Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание

Задача установления уровня интеллекта является одной из главных в психологии с самого момента появления этой науки. Именно интеллектуальные показатели человека позволили охарактеризовать его моральные и психические качества. Установление качественных и количественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………..6
1.1 Понятие интеллекта и его виды…………………………………………….6
1.2 Изучение проблемы агрессивности в психологии……………………….10
1.3 Особенности вербального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………….15
ВЫВОД………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………….20
2.1 Изучение уровня вербального интеллекта у подростков………………..20
2.2 Изучение уровня агрессивности у подростков…………………………...23
2.3 Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………

Работа состоит из  1 файл

Nesteruk_Irina_DP-31_Nabroski_kursavoy.docx

— 76.92 Кб (Скачать документ)

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим, обусловленная  чувством горечи, гнева на весь  мир за действительные или  мнимые страдания.

6.  Подозрительность –  недоверие и осторожность по  отношению к людям, основанные  на убеждении, что окружающие  намерены причинить вред.

7.  Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание  словесных ответов (угрозы, проклятья,  ругань).

8.  Чувство вины –  выражает возможное убеждение  субъекта, что он является плохим  человеком, что поступает плохо,  а также ощущаемые им угрызения  совести.

    Обработка опросника Басса - Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных реакций в соответствии с ключом (Приложение 2), которые определяются суммированием полученных ответов [40].

После проведения опросника  агрессивных проявлений Басса-Дарки, были получены данные по агрессии подростков, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Сводная таблица результатов, полученных при диагностике агрессивных проявлений у подростков

Агрессивные проявления

Уровни, кол-во человек

Сумма

низкий

средний

высокий

 

Физическая агрессия

5

10

15

30

Косвенная агрессия

5

16

9

30

Раздражительность

6

8

16

30

Негативизм

10

15

5

30

Обида

23

7

0

30

Подозрительность

7

11

12

30

Вербальная агрессия

8

8

14

30

Чувство вины

11

3

16

30


 

    Из таблицы 2.2. следует, что низкие показатели физической агрессии получили 5 (16,7%) подростков, средние – 10 (33,3%) и высокие – 15 (50%). Подростки именно с высоким уровнем физической агрессии (в нашем исследовании таких подростков 15) отдают предпочтение в своих действиях использованию физической силы против другого лица. Показатели косвенной агрессии распределились среди опрошенных подростков следующим образом:  5 (16,6%) – имеют низкий уровень, 16 (53,3%) – средний, 9 (30%) имеют высокий уровень косвенной агрессии. Это значит, что у 9 подростков, которые показали высокий уровень косвенной агрессии часто можно встретить беспричинные взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью. Показатели раздражительности имеют следующий вид, на низком уровне оказалось 6 (20%), на среднем 8 (27,7%), высоком 16 (53,3%). Подростков с высоким уровнем раздражительности можно охарактеризовать готовностью к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем признаке возбуждения. Больше половины опрошенных подростков, а именно 15 (50%), показали средний уровень негативизма, 10 (33,3%) – показали низкий уровень и 5 (16,7%) показали высокий уровень негативизма. Подростки с высоким уровнем негативизма предпочитают оппозиционную меру поведения, обычно направленную против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. 23 (76,7%) подростков имеют низкий уровень обиды, 7 (23,3%) подростков имеют средний уровень обиды и, не один из испытуемых не имеет высокого уровня обиды. 40% детей (12 опрошенных) показали высокий уровень подозрительности, 36,7% (11 опрошенных) показали средний уровень и  23,3% (соответственно 7 опрошенных) показали низкий уровень подозрительности. Подростки, показавшие высокий уровень подозрительности, склонны проявлять недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия имеет среднюю степень выраженности (средний уровень) у 8 (26,7%) подростков, у 8 (26,7%) подростков она выражена слабо (низкий уровень), и 14 (46,7%) опрошенных подростков имеют высокий уровень вербальной агрессии. Следует отметить, что подростки с высоким уровнем вербальной агрессии часто выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Высокие показатели чувства вины имеют 16 (53,3%) подростков, средние – 3 (10%) и низкие показатели – 11 (36,6%) подростков. Для подростков с высокой выраженностью чувства вины характерно убеждение в том, что они является плохими людьми, что поступают плохо, а также ощущаемые ими угрызения совести.

  Далее мы подсчитали  общие уровни индекса агрессивности  и враждебности  (таблица 2.4) у подростков. По числу совпадений ответов с ключом подсчитывалась сумма баллов по каждой субшкале. Суммирование показателей по 1, 2, и 7-й субшкалам дало индекс общей агрессивности, а по 5, и 6-й – индекс враждебности.

Таблица 2.4 Проявление индексов агрессивности и враждебности подростков.

Уровни

Агрессивность %

Враждебность %

низкий

                17

                  0

средний

                63

                  60

высокий

                 20

                  40


 

     Из таблицы 2.4 мы видим, что высокий уровень агрессивности имеют 17%  опрошенных и это 6 подростков, на среднем уровне находится 63% т.е. 19 человек и следовательно, 20% и это 5 человек имеют низкий уровень агрессивности. Высокий уровень враждебности присущ 40% испытуемым в количественном отношении это 12 человек, большая часть опрошенных и это 18 (60%) имеют средний уровень враждебности, и на низком уровне нет ни одного из подростков.  Анализ особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте показал, что индекс агрессивности и враждебности в целом остаётся в пределах нормы, и это можно проследить на рисунке 2.4 Проявление индексов агрессивности и враждебности подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Взаимосвязь  уровня вербального интеллекта  и агрессивности у подростков.

     В качестве  числовой характеристики в связи  используется коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции – двухмерная описательная статистика, количественная мера взаимосвязи двух переменных.

    Данные полученные  в результате корреляционного  анализа представлены в (ПРИЛОЖЕНИИ 3). При проведении статистической обработки мы получили следующие результаты, представленные в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков.

1-я переменная (агрессивность)

2-я переменная (интеллект)

Коэффициент

корреляции 

Сила связи

1.

Физ. агрессия

Осведомленность 1

+0,41

слабая

2.

Физ. агрессия

Классификации

+0,28

слабая 

3.

Физ. агрессия

Обобщения

+0,19

слабая

4.

Физ. агрессия

Числовые ряды

+ 0,23

слабая

5.

Физ. агрессия

Общий балл

+ 0,20

слабая

6.

Косв-я агрессия

Аналогии

-0,22

слабая

7.

Косв-я агрессия

Числовые ряды

-0,29

слабая

8.

Обида

Осведомленность 1

+0,18

слабая

9.

Верб-ая агрессия

Осведомленность 2

+0,20

слабая

10.

Чувство вины

Осведомленность 1

+0,22

слабая

11.

Чувство вины

Числовые ряды

+0,28

слабая

12.

Чувство вины

Общий балл

+0,22

слабая

13.

Индекс враждебности

Числовые ряды

-0,22

слабая

14.

Индекс агрес-ти

Осведомленность 1

+0,19

слабая

15.

Индекс агрес-ти

Осведомленность 2

+0,33

слабая

16.

Индекс агрес-ти

Классификации

+0,21

слабая

17.

Индекс агрес-ти

Обобщения

+0,19

слабая


 

     В данной таблице прослеживается связь между двумя переменными. Физическая агрессия связана с блоками Осведомленность 1, Классификации, Обобщения, Числовые ряды слабой положительной связью. Вербальная агрессия связана с блоком Осведомленность 2 также слабой положительной связью. Это свидетельствует о том, что определенный уровень интеллекта не мешает применению физической силы, и проявлению негативизма в словестной форме при решении некоторых вопросов.

    Так же мы  видим слабую отрицательную связь косвенной агрессии с интеллектуальными блоками Аналогии и Числовые ряды. Это значит что, проявление агрессивности в этом случае не зависит от уровня интеллекта, мы считаем, что в здесь большую роль играет темперамент человека и ситуация сложившееся в данный момент.

    Обида и блок Осведомленность 1 связаны слабой положительной связью. Блоки Числовые ряды, Осведомленность 1 также имеют слабую положительную связь с Чувством вины. Мы считаем, что здесь главенствующую роль берет на себя как уровень взаимоотношений в семье, коллективе, форма воспитания, так и темперамент человека.

     Из данной  таблицы 2.5 можно сделать вывод о том, что переменная композитной оценки уровня вербального интеллекта и вторая переменная уровня агрессивности  у подростков, связаны между собой слабой положительной связью. Это значит то, что чем выше уровень вербального интеллекта, тем выше уровень агрессивности. Мы считаем, что эта взаимосвязь переменных обусловлена тем, что подростковый период связан с кризисом. В подростковом возрасте ребенок пытается определить для себя свои собственные социально-культурные нормы, идеалы, правила, основанные, на уже ранее приобретенном опыте, интеллект ребенка уже развит на достаточно высоком уровне. У подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, но давление со стороны окружающих, навязывание чужих приоритетов, правил, норм поведения и мировоззрения приводит к конфликту между ним и окружающими и как следствию к проявлению агрессии в разных её формах. Также можно предположить что, у подростков с высоким уровнем вербального интеллекта агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой.

    Следовательно,  проанализировав полученные результаты, нами был сделан вывод о  том, что выдвинутая в начале  исследования гипотеза доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 11 до 16 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности, совершенствуются познавательные способности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.

    Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.

    Формирование нового уровня самосознания подростков основано на возникновении и развитии теоретического мышления в процессе учебной деятельности. Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, приводит к возникновению внутренней рефлексии; обращенность на внутренние основания своих действий и поступков — создает предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью.

   В процессе нашего  исследования мы выявили и  доказали взаимосвязь уровня  вербального интеллекта и агрессивности  у подростков. Так как в подростковом  возрасте у ребенка уже достаточно хорошо сформировано представление об окружающей действительности и его интеллект также  достаточно развит,  то в период кризиса попытки надавить на него приводят к проявлению агрессивности.

Таким образом гипотеза взаимосвязи уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология: Учебник для вузов. 2-е  изд.─ Спб.: Питер, 2007. ─ 320 с.: ил ─ (Серия «Учебник нового века»).

2.  Дружинин В.Н. Психология  общих способностей. 3-е изд. –  СПб.: Питер, 2008.- 368 с.: ил.

3. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.: ил. – (Серия « Мастера психологии»).

Информация о работе Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков