Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – взаимосвязь изучения характера и темперамента в структуре личности. Объектом является структура личности, предметом – взаимосвязь темперамента и характера.
Задачи:
1)дать определение понятиям темперамента, характера и личности.
2)выявить взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.
3)рассмотреть основные методы экспериментального исследования взаимосвязи темперамента и характера в структуре личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие темперамента, характера и структуры личности в психологии……………………………………………………………………….......5
§ 1. Подходы структуры личности и отдельных ее компонентов…………5
§ 2.Проблема темперамента в психологии………………………………...10
§ 3. Изучение характера в психологии, и ее взаимосвязи с другими
компонентами………………………………………………………………..27
Вывод по 1 главе………………………………………………………….....39
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи темперамента и характера в
структуре личности………………………………………………………….41
§ 1. Подходы к изучению структуры личности, и отдельных ее
компонентов………………………………………………………………….41
§ 2. Программы исследования взаимосвязи темперамента и характера…48
Вывод по 2 главе…………………………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………………………54
Список использованной литературы……………………………………………...56

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

Бивариантный

Клинический

Мультивариантный

Научная строгость,  контролируемые эксперименты

Интуиция

Научная строгость, объективный  и количественный анализ

Внимание к небольшому числу переменных

Рассмотрение множества  переменных

Рассмотрение множества  переменных

Игнорирование важных явлений

Изучение важных явлений

Изучение важных явлений

Упрощение, фрагментарность

Интерес к целостным  жизненным событиям и к сложным  паттернам поведения (к целостной  личности)

Интерес к целостным  жизненным событиям сложным паттернам  поведения (к целостной личности)


 

 

 

 

 

Проведенный нами анализ литературы, показал, что исследования Кэттэла коснулись почти всех параметров. Кэттэл был главной движущей силой в разработке новых мультивариантных методов. Что бы развивать исследования дальше, Кэттэл основал в 60-е годы Общество мультивариантных  экспериментальных исследований.

Олпорт и Кэттэл могут  считаться самыми представительными  теоретиками в области психологии черт. В то же время они сами существенно  отличаются друг от друга своими подходами  к исследованиям и своими взглядами.

Помимо расхождения в методологии и количестве черт, эти теоретики отличаются и своими подходами к мотивации.

И НЕКОНЕЦ, ОЛПОРТ БЫЛ ЯРОСТНЫМ КРИТИКОМ ПСИХОАНАЛИЗА, ТОГДА КАК КЭТТЭЛ БЫЛ НЕ СТОЛЬ  КОТИГОРИЧЕН.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА

Как характер,  так темперамент  зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент закреплен генетически, то характер формируется на  протяжении всей жизни человека.

Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент обуславливает лишь динамические особенности поведения индивида ( уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и д.р.), в то время как характер определяет осознание поступки людей в соответствии с их морально – этическими и нравственными ценностями,  социальными нормами, потребностями и интересами.            (3)

 Каждый тип темперамента  имеет свои достоинства. Характерологические  черты, в наибольшей степени свойственны тем или иным темпераментам, при определенных условиях могут провялятся достаточно ярко, при других условиях – в незначительной степени. Соотношение различных типов темперамента у одного и того же индивида можно определить, например , с  помощью теста  «формула темперамента».

Таким образом, отнести  конкретного человека к тому или  ному типу темперамента можно лишь условно, определив, какие характерологические  особенности в наибольшей степени  присущи индивиду.   Например холерику очень трудно, особенно в начале, заниматься деятельностью, требующей плавных движений, так как его природные особенности противоположены требуемым качествам. Такую работу лучше поручить обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием «внешнего торможения ». Отличаясь высокой чувствительностью (не свойственной холерикам), меланхолик в привычной обстоновке может успешно и качественно выполнять монотонную работу требующих плавных, размеренных движений и постоянного контроля над качественными характеристиками технологических процессов сошлемся на американского психолога Айзенка, который предложил методику определения темперамента конкретного индивидуума, на основе обработке психологического теста.

На рис.1 изображены шкалы  определения темперамента человека:

  • горизонтальная шкала (от 0 – крайняя левая точка – до 24 – правая крайняя точка)шкала эмоциональной восприимчивости – характеризует уровень общительности человека;
  • 2 и менее балла – глубокий интроверт – крайне необщительный, замкнутый,
  • 10 и менее, до 2 – х, баллов – интроверт, необщительный, замкнутый
  • 11 – 13 баллов – средний уровень общительности, человека не угнетает ни отсутствие общения, ни его избыток
  • 14 и более баллов – экстраверт, общительный
  • Вертикальная шкала – шкала нейротизма (тревожности), характеризует эмоциональную устойчивости – неустойчивости человеческой психики
  • Норма – 11 – 13 баллов – личность в меру эмоционально устойчива. Раздражители воспринимаются адекватно: надо – тревожится, не надо – не тревожится;
  • 10 и менее баллов – эмоционально неустойчивая личность, тревожится всегда, даже когда не нужно тревожить;
  • 14 и более балов – эмоционально устойчивый человек вплоть, до эмоциональной холодности.

Сочетание показателей  личности человека, по результатам  психологических тестов по методике Айзенка, и характеризует тип темперамента индивидуума: 

 

 

Меланхолик

Флегматик

Холерик

Сангвиник

         

Шкала

Н>12

Н<12

Н>12

Н<12

         
 

Э<12

Э<12

Э>12

Э>12




 

 

Рис.2 «Шкалы определения  темперамента человека»

Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

Также существует методика на «Исследование силы нервной системы». Целью данного исследования, является определение типа нервной системы при помощи темпинг – теста. Данную методику мы проводили в студенческой группе. На первом этапе испытуемым предложили поставить карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу испытуемые должны переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой. На втором этапе испытуемые должны взять карандаши в левую руку и проставить точки на новом бланке левой рукой.

Цель обработки результатов  – определить характер работоспособности  испытуемого во время выполнения задания темпинг – теста. Для этого студентам необходимо было подсчитать количество точек, расставленных за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланков, и записать результаты в виде таблицы.

Затем испытуемым, необходимо построить графики работоспособности отдельно для правой и левой руки. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате

При анализе результатов  студенческой группы мы сначала сапостовляем графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев по характеру они одинаковы у правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, и у левшей наоборот.

Важно сравнить силу нервной  системы с особенностями темперамента испытуемого на этом основании можно дать диагноз работоспособности и придумать рекомендации по ее повышению.

Изучение и диагностика характера

 методами  В.С.Ивашкина

При дифференциальном, компонентом  подходит к изучению характера рассматривают  как целостную организованную совокупность черт. Так как их число велико, то эти черты объединяют в синтетические, с помощью которых можно достаточно полно написать существенные особенности характера любого человека

Для изучения характера  школьника с ним проводится беседа, в которой экспериментатор добивается правильного понимания ребенком сущности характера в соответствии с определением. Далее даются понятия «черты характера» и содержательные определения семи синтетических черт выбранных для рассмотрения. После усвоения этих определений испытуемому дается карточка, содержащая перечень выбранных черт и их определении:

 

 

Черта характера 

оценки

Моральная зрелость – доброта, тактичность, человеколюбие, коллективизм, интернационализм, трудолюбие, честность.

Полнота – разнообразие стремлений, увлечений, деятельности. Внутреннее богатство и активность

Цельность – единство, согласованность, непротиворечивость психологического склада. Единство слова и дела.

Определенность – устойчивость поведения в соответствии с сложившимся убеждением, ценностям и направленности личности

Сила – энергичность, страстность, увлеченность, настойчивость, упорство в достижении цели и преодолении препятствий на пути к ним.

Твердость – последовательность и непреклонность в сознательном отстаивании принципов,  взглядов и принятых решений

Уравновешенность  – оптимальное соотношение активности и сдержанности, в деятельности и общении

 

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ: В данной главе особое внимание мы уделили теории черт разработанные Гордоном У.Олпортом; пятифакторной теории Ганса Ю.Айзенка; факторно – аналитический подход Раймонда П.Кэттэлла. Олпакт считал, что черты являются базовыми единицами личности черты можно охарактеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью, диапазоном ситуации. Олпорт разделил черты на кардинальные, центральные и вторичные. Так же Олпорт известен концепцией функциональной автономии. Теория Г.Айзенка.В разработке методов измерения и классификации черт Айзенк опирался на статистическую технику факторного анализа. Теория личности Айзенка тесна связана с его теорией психопатологии и изменениях поведения. И наконец третий факторный аналитический подход Кэттола. Он различает три метода изучения личности; бивариантный, мультивариантный, клинический.

Так же мы уделили особое внимание психодиогнастическим методикам, а именно методика определения темперамента конкретного индивидуама методика на «исследование нервной системы» так же «изучение и диагностика характера методамиВ.С.Ивашкина».

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Затем преподаватель предлагает испытуемым задание: «На линиях расположенных правее каждой черты характера, поставьте вертикальную черточку так, чтобы расстояние от ее начала до поставленной черточки показывало, насколико сформирована у вас соответствующая черта характера. Имейте в виду, что полная длина всей линии соответствует высшему уровню развития соответствующей черты характера. Затем отметьте крестиком на той же линии; до какого уровня надеетесь развить его у себя к моменту окончания школы. Проделайте то же самое по каждой черте характера, включенной в список».

Затем испытуемые измеряют в миллиметрах длины отрезков и выразят оценки черт характера  в числовой форме. Строят индивидуальные профили актуального (по штрихам) и  желаемого (по крестикам) уровней сформированности черт характера. И наконец, проводят содержательный анализ полученных данных. [22]

Таким образом, мы приходим к общему выводу о том, что темперамент  и характер взаимосвязаны. Темперамент  и характер зависят от физиологических  особенности личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Характер и темперамент  человека определяют типичные реакции  на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент обуславливает лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер определяет осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными ценностями, социальными нормами, потребностями и интересами.

В настоящее время  диагностические методики все шире входят в нашу повседневную жизнь. Мы рассмотрим несколько методик:

  1. Определение темперамента (Айзенк).
  2. Исследование силы нервной системы.
  3. Изучение и диагностика характера методами В. С. Ивашкина.

Данные методики –  более простые, но также являются надежными и достоверными инструментами  изучения тех или иных особенностей психологии человека, которые вполне могут применять и непрофессионалы  для самопроверки. При этом не нужно забывать, что ни одна методика или даже несколько их не решат проблему познания себя, своих способностей и возможностей. Они только помогут лучше узнать самого себя, дадут систему определенных ориентиров, которые позволяют представить некоторые основные черты образа себя и в случае необходимости, корректировать их.

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности