнести это к себе;

“4”  -  это похоже на меня, но нет полной уверенности;

“5”  -  это на меня похоже;

“6”  -  это точно про меня.

Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов напротив порядкового номера высказывания”.

Опросник СПА содержит  101  высказывание, В нашем исследовании мы сократили количество высказываний до 86 , выбрав лишь те, которые относятся к интересующим нас шкалам ( убрали шкалы “Лживость” и  “Эскапизм (уход от проблем) “). 

Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке для ответов по субшкалам бланка ключа.

                                Субшкалы опрoсника СПА

         №            Название                       Кол-во высказываний     

         1.  а)     Принятие себя                                 11

              б)    Непринятие себя                                7

         2.   а)    Принятие других                               6

               б)   Непринятие других                            7

         3.    а)   Эмоциональный комфорт                 7

               б)   Эмоциональный дискомфорт            7

           4.  а)   Внутренний контроль                      13

                б)   Внешний контроль                            8

          5.    а)   Доминирование                                 3

                 б)   Ведомость                                         6

 

На вторoм этапе соотношение баллов парных шкал  по специальным формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах.

                  Шкалы  опросника  СПА   ( интегральные показатели )    

1.   “Самоприятие”                   S = a / a + 1.6 * 100 %       

2.    “Приятие других”             L = 1.2 a / 1.2 a + b  * 100%

3.   “Эмоциональная комфортность”     Е =  а / а + b  * 100 %

4.   “Интернальность”      I = а / а + 1,4 b   * 100%

5.     Стремление к доминированию       D  =  2а / 2а + b  * 100

Опросник СПА был выбран нами, т.к. позволяет получить на наш взгляд, более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных показателей.

Интерпретация шкал.

1.  Шкала  “Самоприятие”.   отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку.  На негативном полюсе  -  видение в себе по преимуществу недостатков, низку. самооценку, готовность к самообвинению.

Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности