Взаимосвязь представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 03:56, дипломная работа

Описание

целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.
Задачи:
-Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.
-Раскрыть сущность и структуру мотивации к достижению, а также сущность представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.
-Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации к достижению с успешностью и ее основными критериями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 6
1.1. ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 6
1.2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ. 10
1.3. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 28
2.1. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 33
2.3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 36
2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа состоит из  1 файл

Шмаль О.В..doc

— 620.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ) 

Факультет психологии, связей с общественностью, рекламы

Кафедра психологии развития личности 

                    Допустить к защите в ГАК

                    Зав. кафедрой психологии развития личности

                    д-р  мед. наук, профессор

                    ___________ М.М. Аксенов

                    «____» ___________ 20___ г. 
                     
                     
                     

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ

Шмаль Ольга  Викторовна 

                    Руководитель

                    канд. психол. наук, доцент

                    ________ Т. Г. Гадельшина 

                    Автор работы

                    _________ О. В. Шмаль 
                     
                     
                     

Томск 2011

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка. В обучающих процессах данное слово приобрело название — «успеваемость», и в смысловом толковании помимо временных характеристик отражает и качество процессов. По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность.

     Понятие «мотивация» очень тесно связано с потребностями человека, его желаниями и целями. Мотивация к достижению понимается как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и достичь определенного уровня в каком-либо деле. В данной работе мы хотим проанализировать взаимосвязь успешности и мотивации к достижению в поведении человека.

     Актуальность данной темы связана с пониманием того, что успешная, результативная деятельность и активность человека не могут быть безвольными и не мотивированными. Основными характеристиками успешности являются: способность и желание изменять имеющуюся ситуацию, способность самостоятельно принимать решения и выполнять их, рациональность, способность активизировать собственные мыслительные процессы. В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то- наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться, самосовершенствоваться и др.

     Поэтому разработка данной темы актуальна для практического применения и для психологии в целом.

     Объектом  данной работы является представления мужчин и женщин об успешности.

     Предметом – мотивация к достижению как важнейший фактор формирования представлений об успешности.

     Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.

     Задачи: 

     -Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.

     -Раскрыть  сущность и структуру мотивации  к достижению, а также сущность  представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.

     -Провести  эмпирическое исследование взаимосвязи  мотивации к достижению с успешностью  и ее основными критериями.

     Гипотеза – Существует положительная взаимосвязь между успешностью и мотивацией к достижению.

     Методическая основа исследования. В проведенном исследовании для проверки гипотезы решили применить следующие методики: методики на стремление к успеху и избегание неудачи Т. Элерса, анкетирование (с целью выяснения субъективного представления об успешности каждого респондента)

     Эмпирическая  основа исследования.

     Исследование  проводилось со взрослыми людьми, которые не были заинтересованы в  каких-то конкретных результатах (данные не использовались при оценки профессиональной пригодности и других значимых для  личности целях), поэтому мы считаем, что их самоотчеты могут являться объективными данными при исследовании мотивационной сферы личности.

     Научная новизна. В силу актуальности изучения понятия успешности, данное исследование обладает элементами научной новизны в аспекте изучения субъективного отношения к данному понятию. Кроме этого выявлены половые различия в представлениях об успешности, что может в дальнейшем положить основу в гендерных исследованиях успешности. Исследование дополняет имеющиеся в науке данные о взаимосвязи мотивации и успешности современными сведениями.

     Практическая  значимость. Результаты этих исследований могут быть полезны при прогнозировании социально-экономического развития страны в долгосрочном периоде, при формировании государственной молодёжной политики. Они могут стать ориентиром для педагогов, работающих с молодёжью, для родителей, имеющих намерение воспитать в ребёнке успешную гармоничную личность, для молодых людей, стремящихся состояться в этой жизни.

     Поняв, что есть такое успешность и механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, строить планы на будущее и претворять их в реальность. Также, мой взгляд, данная работа поможет выявить гендерные различия по отношения к успеху (что есть успех для мужчин и для женщин).

     Структура работы. Содержание данной работы изложено в двух главах на 71 страницах, использован 61 источник литературы. 
 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ

1.1. Понятие успешности в трудах отечественных и зарубежных психологов и в представлениях человека

     Исследование  успеха как одной из ведущих жизненных  ценностей человека давно занимает психологов.

       Многие исследователи называют  историю формирования ориентации  на успех концентрированным выражением  духа западной цивилизации. В  отечественной науке также рассматривались  некоторые прикладные аспекты  этой проблемы, которая волновала людей всегда и связана с социальной природой человека и проявлением его сущностного начала. В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным, при определенных условиях, как то - наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.

     Более того понятие успешности во многом формируется государством, в котором мы проживаем, то есть государство в некотором роде моделирует в нашем представлении критерии успешности, мотивирует нас быть успешными. Сейчас в СМИ, посредством различных коммуникаций активно демонстрируется нам образ успешного человека, которому естественно хочется соответствовать, и именно поэтому у нас формируется некоторая направленность на успех.

     Направленность  на успех - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей. Согласно устоявшимся представлениям, уровень успешности зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, познавательных способностей, уровня самоосознания, уровня притязаний, уверенности в себе и способностей к самоутверждению.

     Человек крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности. Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности, более фундаментальные. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться. Поэтому для понимания рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности в пище, безопасности и здоровье удовлетворены.

     Идея  успеха должна рассматриваться не как  конечная, а как идея, связанная  с парадигмой поиска эволюцией иных путей развития.

     Что является критерием успеха? У этой проблемы две стороны – внешняя и внутренняя. С внешней стороны критерии успешности – это материальное и социальное благополучие человека. Внутренний критерий успешности – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности. Итак, начальное изучение проблемы успешности привело к выводу, что есть два основных типа успешных людей: делающие акцент на внешний успех (люди карьеры и славы) и ориентирующиеся больше на внутреннее состояние.

     К внешним критериям можно отнести  видимые достижения человека:

      - материальное  благополучие;

      - признание  и известность в профессиональных  кругах;

      - общественное  признание (награды, звания);

      - доступ  к финансовым ресурсам для  реализации своих идей и планов;

      - хорошее  здоровье, физическая привлекательность.

     Внутренние  критерии:

      - удовлетворенность  своей жизнью (работой, семьей, материальным  положением, отношениями и т.д.);

      - творческая  реализация личности;

      - надличностная  реализация (внесение творческого  вклада в культуру, искусство, в развитие общества);

      - ощущение  своей нужности и способности  помогать другим людям, удовлетворять  их потребности,

     Безусловно, главный критерий – чувство удовлетворенности  своей жизнью.

     Внутренние  критерии успешности зависят от субъективной картины жизни. Субъективная картина жизни – это отражение образа жизни в его сознании. Она включает в себя представление человека о наиболее значимых событиях прошлого, настоящего и возможного будущего, а так же о связях этих событий, причинно-следственных и инструментально-целевых. Оптимальными с точки зрения успешного развития личности являются следующие показатели картины мира:

      - адекватное  осознание человеком значимости  событий;

      - их  иерархизация по реальному мотивационному  статусу (количеству причинных и целевых связей);

      - несколько  (но не на много) заниженный  психологический возраст;

      - наличие хронологически дальних (но актуальных) жизненных планов;

      - осмысленность  картины жизни.

     Изучая  современную литературу по достижению успеха, можно выявить, что ключевыми в определении успеха являются скорее не внешние критерии – карьера или финансовое благополучие, – а некие внутренние ощущения: состояние удовлетворенности и благодарности за то, что человек имеет и что его окружает, когда он доволен своей жизнью во всех ее аспектах. Процесс достижения успеха можно назвать универсальным для всех людей – есть определенный алгоритм успеха. Он основан на неизменных принципах и правилах, проверенных многими поколениями.

Информация о работе Взаимосвязь представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения