Взаимосвязь представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 03:56, дипломная работа

Описание

целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.
Задачи:
-Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.
-Раскрыть сущность и структуру мотивации к достижению, а также сущность представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.
-Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации к достижению с успешностью и ее основными критериями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 6
1.1. ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 6
1.2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ. 10
1.3. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 28
2.1. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 33
2.3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 36
2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа состоит из  1 файл

Шмаль О.В..doc

— 620.50 Кб (Скачать документ)

     Анализ  литературных источников показал, что направленность на успех - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей. Согласно устоявшимся представлениям, уровень успешности зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, познавательных способностей, уровня самоосознания, уровня притязаний, уверенности в себе и способностей к самоутверждению.

     С внешней стороны критерии успешности – это материальное и социальное благополучие человека. Внутренний критерий успешности – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности. Итак, начальное изучение проблемы успешности привело к выводу, что есть два основных типа успешных людей: делающие акцент на внешний успех (люди карьеры и славы) и ориентирующиеся больше на внутреннее состояние.

     К внешним критериям можно отнести  видимые достижения человека:

- материальное  благополучие;

- признание  и известность в профессиональных кругах;

- общественное  признание (награды, звания);

- доступ  к финансовым ресурсам для  реализации своих идей и планов;

- хорошее  здоровье, физическая привлекательность.

     Внутренние  критерии:

- удовлетворенность  своей жизнью (работой, семьей, материальным положением, отношениями и т.д.);

- творческая  реализация личности;

- надличностная  реализация (внесение творческого  вклада в культуру, искусство,  в развитие общества);

- ощущение  своей нужности и способности  помогать другим людям, удовлетворять  их потребности,

     Безусловно, главный критерий – чувство удовлетворенности  своей жизнью.

     Данные  исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.

     У человека есть два разных мотива, функционально  связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Некоторые исследователи считают, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач

     Нами  было предположено наличие взаимосвязи  представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения. Основываясь на наблюдениях, мы предположили, что чем выше уровень мотивации у мужчины или у женщины, тем уровень успешности будет выше; при этом существуют различия в мотивации и успешности мужчин и женщин.

     В связи с этим было проведено широкое исследование, направленное на изучение мотивации мужчин и женщин, на изучение их представлений об успешности, а также взаимосвязи этих двух понятий. Далее были сделаны различные выводы.

     Таким образом, мы вывили, что, по мнению, как мужчин, так и женщин, женская успешность выражается в наличии семьи, хорошего мужа и счастливых детей. Но при этом женщины выделяют карьеру и расширение сферы ответственности как показатель успешности. Таким образом, женское представление о женской успешности является более широким понятием, чем просто реализация её общепринятой социальной роли.

       Мужская успешность и мужчинами,  и женщинами связывается с  достижениями в профессиональном  плане, успешной карьерой, высоким  доходом, а в некоторых случаях и с наличием женщины рядом. Мужчины же, по большей части указывали показателем успешности наличие не просто женщины, а любимой жены, детей и наличие уютного дома.

     Мужчины мотивированны на успех сильнее, чем женщины. Причём, как показывает анкетирование – критерии успеха преимущественно внешние.

     При этом показатели потребности в успехе примерно на одном уровне, хоть мужчины  имеют в 8% случаев высокую потребность  в успехе. Женские показатели имеют  лишь низкую и среднюю потребность  в успехе.

     У женщин и мужчин может быть одинаковая по силе мотивация, и потребность в успехе, только критерии успешности у них разные и, соответственно, мотивы и способы достижения существенно отличаются. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Алексеев  Н. М. На пути к философии успеха / Вести. - 2003. - № 5. - с. 13-21.
  2. Аристотель О душе. Сочинения в 4-х т. / Аристотель Т.1 - М., 1975. - 567 с.
  3. Аронов, А. А. Творчество: факторы успешности (Учен. Записки Московского Государственного Университета культуры и искусств / А. А. Аронов. вып 25, М., 2003 - с. 131 -146.
  4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности В. Г. Асеев. - М., 2003. -348 с.
  5. Асмолов, А. Г. О моделях успеха в эволюции цивилизаций. Этика успеха, / Вопросы психологии. - 2003, № 4. - с. 9-15.
  6. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А. В. Батаршев. - М.: Владос, 2000. - 256 с.
  7. Бодалев, А. А Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М., 1982.
  8. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы .- Москва: Институт психологии РАН,2006.-622 с.
  9. Бодров, В. А., Ложкин, Г. В., Плющ, А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности. / Психологический журнал. - 2001, том 22, №2. - c.90-100.
  10. Божович, Л. И. Что такое воля / Семья и школа, 2000. -№1. - c. 25-28.
  11. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М., 200 1. - 245 с.
  12. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова Р.-на-Д., 1999. -265 с.
  13. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. - М., 1950. - 358 с.
  14. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / M. И. Еникеев. - М., 2003. – 359 с.
  15. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого - педагогического исследования: учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 206. - (Высшее профессиональное образование).
  16. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник М., 1982. – 92 с.
  17. Зеленский, В. А. Аналитическая психология / В. А. Зеленский. - СПб., 2003. – 223 с.
  18. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / Вопросы психологии. 2009. , № 10. – с. 23-32.
  19. Изард К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.,2000 – 282 с.
  20. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб., 2003. - 321 с.
  21. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: 2003. - 544 с.
  22. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб., 2000. - 224 с.
  23. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
  24. Карелин, А. А. Снег на листьях или психотехнология успеха / А. А. Карелин. - М., 2000. - 347 с.
  25. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / Вопросы психологии. - 2004.- №2. – С.128-135
  26. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», / Н. И. Конюхов. - Воронеж,1999. – 194 с.
  27. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1985. - 348 c.
  28. Кэлвин, Х. С., Линдсей, Г. Теории личности / Х. С. Кэлвин, Г. Линдсей. – М., 2004. – 458 с.
  29. Леонтьев, Д. А. Личность: Человек в мире и мир в человеке / Вопросы психологии. – 1988. – № 3 – с.48-55.
  30. Мак – Клелланд ,Д. Мотивация человека / Д. Мак-Клелланд. –СПб., - 2007. – 325 с.
  31. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: 2003. – 234 c.
  32. Маслоу, А. Теория человеческой мотивации / А. Маслоу. – СПб.: 1999. -218 с.
  33. Материалы VIII Международной конференции по мотивации / Психологический журнал. – 2003.том 24, № 3. – с. 125-127.
  34. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / Психологический журнал. – 2002, том 23, № 6. – с. 5-17.
  35. Немов, P. С. Психология: Учебное пособие для вузов / Р. С. Немов. – М., 2003. – 456 с.
  36. Нюттен, Ж.. Мотивация, действие и перспектива будущего /б Ж. Ньюттен. - М.:2004. - 256 с.
  37. Обуховский, К. П. Галактика потребностей / К. П. Обуховский. – СПб., 2003. – 456 с.
  38. Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда / Мир психологии.-2005.-№ 1.-С.170-178.
  39. Паркер, Э. Сент-Джон Стратегемы жизни, или законы собственного «Я», М.: Рипол-Классик, 2002. – 456 с.
  40. Педагогический словарь. М., 1960. Электронный ресурс www.pedagogic.ru
  41. Психологические тесты / Под ред. А. А. Корелина: в 2-х т. Т.1. – М., 2001. – 321 с.
  42. Психология личности / Хрестоматия в двух томах. – Самара, 1999. – 346 с.
  43. Психология. Учебник / Под ред. Крылова А.А. – М., 2001. – 346 с.
  44. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Райкрофт. – СПб., 2001. – 542 с.
  45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2002. – 568 c.
  46. Свияш А. Проект-Человечество. Успех или неудача / А. Свияш. – Спб.: Питер, 2002. – 345 с.
  47. Свияш, А. Что мешает вам быть богатым / Свияш А. – М., 2002. – 420 с.
  48. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб., 2002. – 347 с.
  49. Синельников, В. Г. Путь к богатству / В. Г. Синельников. – М., Центрполиграф, 2007. – 238 с.
  50. Смирнов С.Д. Секреты хорошей и плохой учебы студентов. / Психология в ВУЗе. – 2003, №4. – с. 3-22.
  51. Смирнов, Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии / Вопросы психологии. – 2003, №3. – с.64-70.
  52. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо . - М., 2002. – 446 с.
  53. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Учебник для Вузов / Л. Д. Столяренко. – М., 2001. – 345 с.
  54. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопелью. - М., 2000. – 168 с.
  55. Фресс, П., Пиаже, Ж. Оптимум мотивации. Экспериментальная психология. – М., 1975, вып.5. С.119-125.
  56. Хвостов, А. А. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях / Развитие личности. – 2003, №3. – с.111-119.
  57. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х, Хекхаузен. Спб.: Смысл, 2-е изд., 2003. – 860 с.
  58. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность /Х. Хекхаузен. – СПб., 2003. – 456 с.
  59. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб., 2001. – 239 с.
  60. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / К. С. Линдсей. - М.,2000. – 139 с.
  61. Шапкин, С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов / Психологический журнал. – 2001, № 3. – с 56-67.
  62. Шапкин, С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация / Психологический журнал. – 2000, том 21, №2. – с.113-127.
  63. Электронный ресурс Интернет-словарь «Википедия».

 

Приложение

Приложение 1

  1. Тест «Мотивация к успеху»

  Вам будет предложен 41 вопрос , на каждый из которых следует ответить «да» или «нет». Ответы рекомендуем записать на листе бумаги: 1— да. 2 — нет. 3 — да и т.д. Время на тест — 15 минут. 

Вопрос Да Нет
1. Когда имеется выбор между  двумя вариантами, лучше сделать  быстрее первый, а второй отложить  на определенное время    
2. Я  легко раздражаюсь, когда замечаю,  что не могу на все 100% выполнять  задание    
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту    
4. Когда  возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение  одним из последних    
5. Когда  у меня два дня подряд нет  дела, я теряю покой    
6. В  некоторые дни мои успехи ниже  средних    
7. По  отношению к себе я более  строг, чем по отношению к  другим    
8. Я  более доброжелателен, чем другие    
9. Если  я отказываюсь от трудного  задания, то потом сурово осуждаю  себя, так как знаю, что в нем  я добился бы успеха    
10. В  процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха    
11. Усердие  — это не основная моя черта    
12. Мои  достижения в труде не всегда  одинаковы    
13. Меня  больше привлекает другая работа, чем та, которой я

занят

   
14. Порицание  стимулирует меня сильнее, чем  похвала    
15. Я  знаю, что мои коллеги считают  меня дельным человеком    
16. Препятствия  делают мои решения более твердыми    
17. Я  честолюбив и амбициозен    
18. Когда  я работаю без вдохновения,  это обычно заметно    
19. При  выполнении работы я не рассчитываю  на помощь других    
20. Иногда  я откладываю то, что должен  был сделать сейчас    
21. Нужно  полагаться только на самого  себя    
22. В  жизни мало вещей более важных, чем деньги    
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю    
24. Я  менее честолюбив, чем многие  другие    
25. В  конце отпуска я обычно радуюсь,  что скоро выйду на работу    
26. Когда  я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие    
27. Мне  проще и легче общаться с  людьми, которые могу? упорно работать    
28. Когда  у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе    
29. Мне  приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим    
30. Когда  мне приходится принимать решение,  я стараюсь делать это как  можно лучше    
31. Мои  друзья иногда считают меня ленивым    
32. Мои  успехи в какой-то мере зависят  or моих коллег    
33. Бессмысленно  противодействовать воле руководи  юли    
34. Иногда  не знаешь, какую работу придется  выполнять    
35. Когда  что-то не ладится, я нетерпелив и стараюсь найти выход    
36. Обычно, я обращаю мало внимания на свои достижения    
37. Когда  я работаю вместе с другими,  моя работа дает большие результаты, чем работа других    
38. Многое, за что я берусь, я не довожу  до конца    
39. Я  завидую людям, которые не загружены работой    
40. Я  не завидую тем, кто стремится  к власти и положению    
41. Когда я уверен, что стою на  правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер    
   
 
 
 

    Ключ  к тесту

      Вы получили по 1 баллу за отпет «да» на следующие  вопросы: 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9, 10. 14, 15. 16. 17. 21. 22. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 32. 37. 41.

      Вы также  получили по баллу за ответ «пег»  на вопросы: 6. 13. 18. 20. 24. 31, 36. 38. 39. Подсчитайте  сумму набранных баллов: от 1 до 15 баллов — низкая мотивация к успеху; от 16 до 21 балла — средний уровень мотивации:

   от 22 до 27 баллов — умеренно высокий уровень  мотивации;

   от 28 до 33 баллов — высокий уровень мотивации  к успеху;

   свыше 33 баллов — завышенная оценка мотивации  к успеху. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха

(тест  Элерса)

Вам будет  предложен 22 вопроса, на каждый из которых  следует ответить «да» или «нет». Ответы рекомендуем записать на листе  бумаги: 1— да. 2 — нет. 3 — да и  т.д. Время на тест — 15 минут.

Вопрос Да Нет
1. Думаю,  что успех в жизни скорее  зависит от случая, чем от расчета    
2. Если  я лишусь любимого занятия,  жизнь для меня потеряет всякий  смысл    
3. В  любом деле для меня важнее  процесс исполнения и конечный  результат    
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми    
5. По  моему мнению, большинство людей  живут далекими, а не близкими  целями    
6. В  жизни у меня было больше  успеха, чем неудач    
7. Эмоциональные  люди мне нравятся больше, чем деятельные    
8. Даже  в обычной работе я стараюсь  усовершенствовать некоторые ее  элементы    
9. Поглощенный  мыслям»! об успехе, я могу забыть  о мерах предосторожности    
10. Мои  близкие считают меня ленивым    
11. Думаю,  что в моих неудачах повинны  скорее обстоятельства, чем я сам    
12. Терпения  во мне больше, чем способностей    
13. Мои  родители слишком строго контролировали  меня    
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает  меня часто отказываться от  своих намерений    
15. Думаю,  что я уверенный в себе человек    
16. Ради  успеха я могу рискнуть, даже  если шансы не в мою пользу    
17. Я  усердный человек    
18. Когда  все идет гладко, моя энергия  усиливается    
19. Если  бы я был журналистом, то  писал бы скорее об оригинальных  изобретениях людей, чем о происшествиях    
20. Мои  близкие люди обычно не разделяют  моих планов    
21. Мои  требования к жизни ниже, чем  у моих товарищей    
22. Мне  кажется, что настойчивости во  мне больше, чем способностей    
 
 

    Ключ к тесту.

     Каждый  из ваших ответов «да» и «нет», совпадающих с ключевым, оценивается в 1 балл. Если ответ не совпадает с ключевым, балл не присваивается. Ответы «да» на вопросы: 2. 6, 7, 8. 14, 16. 18. 19. 21. 22. Ответы «нет» на вопросы: 1. 3. 4. 5, 9, 10, И, 12, 13. 15. 17. 20. Определите сумму баллов. Затем обратитесь к таблице и сравните свои ответы с ключом теста:

     до 11 баллов — низкий уровень мотивации: от 12 до 15 баллов — средний уровень  мотивации: свыше 15 баллов — высокий уровень мотивации к успеху. 
 
 

3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач

(тест  Элерса)

Инструкция: “Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его”.

1 2 3
1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

Информация о работе Взаимосвязь представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения