Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание

Задача установления уровня интеллекта является одной из главных в психологии с самого момента появления этой науки. Именно интеллектуальные показатели человека позволили охарактеризовать его моральные и психические качества. Установление качественных и количественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………..6
1.1 Понятие интеллекта и его виды…………………………………………….6
1.2 Изучение проблемы агрессивности в психологии……………………….10
1.3 Особенности вербального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………….15
ВЫВОД………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………….20
2.1 Изучение уровня вербального интеллекта у подростков………………..20
2.2 Изучение уровня агрессивности у подростков…………………………...23
2.3 Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………

Работа состоит из  1 файл

Nesteruk_Irina_DP-31_Nabroski_kursavoy.docx

— 76.92 Кб (Скачать документ)

     Говоря о подростковом возрасте необходимо отметить и кризис, который преодолевает ребенок в денный период. В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.

     Кризис подросткового возраста проходит в несколько стадий. Фельдштейн Д. И. выделяет две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная.

     Негативная фаза – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям со взрослыми. То есть подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние, детские отношения с ним и навязывает новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).

     Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать постепенно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и выяснять, где именно и как можно расширить его самостоятельность и права, а одновременно и повысить требования к нему, увеличить его ответственность.

    Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов ( как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь) [33].

   Интеллектуализация  как средство психологической  защиты состоит в погружении  в абстрактные, философские вопросы  и восприятие их как предметов  непосредственного интереса часто  отражают личное, глубоко затаенное  чувство беспокойства. Надо отметить, что непродуктивность воображения  в сочетании со сверхценными  идеями - возможный признак вялотекущей  шизофрении. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и безусловно положительный момент - подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т.д.

    Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса.   

    Таким образом,  на современном этапе границы  подросткового возраста примерно  совпадают с обучением детей  в средних классах от 11-12 лет  до 15-16 лет. Выготский Л. С. описывает  данный возрастной период как  собой переход от зависимого  детства к самостоятельной и  ответственной взрослости. Центральными новообразованиями в данном возрастном периоде, по мнению Абрамовой Г.С. является чувство взрослости - отношение к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Кризис подросткового возраста проходит в несколько стадий. Фельдштейн Д. И. выделяет две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ:

1.Интеллект - способность мышления, рационального познания.

2.Изучением понятия интеллекта и его развития занимались множество как зарубежных психологов А. Бине, В. Штерн,  Л. Полани, Ж. Пиаже, С. Спирмен, З. Фрейд, Р. Стернберг,  так и отечественных психологов М.А. Холодая, М. К. Акимова, В. Н. Дружинин, Л.С. Выготский и другие.

3.Вербальный интеллект - это способность разговаривать, владеть языком, расширять словарный запас, умение заниматься теоретическими рассуждениями, анализировать.

4.Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.

5.Среди наиболее популярных теорий агрессии можно выделить следующие: теория влечений З. Фрейда, фрустрационная теория Д. Долларда и Дж. Миллера, теория катарсиса и теория пускового раздражителя Л. Берковитца.

6.Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, эгоцентризм,  преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

7.Исследований взаимосвязи уровня вербального интеллекта и агрессивности агрессии у подростков обнаружено не было, поэтому это определяет проведение нами эмпирического исследования взаимосвязи вербального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.

ГЛАВА 2

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО  ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

 

2.1.  Изучение  уровня вербального интеллекта  у подростков

    Исследование  проводилось на базе ГУО «СОШ  №15» г. Барановичи. В исследовании  принимало участие 30 учеников 7-ых и 8-ых классов.

      Для выявления уровня вербального интеллекта у подростков был использован школьный тест умственного развития (ШТУР).

   Школьный тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 7-9-ых классов. ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых включает в себя от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды».

    Два первых  субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

     Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Результаты исследования среди детей подросткового возраста в количестве 30 учеников отображены в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

После проведения школьного  теста умственного развития были получены следующие результаты, отображенные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Сводная таблица  результатов, полученных при проведении ШТУР

Уровни, количество человек

Осве-домлен-ность 1

Осве-домлен-ность 2

Аналогии

Классифи-кации

Обобще-ния

Числовые ряды

Высокий

7

12

15

13

11

12

Средний

7

9

4

7

5

5

Низкий

16

9

11

10

14

13

Сумма

30

30

30

30

30

30


 

     Из таблицы 2.1 следует, что низкие результаты по субтесту «Осведомленность 1» получили 16 (53%) испытуемых, на среднем уровне находятся 7 (23%) и, следовательно, на высоком тоже 7 (23%) подростков. Подростки с высокими показателями субтеста1 хорошо ориентируются и используют в своей пассивной и активной речи общественно-политические термины и понятия.

     Из результатов субтеста «Осведомленность 2», мы видим, что высокие показатели получили 12 (40%) подростков, на среднем и низком уровнях находятся по 9 человек и это 60% испытуемых. Подростки получившие высокие результаты по субтесту2, хорошо ориентируются в научно-культурных терминах и понятиях, и используют их в своей, как в активной так и пассивной речи.

    Результаты субтеста «Аналогии» распределились следующим образом, на высоком уровне – 15 (50%), среднем – 4 (13%), низком – 11 (37%) испытуемых. Подростки, показавшие высокие результаты по субтесту3, умеют правильно устанавливать аналогии между терминами,  родовыми и видовыми понятиями, частью и целым, функциональными отношениями и т.д.

     Анализ субтеста «Классификации», показал, что на низком уровне находятся 10 (33%) испытуемых, 7 (23%) имеют средние показатели уровня интеллекта, и большая половина опрошенных имеют высокие показатели, а именно 13 (43%). Высокие показатели субтеста4 свидетельствуют о том, что эти дети легко и правильно оперируют конкретными и абстрактными понятиями.

     По результатам  субтеста «Обобщения» на высоком уровне находятся 11 (37%), среднем – 5 (17%), низком – 14 (47%) испытуемых. Высокие показатели этого субтеста свидетельствуют о том, что у подростка хорошо развито логическое мышление.

Из результатов субтеста «Числовые ряды» мы можем заметить, что высокий уровень занимают 12 (40%) подростков, средний – 5 (17%), низкий – 13 (43%).  Высокие показатели свидетельствуют о том, что подростки хорошо владеют нахождением правил построения числового ряда.

Далее мы сделали обобщенный анализ показателей уровней интеллекта и получили следующие результаты (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Количественные и качественные показатели уровня интеллекта

Уровни

Кол-во человек в %

Кол-во человек

Высокий

16,7

6

Средний

53,3

16

Низкий

26,7

8


 

    Таким образом из таблицы  2.2 следует, что высокие показатели интеллектуального развития получили 6 (16,7%) подростков, средние – 15 (50%) и низкие 8 (26,6%). Следовательно, мы можем заметить, что большая часть испытуемых имеют средний уровень интеллекта. Подростки имеющие средний уровень интеллекта в достаточной мере владеют общественно-политическими, научно-культурными терминами и понятиями, у них на достаточном уровне развито как словестно-логическое, абстрактное так и конкретное мышление, также эти подростки имеют достаточные знания в области математики. Испытуемые с низким уровнем интеллектуального развития хуже оперируют этими терминами и понятиями. Большую трудность для многих из них составил субтест «Числовые ряды» - одним из них либо не хватило времени на этот тест, либо ответы были неправильные. 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

2.1. Изучение уровня  агрессивности у подростков

    Исследование агрессии младших подростков мы проводили с использованием опросника Басса-Дарки - одной из наиболее популярных методик для исследования агрессии. Этот опросник был разработан в 60-х годах и основной задачей, стоящей перед авторами, была постановка вопросов таким образом, чтобы на ответы испытуемых не влияли их защитные механизмы (социальное одобрение или неодобрение). Вопросы опросника сформулированы так, что изначально предполагается наличие агрессивных тенденций в структуре личности, а также некоторая оправданность агрессивных действий.

    Выбранная нами  методика диагностики агрессивных  проявлений состоит из 75 утверждений,  на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2.  Косвенная агрессия  – под этим термином понимают  как агрессию, которая окольными  путями направлена на другое  лицо, так и агрессию, которая  ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в  крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению  – готовность к проявлению  при малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционная  мера поведения, обычно направленная  против авторитета или руководства;  это поведение может нарастать  от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся законов и обычаев.

Информация о работе Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков