Взгляд на проблему компьютерной зависимости в современной психологической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретический анализ проблемы компьютерной зависимости в психологической литературе

Объект работы: объектом работы является компьютерная зависимость, как вид аддиктивного поведения.

Предмет работы: предметом работы является отображение проблемы компьютерной зависимости в современной психологической литературе

Задачи: основными задачами работы является:

раскрыть содержание понятия «аддиктивное поведение» в психологической науке,
изучить виды аддиктивного поведения,
рассмотреть компьютерную зависимость как вид аддиктивного поведения

Содержание

Введение 2

Теоретический анализ проблемы компьютерной зависимости в психологической литературе:

Содержание понятия «аддиктивное поведение» в психологической науке 4
Виды аддиктивного поведения 12
Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения 27
Заключение 43

Литература 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

    В связи с этим многие зарубежные исследователи, такие как Фишер С.Е. Дикерсон М. Гупта Р., считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. [6, с. 42] Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры - является ли гемблинг аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства.

  1. Спортивная аддикция (аддикция упражнений). В современной науке о спорте принято различать спорт для здоровья (то, что раньше называлось физической культурой) и спорт высших достижений (профессиональный). Кроме того, выделяют и так называемые экстремальные виды спорта, которые в наши дни завоевывают все большую популярность. Именно спорт высших достижений и экстремальный спорт несут в себе наибольший аддиктивный потенциал. [6, с. 74]

    В последние десятилетия в литературе появляются публикации, посвященные  аддикции упражнений. Аддикция упражнений впервые была упомянута П. Бэкеланд, когда он исследовал эффект депривации физической нагрузки на паттерны сна. [6, с. 75] В дальнейшем концепция аддикции упражнений была популяризирована и разрабатывалась М. Сакс и Д. Паргман, которые предложили термин «аддикция бега» (running addiction). [6, с. 75] Авторы описали своеобразный синдром отмены, который развивается при депривации бега: тревога, напряжение, раздражительность, мышечные подергивания и т. д. В обзоре, посвященном аддикции упражнений, М. Мерфи указывает на три психофизиологических объяснения возникновения аддикции упражнений: термогеническая гипотеза, катехоламиновая гипотеза и эндорфиновая гипотеза. Термогеническая гипотеза предполагает, что упражнения увеличивают температуру тела, что снижает тонус мышц и снижает соматическую тревогу. Катехоламиновая и эндорфиновая гипотезы находятся в русле современных воззрений на нейрофизиологическую и нейрофармакологическую природу возникновения всех химических зависимостей. [6, с. 76]

    Помимо  бега, в современной литературе имеются  описания клинических случаев возникновения спортивной аддикции при занятиях разными видами спорта, включая то, что мы называет спортом для здоровья. В работе Е. Кьелсас в результате использования специального опросника на аддикцию упражнений было показано, что у женщин существует прямая зависимость между количеством часов в неделю, уделяемых спорту, и риском развития зависимости. [6, с. 76]

    Егоров  предполагает, что занятия экстремальными видами спорта - возможный путь создания социально приемлемой формы зависимости при проведении профилактической и реабилитационной работы у детей и подростков с аддиктивным поведением [6, с. 77]. Вместе с тем следует помнить, что спортивная аддикция, как и любая другая зависимость, легко может менять форму и переходить в другую, в том числе и химическую. Именно с этим связан высокий процент алкоголизма и наркомании среди бывших спортсменов. Поэтому экстремальный спорт может быть признан альтернативой химической зависимости, но альтернативой, таящей в себе определенную опасность. [6, с. 79]

  1. Аддикция к трате денег (покупкам). На современном этапе научный интерес к этой проблеме возник относительно недавно. Фабер и О’Гуин четыре ее критерия, причем для диагностики достаточно наличие одного из них:
  2. Часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные.
  3. Регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются ненужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось.
  4. Озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной помехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые проблемы (напр., долги или банкротство).
  5. Чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необязательно проявляется в периоды гипомании или мании. [6, с. 84–88]

     Егоров утверждает, что аддикция к трате денег проявляется повторным, непреодолимыми желанием совершать множество покупок. В промежутках между покупками нарастает напряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом, характерен широкий спектр негативных эмоций, свойственных аддиктам, положительные эмоции вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки (Miltenberger et al., 2003). У этой категории аддиктов растут долги, возникают проблемы во взаимоотношениях с семьей, могут быть проблемы с законом. Иногда аддикция реализуется через интренет-покупки, которые совершаются не в супермаркетах, а в виртуальных магазинах.              [6, с. 84–88]

     Фабер и О’Гуин сообщают, что этим видом аддикции страдают 1,1% населения, средний возраст которых составляет 39 лет. Аддикция к трате денег начинается обычно в возрасте 30 лет, ею страдают преимущественно женщины (92% из всех аддиктов) [6, с. 84–88]. Милтенбергер с коллегами сообщают, что аддикция к покупкам начинается в более молодом возрасте — средний возраст обследованных им женщин составил 17,5 лет. Блэк приводит данные, что эта аддикция встречается у 2–8% в общей популяции, из которых женщины составляют 80–95%. [6, с. 84–88]

     Еговоров полагал, что аддикция к трате денег часто сочетается с аффективными расстройствами (50%), химической зависимостью (45,8%), в том числе алкоголизмом (20%) и пищевыми аддикциями (20,8%). Высказывается предположение, что аддикция к трате денег может быть включена в семейный и, возможно, генетический «клинический спектр» расстройств, куда относятся аддиктивные и аффективные расстройства. Подтверждением могут служить данные о том, что, в свою очередь, 8% больных депрессией сообщили об эпизодах неконтролируемой траты денег для совершения покупок, причем все эти больные оказались женщинами. 

     Таким образом в современной психологической литературе аддиктивное поведение разделяют на две группы. Это – химические и нехимические зависимости. К химическим зависимостям относят: алкоголизм, наркоманию, прием препаратов бытовой химии, курение и т.д. К нехимическим относят: азартные игры, аддикции в еде, сексуальное аддиктивное поведение, работогольная аддикция, любовные аддикции и аддикции избегания, гемблинг, спортивная аддикция, аддикцию к трате денег и компьютерную зависимость.  

 
  1. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения.

     В понятие компьютерной зависимости  входит зависимость от виртуальной  реальности, интернет аддикция, гейм аддикция. Рассмотрим первый вид компьютерной зависимости – зависимость от виртуальной реальности.

     По мнению А.В. Котлярова Зависимость от виртуальной реальности — это результат смещения цели в виртуальную реальность, ее полного слияния с жизнью и пассивного в ней существования. При этом обычная жизнь становится нежелательным, обременительным дополнением к виртуальной. Действительная реальность уменьшается, становясь кусочком внутри виртуальной реальности. Виртуальный мир некритически воспринимается как единственная или предпочтительная, комфортная реальность. В обычной жизни человек испытывает заметные ограничения выбора и проблемы, которые «решает» погружением в беспроблемную виртуальную реальность. [8,с.72]

     Это состояние специалистами называется «виртуальной зависимостью» (VAD — virtual addiction disorder). Виртуальная зависимость — всегда следствие ограничений выбора, которые переносятся из обычной жизни, а не результат «воздействия» виртуальной реальности, которая лишь создает благоприятную среду. [8,с.74]

     В зависимости от того, какие цели человек помещает в виртуальную реальность, зависимость может иметь разные внешние проявления, которые подробно рассмотрены в труде Котлярова [8,с.77]

  1. Виртуальные отношения связаны с ограничениями выбора в отношениях и любви в обычной жизни. Они проявляются заменой реальных отношений и секса виртуальным общением в Интернете (часто, но не обязательно сексуально окрашенным) и получением удовольствия от киберпорнографии. Благоприятные условия для переноса отношений в виртуальную реальность — анонимность и доступность. Человек получает возможность свободно проявить любые скрытые или подавляемые фантазии без страха понести физический ущерб, быть наказанным, осмеянным и при полном контроле над своими экспериментами (можно в любое время сменить кибер-партнера, выйти из киберпространства). Виртуальная реальность откликается на любые пожелания, что дает ощущение признания своего успеха в отношениях. Женщины получают возможность «изменить» свою привлекательность и подтвердить собственные ограничивающие представления о ней. Мужчины подтверждают свои ограничения, «пряча» свою тревогу по поводу материальной состоятельности, потенции. [8,с.78]
  2. Виртуальные действия связаны с ограничением выбора в действиях и проявляются заменой реальных поступков виртуальными (азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и бирж в Интернете, компьютерные игры, информационная перегрузка)

     Рассмотрим особенности виртуальной реальности при зависимости. Виртуальная реальность благодаря своей уникальной особенности — интерактивности, подстраивается под любого пользователя. В ней можно создавать как место для достижения истинных целей, так и площадку для ограничений своего выбора и развития зависимости. Для развития зависимости обычно используются следующие возможности виртуальной реальности, которые по-разному выглядят в разных ее формах (компьютерные игры, Интернет-сервисы и т.д.) [8,с.78]

 Далее рассмотрим факторы приобщения к виртуальной реальности, которые отраженны в работе Маркофа и Хефнера [17,с.78]

  1. Возможность сокрытия любого проявления жизни

     Это обеспечивается прежде всего за счет анонимности (сокрытия своего имени). Если человек остается неизвестным, он автоматически освобождает себя от ответственности за свои действия. Отсутствие ответственности не просто сужает выбор, оно создает иллюзию его свободы. Человек «может делать что угодно», поскольку о том, что это сделал именно он, «никто не узнает». Как правило, в качестве «чего угодно» оказывается нечто, способствующее ложным целям, поскольку истинные цели требуют ответственности за свои действия. Анонимность предоставляют все виды виртуальной реальноси—и Интернет, и компьютерные игры. [17,с.79]

     Следующая возможность — право на изменение пола. Ее предоставляют и игры, и Интернет. В Интернете человек при этом получает реакцию других людей, в играх — реакцию машины. Реакция людей безусловно важнее и интереснее, особенно людей также экспериментирующих с полом. Возможность сокрытия пола используется достаточно часто для «бегства» от реальных отношений с позиции своего пола и также не расширяет, а ограничивает способности человека.

     Еще одна возможность — сокрытие реальных переживаний, эмоций и демонстрация отсутствующих переживаний. Это ограничивает выбор переживаний, поскольку человек, скрывая то, что он чувствует, автоматически ограничивает возможность для проявления реальных чувств. Важной кажется, возможность демонстрировать чувства, которых нет, и «исследовать результат, обогащая свои представления и возможности». В действительности у человека образуется устойчивый стереотип выбора искусственных, «нереальных» переживаний и сокрытия того, что он чувствует на самом деле. В первую очередь это предлагается Интернетом. [17,с.81]

  1. Возможность изменения роли.

     Процесс изменения роли — вполне естественное занятие, которое сопровождает достижение любой цели, приобретение новых способностей. Роль позволяет сделать это играя, перевоплощаясь. Изменение роли вполне может происходить в реальном мире. Но в виртуальном мире, это происходит значительно легче. [17,с.82]

     В случае неудовлетворенности целью и способами ее достижения возможность изменения роли представляется самой привлекательной. Она подразумевает отказ от роли, которая соответствует реальности и выбор виртуальной роли. Человек получает возможность создать новую, виртуальную личность и «убежать из собственного тела». Так человек сразу получает не только анонимность имени, но и «новую» жизнь, пол, возраст, социальный статус, внешность (с самостоятельно выбранной привлекательностью). Основная особенность конструирования виртуальной личности — возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе. С одной стороны это позволяет легче выразить себя, испытать новый опыт. И это действительно хорошо, если воспользовавшись полученным эффектом, человек как минимум перенесет свои навыки общения в реальность. Будет идеально, если человек определит, что ограничивает его выбор в реальном общении и избавится от этого. Но нередко новая роль становится «нужной сама по себе», никак не связывает человека с реальностью, а «помогает» уйти из нее. Это происходит, когда новая роль — следствие неудовлетворенности тем, как достигается жизненная цель. Человек может «обвинять» в этом свою внешность, свои способности, окружающих и весь мир. В зависимости от того, кто назначается виновным, подбирается роль. [17,с.83]

Информация о работе Взгляд на проблему компьютерной зависимости в современной психологической литературе