Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94

ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................

Работа состоит из  1 файл

Я-концепция.doc

— 728.00 Кб (Скачать документ)

       Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему  “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал  в целом как  “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа” [38;153].

       В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или  “Я-концепции”.  Что же означает термин  “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него вкладывается ?

 

 

 

         1.2.   ПОНЯТИЕ,  ЗНАЧЕНИЕ  И  СТРУКТУРА   Я-КОНЦЕПЦИИ

         

    Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я”  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится  самосознание. Но  Я-концепция  -  понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.  Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие:  “ Я-концепция  -  это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.  Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я  или  картиной Я.  Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”   [7; 31 ].

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.    С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.  Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности .  Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2.  Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у  человека существует устойчивая тенденция  строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

         Во  многих психологических теориях Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом   [ 7 ;62 ]   , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы  (см. рисунок №1) .

      На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я    ( Self )  рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I )  и  Я-как-объект  ( Me )   .  Это  -  две стороны одной

 

 

                                                         Глобальная   Я-концепция

 

 

 

Аспекты,

выделенные        Я-сознающее                                                     Я-как-объект

Джемсом               (процесс)                                                        (содержание)

 

                                                                    непрерывное

                                                                  взаимодействие

 

 

Компоненты             самооценка                                                

установки                 или приятие                                                      образ Я

                                  себя

                 

                                                                        тенденции

                                                                        поведения

                                                      

 

                                                                   Я-концепция как

                                                                  совокупность

                                                                 установок “на себя”

 

 

 

                     

                                      реальное Я                    идеальное Я                зеркальное Я

   Модальности             или                                 или                                или

                                               представление              представление            представление          

                                     о том, каков я                о том, каким я              о том ,как меня                   

 

 

 

     Аспекты        физическое                     физическое                      физическое

                                     социальное                   социальное                     социальное                          

                                умственное                   умственное                     умственное

                                          эмоциональное            эмоциональное              эмоциональное

 

 

 

                                   Рисунок №1.   Структура  Я-концепции

целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  -  содержание этого опыта  (Я-как-объект).  Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является  лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане;  в психологическом плане они существуют слитно [18].

       Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать          Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.   В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

  1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным  (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению  (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

  Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :

  1. Образ Я  - представления индивида о самом себе.
  2. Самооценка -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты     образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

       Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.

       1. Когнитивная составляющая Я-концепции или  Образ Я.

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении.  Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  Конкретные способы  самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными.  Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных :   “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия.  Эти характеристики :  атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п.  можно перечислять до бесконечности.  Все они составляют  иерархию по значимости  элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.  Такого рода самоописания  -  это  способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка -  не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому  знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик  и противоречий.  Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.

       2.   Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции   или самооценка. Человек как личность  -  самооценивающее существо.  Самооценка подразумевает под собой  “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “  [77; 49].  Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду  [7; 35]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”.  Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

       Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных  этапах становления личности:

Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности