Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – взаимосвязь изучения характера и темперамента в структуре личности. Объектом является структура личности, предметом – взаимосвязь темперамента и характера.
Задачи:
1)дать определение понятиям темперамента, характера и личности.
2)выявить взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.
3)рассмотреть основные методы экспериментального исследования взаимосвязи темперамента и характера в структуре личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие темперамента, характера и структуры личности в психологии……………………………………………………………………….......5
§ 1. Подходы структуры личности и отдельных ее компонентов…………5
§ 2.Проблема темперамента в психологии………………………………...10
§ 3. Изучение характера в психологии, и ее взаимосвязи с другими
компонентами………………………………………………………………..27
Вывод по 1 главе………………………………………………………….....39
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи темперамента и характера в
структуре личности………………………………………………………….41
§ 1. Подходы к изучению структуры личности, и отдельных ее
компонентов………………………………………………………………….41
§ 2. Программы исследования взаимосвязи темперамента и характера…48
Вывод по 2 главе…………………………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………………………54
Список использованной литературы……………………………………………...56

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

Следует отметить что  все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть – до половины всех людей.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что  он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует  искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для  становления характера можно  считать возраст от двух – трех до девяти – десяти лет, когда дети много и активно общаются как  с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, и готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются, безграничным доверием ребенка имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.  

Весьма важны для  становления характера ребенка  стиль общения взрослых друг с  другом, а также способ обращения  взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, особенно матери, с ребенком. То, как действует мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется семьей.

Раньше других в характере  человека закладываются такие черты, как  доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположенные им качества -  эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера, уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни определяется  тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются  в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в  раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и допустимых им видах домашнего труда. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку  (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющихся в отношении к людям. Этому способствует сферы общения ребенка  с окружающими. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает поддержку в школе, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течении всей жизни.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в  ранней юности формируются базовые  нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что, происходит с ним в дальнейшем, почти не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школе.

Следует отметить, что  характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективным обстоятельством жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться и видоизменятся. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которое вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством  формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие  задачи в работе, настойчиво добивающихся их решение, преодолевающие все стоящие  на своем пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль над выполнением намеченного. Поэтому , мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируются в деятельности.       (14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ  №1: Понятие темперамента и характера в структуре личности играют важную роль. Различают статистическую и динамическую структуры личности. Выделяют следующие составляющие в структуре личности:

  • Всеобщие свойства психики
  • Социально – специфические особенности
  • Индивидуально – неповторимые свойства психики

Различают 4 основных вида темперамента:

  • Сангвинический
  • Флегматический
  • Холерический
  • Меланхолический

Из четырех типов  темперамента обычно выделяют следующие  основные свойства темперамента:

  • Реактивность
  • Активность
  • Соотношение реактивности и активности
  • Экстраверсия
  • Интроверсия

Личность и темперамент  связаны между собой таким  образом, что темперамент выступает  в качестве основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. От темперамента зависят такие свойства личности как:

  • Впечатлительность
  • Эмоциональность
  • Импульсивность
  • Тревожность

В общей структуре  личности характер занимает центральное  место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его  познавательные процессы:

  • Восприятие
  • Внимание
  • Воображение
  • Мышление
  • Память

Эмоциональная жизнь  человека находится под прямым влиянием характера. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА №2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ.

 

§ Подходы к изучению структуры личности, и отдельных ее компонентов.

 

В этом параграфе, который  посвящен теории черт, мы рассмотрим  точки зрения  разных авторов. Давайте  оставим вопрос о том, кто главный  автор теории черт, и вместо этого рассмотрим сущность данной позиции как токовой. Сущностью является, что люди обладают некими общими предрасположениями реагировать определенным образом, которые назвали чертами. Другими словами, людей можно описать, с точки зрения  вероятности того, что они бу3дут действовать, чувствовать, думать определенным образом,  например, что они будут вести себя дружелюбно, или чувствовать себя нервозно и беспокойно, или думать в основном об действительной стороне проекта или идей. Людям с сильно выраженными тенденциями вести себя именно так можно приписать высокие оценки по этим чертам, например, высокие оценки по черте экстраверсия или нервозность, тогда как люди , для которых подобное поведение менее характерно соответственно  получат низкие оценки по этим чертам.

Теоретики единодушны в  том, что человеческое поведение  и личность могут быть ориентированы  иерархически. Приведем иллюстрацию  такой иерархической  точки зрения  из работ Айзенка. (рис№2). Айзенк предполагает, что на самом нижнем и простейшем уровне поведение может, рассматривается как набор специфических реакций. Тем не менее некоторые из этих  реакций связаны друг с другом и формируют более общие привычки.  Какие то привычки имеют тенденцию провялятся совместно, формируя черты. Например индивиды, которые предпочитают общаться с людьми, нежели читать книги, обычно получают удовольствие от пребывания на оживленных вечеринках, а так же, эти две привычки группируются вместе в рамках такой черты, как общительность.


Диаграмма иерархической   организации личности.

 

На еще более высоком  уровне организации различные черты  сами могут, сочетается друг с другом и формировать то, что Айзенк назвал вторичными факторами -  факторами  более высокого порядка, или суперфакторами.

Теории черт говорят  о том, что людям свойственны  широкие обобщенные предрасположенности  реагировать определенным способом и что личность организована иерархически.

ТЕОРИЯ ЧЕРТ РАЗРАБОТАНАЯ ГОРДОНОМ У.ОЛПОРТОМ.

Первая публикация Олпорта  была посвящена чертам как важному аспекту теории личности. Олпорт считал, что черты являются базовыми единицами личности. Черты представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных случаях и в разное время. Черты можно характеризовать 3 свойствами – частотой, интенсивностью  и диапазоном ситуаций.

ВИДЫ ЧЕРТ:

  1. Кардинальные (выражает диспозицию, столь выдающуюся и всепроникающую в жизнь человека, что фактически в каждом действии можно проследить  человеку, черте, которая фактически все воспринимает в черно – белых, стереотипичных тонах).
  2. центральные (выражают диспозиции, которые покрывают более ограниченный спектр ситуаций, которые покрывают более ограниченный спектр ситуаций по сравнению с кардинальными чертами.).
  3. вторичные  (представляют собой диспозиции, которые наименее заметны, обобщены и согласованны).

Надо заметить, что  Олпорт, объяснил, почему человек не ведет себя одинаково всегда и  всюду, понимал всю важность ситуации. Он писал : « …черты вызываются одной ситуацией и не вызываются другой». Например, можно описать что даже самые агрессивные люди изменят свое поведение, если  ситуация стимулирует неагрессивное поведение. Черта выражает, то что человек обычно делает во многих ситуациях, а не то , что он обязательно сделает в данной конкретной ситуации. Для понимания поведения необходимо для объяснения согласованности поведения, тогда как признание роли ситуации необходимо для объяснения его вариативности.

Смысл  концепции функциональной автономии заключается в том, что хотя мотивы взрослых людей могут проистекать из детской мотивации, направленной на уменьшение напряжения, взрослый человек вырастает из них и становится независимым от стремления к снижению напряжения, характерного для раннего детского возраста. Деятельность, которая начинается ради того, что бы заработать на жизнь, потом доставляет удовольствие уже сама по себе и становится самооценкой. То что когда то  было внешним и инструментальным, становится внутренним и необходимым.

Деятельность, которая когда то служила для удовлетворения влечения или какой то простой потребности, теперь служит сама себе, или в более широком смысле,  работает на Я-образ  человека.

Олпорт подчеркивал  ценность идеографического исследования, или глубокого изучения индивида с целью узнать побольше о его жизни в целом.

В  идеографическом  исследовании можно применять и  одинаковые для всех людей методы измерения, но в этом случае оценки индивида по одному параметру сравнивать с его же оценками по другим параметрам, а не с оценками  других людей.

Приведенный нами анализ литературы показал, что идея уникальности личности Олпорта, привела к предположению, что у каждого человека есть такие  уникальные черты, которые не поддаются  научному изучению.  Идеографический  подход к исследованию оказался важным, и в последнее время он вновь приобретает популярность. Однако акцент Олпорта на уникальных чертах был интерпретирован в том смысле, что наука о личности невозможна, что привело в результате к возникновению существенного противоречия, не способствавшего продвижению этой исследовательской области.

 

Рассмотрим  подход Раймонда Б. Кэттэла.

Кэттэл различает 3 метода изучения личности:

1.бивариантный (эксперимент,  который в физических науках, включает две переменные независимую, которой манипулирует экспериментатор, и зависимую, которая измеряется, что бы наблюдать результат экспериментальных манипуляций.)

2.мультивариантный  (изучает  взаимосвязи множества переменных  одновременно. Боле того, исследователь  не манипулирует переменными. Вместо этого экспериментатор позволяет жизни поставить эксперимент и затем применить  статистический метод, чтобы извлечь значимые параметры и вскрыть причинные связи.)

3.клинический(Исследователь  может изучать значимое для  человека поведение в естественных условиях и искать закономерности в функционировании всего организма в целом)

 

 

Описание Кэттэлом бивариантного, клинического и мультивариантного  методов исследования личности.

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности