Взаимосвязь темперамента и характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, понятия «темперамент» и «характер» так же не тождественны. К тому же если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую очередь следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью. Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера индивида, а так же выявление индивидуально-психологических свойств учащихся.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕМПЕРАМЕНТ
2.1 Общее понятие о темпераменте
2.2 Физиологическая основа темперамента
2.3 Психологическая характеристика темпераментов
2.4 Темперамент и личность
3. ХАРАКТЕР
3.1 Общее понятие о характере
3.2 Физиологические основы характера
3.3 Типическое и индивидуальное в характере
3.4 Черты характера
3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания
4.ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1.Изучение индивидуальных свойств темперамента учащихся
4.2 Выявление индивидуальных свойств темперамента учащихся
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.ПРИЛОЖЕНИЕ
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяТемперамент и характер.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

 

2.4. Темперамент и личность. 
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным. 

 

3. ХАРАКТЕР 
3.1. Общее понятие о характере. 
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.9 
3.2. Физиологические основы характера. 
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. 

 

3.3. Типическое и индивидуальное  в характере. 
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера. 

 

3.4. Черты характера. 
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". 10Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности"11. В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. 
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость. 

 

3.5.Формирование характера у детей и пути его воспитания. 
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. 
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. 
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. 
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. 
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса. 
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.12 
Каковы же пути воспитания характера? 
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. 
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. 
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи. 
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. 
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.13 
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера  
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. 
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. 
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. 
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.14 

 

  4.Выявление  связи индивидуально-психологических свойств темперамента учащихся (тревожность, ригидность, экстраверсия) на основе проведенных исследований. 
 
Цель исследования: Выявить связь индивидуально-психологических свойств 
темперамента учащихся и их проявление на уроках. 
 
Задачи исследования: 
1) Изучить индивидуальные свойства темперамента (тревожность, 
ригидность, экстраверсию) учащихся. 
2) Выявить связь индивидуальных свойств темперамента учащегося; дать 
характеристику поведенческих проявлений на уроках учащихся с ярко 
выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстраверсии. 
 
4.1 Изучение индивидуальных свойств темперамента (тревожность, 
ригидность, экстраверсия) учащихся. 
 
Для выявления индивидуальных психических свойств темперамента учащихся 
проведено исследование методом анкетирования в 5-м классе, т к. три 
человека имеют по "шкале искренности" сумму менее 3-х баллов, что 
показывает их необъективность, то для интерпретации данных изучения 
темперамента эти ответы не учитывались. Таким образом, учитывая 
объективность и степень выраженности свойств темперамента согласно 
данной таблице: 
 
Свойства темперамента Балл Степень выраженности Балл Свойства 
темперамента 
Тревожность 9 – 10 Высокая 1 – 2 Нетревожность 
Ригидность 9 – 10 Высокая 0 – 1 Пластичность

Экстраверсия 7 - 8 Средняя 2 - 3 Интроверсия 
получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 
человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 9 человек, интровертов - 5. 
Ригидность отчетливо проявляется у 3 человек, пластичность выражена у 3 
учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень 
выраженности тревожности и ригидности. 
 
Таким образом, проведя исследование и изучив индивидуальные свойства 
темперамента учеников данной группы, замечено, что такое свойство как 
экстравертированность преобладает в данном коллективе. В процессе 
наблюдения за данными учениками действительно замечено, что для них 
характерна направленность во вне. Они общительны, инициативны, имеют 
много друзей. Всегда окружены одноклассниками, легко могут "завести" 
других, развеселить. 
 

 

4.2 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента учащихся. 
Изучив индивидуальные свойства темперамента учащихся, выявим связь этихсвойств. Взяв за основу симптомокомплекс экстравертированности и 
интровертированности, наблюдали как эти свойства взаимосвязаны с 
тревожностью и ригидностью. 
Учитывая степень выраженности свойств и беря коэффициент 6, как 
показатель высокой степени выраженности данного свойства, получены 
следующие взаимодействия: 
Экстраверт Интроверт Амбриверт  
+Т Р - +Т Р- +Т Р - 
Чеботарев Брагина Комисарова Груздова - 1 чел. 2 чел. 1 чел. 
Экстраверт Интроверт Амбриверт * - Т Р+ - Т Р+ -Т Р+ 
Золотарев Деркачева Шаймергенов - 2 чел. 1 чел. 
Экстраверт Интроверт Амбриверт * - Т Р - -Т Р - -Т Р - 
Васьковский Малыгин Юшкова Дугина Фролов Сидорова Сороченко-  
4 чел. 1 чел. 2 чел.

Экстраверт Интроверт Амбриверт  
+Т Р+ +Т Р+ +Т Р+ 
Попырина Умрихина Сиготская Фадеева - 2 чел. 1 чел. 1 чел.

Экстраверты, имеющие  высокую степень тревожности  и низкую степень 
ригидности – 1; экстраверты, имеющие низкую степень тревожности, но 
высокую ригидность – 2; экстраверты, которые нетревожны и пластичны. - 
4; экстраверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 2. 
Интроверты, высоко тревожные, но не ригидные – 2; интроверты не 
тревожные с высокой ригидностью - 1; интроверты не тревожные и 
пластичные - 1; интроверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 
1.Амбриверты тревожные, но пластичные - 1; амбриверты не тревожные, но 
ригидные – нет2; амбриверты не тревожные и не ригидные - 2; амбриверты, 
у которых высокая степень тревожности и ригидности - 1. 
Таким образом, обнаружено, что в данной группе испытуемых у учащихся 
наблюдаются такие взаимосвязи индивидуальных свойств: 
экстраверсия - не тревожность - пластичность; 
интроверсия - тревожность - пластичность; 
амбриверсия - не тревожность - пластичность. 
Согласно учению Павлова о типах Высшей Нервной Деятельности, существуют те или иные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Они характеризуют тип ВИД людей и являются физиологической основой темпераментов. 
Существует также связь между типом ВИД и типом темперамента. Каждое из 
свойств нервной системы влияет на разные стороны темперамента, а каждая 
из динамических особенностей активности, эмоциональности, моторики, 
зависит не просто от свойства нервной системы, но и типа нервной системы 
в целом. 
Согласно теории такое свойство темперамента как экстраверсия, 
сочетается, как правило, с не тревожностью и нерегидностью 
(пластичностью). Данные этого исследования полностью подтверждают эту 
научную концепцию и совпадают с ней. Данная группа экстраверсия - не 
тревожность - пластичность (или по Павлову сильные - уравновешенные - 
подвижные) соответствует сангвинистическому темпераменту. Эти люди с 
заметной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие 
события, стремящиеся к частой смене впечатлений, сравнительно легко 
переживающие свои неудачи и неприятности, живые, подвижные, с выраженной мимикой и движениями. 

 

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует

отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и характера