Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание

Задача установления уровня интеллекта является одной из главных в психологии с самого момента появления этой науки. Именно интеллектуальные показатели человека позволили охарактеризовать его моральные и психические качества. Установление качественных и количественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………..6
1.1 Понятие интеллекта и его виды…………………………………………….6
1.2 Изучение проблемы агрессивности в психологии……………………….10
1.3 Особенности вербального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………….15
ВЫВОД………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………….20
2.1 Изучение уровня вербального интеллекта у подростков………………..20
2.2 Изучение уровня агрессивности у подростков…………………………...23
2.3 Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………

Работа состоит из  1 файл

Nesteruk_Irina_DP-31_Nabroski_kursavoy.docx

— 76.92 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Тема нашего  исследования «Взаимосвязь уровня  вербального интеллекта и агрессивности  у подростков». 

     В настоящее время, благодаря трудам А. Бине, В. Штерна,  Л. Полани, Ж. Пиаже, М.А. Холодой, М. К. Акимова, В. Н. Дружинина, Р. Стернберга и других ученых, психологов  проблему интеллекта можно отнести к числу наиболее подробно исследованных в психологии.

     Задача установления уровня интеллекта является одной из главных в психологии с самого момента появления этой науки. Именно интеллектуальные показатели человека позволили охарактеризовать его моральные и психические качества. Установление качественных и  количественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.

     Термин интеллект часто используется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Также интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В этом случае интеллект фактически сравнивается со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самым существенным для человеческого интеллекта является то, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым давая возможность творчески преобразовывать действительность.

     Проблема агрессии, также стала одной из самых популярных тем в мировой психологии. Рост теоретического интереса к изучению детской и подростковой агрессии обусловлен тем, что кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом агрессии. Это тем более актуально, что изменение нашего общества, связано с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.

 

     Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, СВ. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, О.Ю Михайлова, А.А. Реан, Е.В. Романин, СЕ. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.).

     Проблема агрессивности подростков рассматривается в разных контекстах, в частности, повышения их психосоциальной адаптивности (Е.В. Ольшанская, В.А. Троек). Внимание именно к подростковому возрасту связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для личности в течение всей его дальнейшей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н.Таран). Агрессивность изучается как объект педагогической диагностической оценки (С.Ф. Сироткин). Но, несмотря на обширные экспериментальные данные, в современной науке по этим темам, взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности мало разработана.

     Недостаточная  изученность данной проблемы  послужила предпосылкой проведения  данного исследования.

Объект исследования –  дети подросткового возраста.

Предмет исследования –  взаимосвязь уровня вербального  интеллекта и агрессивности у  подростков.

Цель исследования – выявить  характер и содержание связей между  уровнем вербального интеллекта и агрессивности у подростков.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  обзор определений понятий «интеллект»,  «вербальный интеллект», «агрессия», "агрессивность", "агрессивное  поведение". 

2. Проанализировать особенности  развития интеллекта и агрессивности  в подростковом возрасте.

3.Выявить взаимосвязь  уровня вербального интеллекта  и агрессивности у подростков.

4. Провести экспериментальное  изучение интеллекта и агрессивности   у подростков и обработать  их результаты.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между вербальным интеллектом и агрессивностью у исследуемых нами подростков. Повышение уровня вербального интеллекта ведет за собой повышение уровня агрессивности.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ  литературы;

2. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной);

3.  ШТУР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

    1. Понятие интеллекта и его виды

     Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п. [7, С. 42].

     Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу тождествен ему. Это значение термина было воспринято и средневековой схоластикой (интеллект как божественный интеллект и т.п.). При этом в противоположность «разуму» (ratio) термин «интеллект» употреблялся в схоластике для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей). [7, C. 8].

     В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: интеллект (нем. Verstand – «рассудок») - как способность образования понятий, а «разум» (нем. Vernunft) - как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка и разума; первый в качестве способности к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего «разумного», конкретно-диалектического понимания [2, C. 76].

     С конца XIX в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определенной системы их статистической обработки в факторном анализе. В этом случае говорят о таком понятии, как «коэффициент интеллектуальности».

     Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращенно IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемый на основе различных тестовых методик.

     Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903). Для каждого возрастного, исчисляемого в годах, периода уровень достигнутых знаний и умений полагался равным 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии. Сам термин введен австрийским психологом В. Штерном в 1911. С помощью показателя коэффициента интеллектуальности (IQ) в США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности учащихся, проводятся социолого-психологические обследования.[11, C. 89].

     Термин «интеллект», помимо своего научного значения, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Когда говорят об интеллекте как о некоторой способности, то, в первую очередь, опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Вопросами изучения интеллекта занимались такие ученые как А. Бине, В. Штерн,  Л. Полани, Ж. Пиаже, М.А. Холодая, М. К. Акимова, В. Н. Дружинин и другие. [13, C. 106].

     В настоящее время существует как минимум три трактовки интеллекта:

1. Биологическая трактовка:  «способность сознательно приспосабливаться  к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка:  «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный принцип,  сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». Согласно этому, интеллект — это совокупность тех или иных умственных способностей человека.

     Интеллект человека определяет совокупность познавательных процессов. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к существующим обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). [14, C. 132].

     Векслер давал такую трактовку интеллекта, «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов согласны с этим определением интеллекта, который рассматривается,  как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

     Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному из видов приобретения знаний.  Но на взгляд большинства других  авторов, приобретение знаний (ассимиляция по Ж.Пиаже) выступает лишь служебным моментом по отношению к применению знаний при решении жизненной задачи. С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема «трансфера»-переноса «знаний-операций» из одной, уже решённой задачи,  на другую.

     Р. Стернберг, впервые предпринял попытку определения, что такое интеллект на  уровне описания поведения. В качестве метода он избрал факторный анализ суждений экспертов. В конечном счете, выделились три формы интеллектуального поведения: 1)  вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное, умение анализировать, строить гипотезы и оперировать ими),  2) способность решать проблемы, 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей). [4, C.92].

     Если следовать  отдельным теориям, у человека  можно выявить десятки разновидностей  интеллекта. Несложно выявить то, что не все они относятся  к левому полушарию, кроме них существуют даже мозжечковые.

    Интеллект подразделяется на несколько видов:

1. Вербальный интеллект; 2. Логический интеллект; 3. Пространственный  интеллект; 4. Физический интеллект; 5. Музыкальный интеллект; 6. Социальный интеллект; 7. Эмоциональный интеллект; 8. Духовный интеллект; 9. Творческий интеллект. [10, C. 32.].

Рассмотрим более подробно, что же такое вербальный интеллект.

    Оксфордский толковый  словарь психологии дает следующее  определение: Вербальный интеллект - это способность разговаривать, владеть языком, расширять словарный запас, умение заниматься теоретическими рассуждениями, анализировать. Умение хорошо понимать и использовать речь является важным компонентом успеха в любой жизненной ситуации.

Вербальный интеллект  представляет собой способность  человека мастерски оперировать  языком, то есть лингвистические навыки. Каждый из нас одарен этим даром  в большей или меньшей степени, так как вербальный интеллект  приходится использовать человеку практически во всех сферах жизнедеятельности. Речь, письмо, чтение все эти способности находятся во власти вербального интеллекта. Его самое интенсивное развитие происходит в раннем возрасте, когда начинается процесс познания окружающего мира.

 Профессиональные психологи  и специалисты в области работы  мозга утверждают, что вербальный  интеллект напрямую связан с  положением человека в обществе, с его карьерным ростом, а также  с социальным интеллектом. Развивать  и совершенствовать навыки вербального  интеллекта возможно в любом  возрасте. Коммуникабельность и умение быстро находить общий язык со всеми окружающими, изучение иностранных языков, скорость чтения, обширный словарный запас, и многие другие навыки имеют прямое отношение к уровню вербального интеллекта. [6, C.143.].

     Таким образом,  интеллект - это способность мышления, рационального познания. Изучением понятия интеллекта и его развития занимались множество как зарубежных психологов А. Бине, В. Штерн,  Л. Полани, Ж. Пиаже, С. Спирмен, З. Фрейд, Р. Стернберг, так и отечественных психологов М.А. Холодая, М. К. Акимова, В. Н. Дружинин, Л.С. Выготский и другие.  Они выдвинули большое колличество трактовок понятия, теорий  интеллекта, выделили виды интеллекта, формы интеллектального поведения, разработали методы колличественной оценки уровня интеллекта, так называемый коэффициент интеллектуальности. Согластно разным теориям, у человека можно выявить десятки разновидностей интеллекта.

    Так как, темой нашего исследования  является взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков, то главный упор мы сделаем на рассмотрении такого вида интеллекта как, вербальный. Вербальный интеллект - это способность разговаривать, владеть языком, расширять словарный запас, умение заниматься теоретическими рассуждениями, анализировать. Профессиональные психологи и специалисты в области работы мозга утверждают, что вербальный интеллект напрямую связан с положением человека в обществе, с его карьерным ростом, а также с социальным интеллектом.

 

 

 

 

1.2 Изучение проблемы агрессивности в психологии

    Вся история  человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой  частью жизни личности и общества. В переводе с латинского языка  «агрессия» означает «нападение»  В настоящее время термин «агрессия»  употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и  с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками  (например, расовыми предубеждениями)  и деструктивными действиями.

     По своей  внутренней сути и внешним  проявлениям агрессию можно рассматривать  как поведенческое проявление. Поведение, с точки зрения одного из крупных необихевиористов Кларка Халла, начинается со стимула из вне или из состояния потребности и заканчивается реакцией. Но основной детерминантой поведения Халл считал потребность, вызывающую активность организма, его поведение. Агрессивность, по его мнению, стала благоприобретенной формой поведения. Она определяется тем, что человек стремиться добиться максимального преимущества для себя среди себе подобных. Когнитивные модели агрессии акцентируют эмоциональные и познавательные процессы в проявлении агрессивного поведения.

Информация о работе Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков