Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Работа состоит из  1 файл

Кур Раб по психодиагностике.doc

— 586.00 Кб (Скачать документ)

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1 
 

    Влияние родителей на развитие ребенка очень  велико. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Будучи  членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    Казалось  бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих  детей, в выборе форм и методов  родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались  перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Жестокое отношение к детям  сегодня превратилось в обычное  явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения  в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.  
 
 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К  ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 
 

2.1 Описание исследования 
 

     Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.

     Задачи:

  1. Организовать и провести психологическое исследование;
  2. Сформулировать выводы по практической части.

     Методы исследования:

  1. Опросник  АСВ («Анализ семейных взаимоотношений»), автор Э. Г. Эйдемиллер.
  2. Методика СОП («Склонность к отклоняющемуся поведению»), автор А.Н. Орел.
  3. 16-ти факторный опросник Кеттелла (форма С: фактор С «эмоциональная устойчивость»).
  4. Метод ранговой корреляция Ч. Спирмена.

Для исследования были отобраны 8 семей, воспитывающих  подростков.

Из них 4 семьи, которые воспитывают девочек  и 4 семьи мальчиков. 
 
 
 
 

Таблица 2.1

Описание  выборки.

Ф.И.О ребенка Возраст Пол   Ф.И.О

родителя

Возраст Пол
1 Вика Л. 14 Ж Ольга Л. 35 Ж
2 Алена К. 16 Ж Татьяна К. 37 Ж
3 Даша С. 15 Ж Татьяна С. 40 Ж
4 Валерия А. 14 Ж Анна А. 36 Ж
5 Павел Н. 15 М Тамара Н. 36 Ж
6 Стас М. 14 М Оксана М. 37 Ж
7 Дима М. 14 М Юлия М. 34 Ж
8 Максим Г. 16 М Марина Г. 38 Ж

 

Чтобы определить стиль воспитания ребенка в семье использовалась методика АСВ (анализ семейных взаимоотношений).Родителям предоставлялся опросник, состоящий из 130 утверждений и бланк ответов (см. Приложение №1). Для определения склонности к депрессивности подростков были использованы методики: СОП (склонность к отклоняющемуся поведению), состоящий из 98 вопросов для мальчиков и 108 вопросов для девочек, а также бланк ответов (см. Приложение №2); шкала С 16-факторного опросника Кеттелла, проверяющая «эмоциональную стабильность - нестабильность». Опросник состоял из 6 вопросов, также с предоставлением бланка ответов (см. Приложение №3). 
 
 
 
 

2.2 Результаты исследования 
 
 

В таблице  2 представлены данные по методике АСВ. (см. Приложение №4) По результатам этих данных можно сказать, что:

        1. Уровень протекции в воспитании.

Речь  идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при  воспитании ребенка. Наблюдаются два  уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

По шкале  Г+ (гиперпротекция) 25 % родителей крайне много времени, сил и внимания уделяют ребенку, и воспитание его стало центральным делом их жизни. У остальных 75% родителей данная тенденция не выражена.

По шкале  Г- (гипопротекция) у всех родителей, то есть 100%, данный стиль отсутствует.

        1. Степень удовлетворения потребностей ребенка.

Речь  идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего  в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

По шкале  У+ (потворствование) для 37% родителей желание ребенка для них – закон, то есть родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его.

Шкала У- (игнорирование потребностей). У  всех родителей данная тенденция отсутствует.

  1. Количество и качество требований к ребенку в семье.

Требования  к ребенку – неотъемлемая часть  воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к  ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.

По шкале  Т+(завышенные требования к ребенку) 12,5 % , то есть один родитель, предъявляет очень высокие требования к ребенку, которые не соответствуют его возможностям и не содействуют полноценному развитию личности.

Недостаточность требований(шкала Т-) наблюдается  у трех родителей(37,5 % выборки). В  этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

По шкале  З+ (чрезмерность запретов) 25 % родителей  практикуют данный стиль воспитания. Это означает что, в этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Остальные 75% родителей практикуют противоположный  стиль, то есть недостаточность запретов (шкала З-). В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

По шкале  С+(применение чрезмерных наказаний  к ребенку)  к все родителей данные не соответствуют диагностическому значению (4), то есть если наказания и применяются, то в меру.

По шкале  С-(недостаточность санкций)  62,5 % родителей не применяют наказания  к ребенку, либо применяют, но редко. Предпочитают поощрения, т.к. сомневаются в результативности наказаний.

Также, исходя из данных таблицы, можно сделать  вывод о том, что в двух семьях(25%) присутствует  один из типов негармоничного воспитания(см. Приложение №1). А именно потворствующая гиперпротекция (сочетание  черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.  

Теперь  рассмотрим более подробно методику СОП (склонность к отклоняющемуся поведению). Данная методика диагносцирует готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Включает в себя 7 шкал (как для женского, так и для мужского пола) и 8 шкала для девочек, направленная на принятие женской роли. Данные представлены в Т-баллах (таблица 3), а также в сырах баллах. (см. Приложение №5, таблица 3) 
 

Таблица 3

Результаты  в Т-баллах по методике СОП .

Имя Ф.

Ребенка- Родителя

Шкалы
1 2 3 4 5 6 7 8

(жен)

1 Максим - Марина Г. 55 34 37 43 29 37 34 -
2 Павел – Тамара Н. 50 50 46 56 48 40 46 -
3 Стас - Оксана М. 58 53 46 32 53 48 50 -
4 Дима - Юлия М. 50 69 55 48 39 40 57 -
5 Даша – Татьяна  С. 54 75 57 47 42 55 60 56
6 Лера – 

Анна А.

74 51 34 47 34 36 35 58
7 Вика-

Ольга Л.

50 60 60 70 53 48 65 47
8 Алена-

Татьяна К.

54 60 47 32 40 41 45 58

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков