Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

курсовая познав процесс и интелл развитие.docx

— 118.25 Кб (Скачать документ)

– умения ребенка классифицировать предметы по 2-м признакам, что улучшает возрастные показатели распределения  внимания;

– навыка сравнения предметов  с образцом, которое повышает параметры  устойчивости внимания;

– умения устанавливать  связи между предметами и явлениями, что компенсирует низкий объем кратковременной  памяти;

– мнемонических приемов, которые помогают уменьшить последствия  ярко выраженной неравномерности развития мыслительных процессов;

– творческого воображения, которое компенсирует неравномерность  развития познавательных процессов  и слабое развитие речи.

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии познавательных процессов и интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность  целенаправленного применения дидактических  игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература поданной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и оценена эффективность  использования дидактических игр  в развитии интеллекта детей, т.е. все  задачи, которые были поставлены перед  нами, были решены.

В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательных процессов, что в свою очередь ведет к развитию интеллектуальных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

    1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология./ Г.С. Абрамова. - М.: Изд. центр ”Академия”, 2007. - 342 с.
    2. Абромян, Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника./Л.А. Абромян.- М., 2009.-274с.
    3. Агофонова, И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь./И.Н. Агофонова.- С-Пб., 2003.-267с.
    4. Акимова, Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков./ Н.К. Акимова.- С-Пб., 2008.-211с.
    5. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности. // Вопросы психологии.-2004.-№ 5.-С.36-40.
    6. Богусловская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры./ З.М. Богусловская.- М., 2006.-321с.
    7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. / Л.А. Венгер. - М., 2006.- 228 с.
    8. Вилькеев, Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы./Д.В. Вилькеев.- С-Пб., 2010.-310с.
    9. Веракса, Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте ./Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии».- 2002.-№ . 2.- С.24-28.
    10. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
    11. Голицин, В.Б. Познавательные процессы дошкольников./ В.Б. Голицин //Педагогика. -2008. - № 3.- С.19-21.
    12. Голицына, Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы /Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – 154с.
    13. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей /Т. Гризик.// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - С.22-24.
    14. Дружинин, В.М. Экспериментальная психология./ В.М. Дружинин.- С-Пб., 2010.-322с.
    15. Зак, З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей./З.А. Зак.- М., 2001.-215с.
    16. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста./Н.Н. Поддьяков.-М.,2006.-251с.
    17. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.- М., 1998.-348с.
    18. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. - М.: Просвещение, 2006.- 174см.
    19. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста./С.С. Степанов.- М., 2004.-258с.
    20. Тамберг, Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка./ Ю.Г. Тамберг.- С-Пб., 2008.- 263с.
    21. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов./ Л.Ф. Тихомирова. -Ярославль: Академия развития, 2007. - 227 с.
    22. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей./Л.Ф. Тихомирова.- Ярославль, 2006.-297с.
    23. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников./Е.И. Удальцова.- Минск, 2008.-198с.
    24. Фролов, А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2008. - Т.4 - 400 с.
    25. Филимонова, Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников: Игры для фантазеров: Материалы для специалиста образовательного учреждения. / Н.И. Филимонова.- Мн.: Четыре четверти, 2004. - 103 с.
    26. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта./ Л.М. Шведова.- Донецк, 2004.-245с.
    27. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума./ Г.С. Швайко.- М., 2008.-224с.
    28. Эльконин, Д.Б. Психология игры./Д.Б. Эльконин.-М.,1978.-176с.
    29. Яровая, М.Д. Познавательная активность дошкольников./М.Д. Яровая. -М., Эра. 2005.-214с.
    30. Ярош, Л.Д. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников./ Л.Д. Ярош. // Вопросы психологии. - 2010. - №11.- С.23-29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Результаты выполнения тестовых заданий детей контрольной  группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

 

Логическая классификация

Прогрессивные цветные матрицы

 

До

После

До 

После

1

2

3

18

19

2

2

3

19

21

3

1

1

24

27

4

2

4

22

25

5

3

4

13

14

6

2

2

20

21

7

4

3

24

26

8

2

2

24

27

9

3

4

19

21

10

2

3

19

22

11

1

3

22

25

12

2

2

21

25

13

2

2

28

30

14

1

2

22

26

15

1

1

14

15

16

1

2

17

17

17

2

2

21

22

18

2

3

17

21

19

1

1

22

25

20

2

2

18

24

21

1

2

16

19

22

2

3

19

21


 

 

 

Приложение Б

 

Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной  группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

Логическая классификация

Прогрессивные цветные матрицы

 

До

После

До 

После

1

1

3

21

24

2

2

4

14

15

3

2

3

15

16

4

2

4

18

19

5

3

3

21

25

6

2

3

24

26

7

1

3

22

25

8

2

3

18

20

9

3

4

19

22

10

2

3

24

28

11

4

5

22

25

12

2

3

13

16

13

3

4

20

23

14

2

3

24

26

15

1

4

24

29

16

2

2

19

22

17

2

3

19

24

18

1

2

22

26

19

1

2

21

25

20

1

3

22

27

21

2

3

14

26

22

2

3

17

29


 

 

 

 

Приложение  В

 

Упражнения и  игры для развития тонкой моторики пальцев рук

 

Комплекс №1 (гимнастический)

1. Выпрямить кисть, плотно  сомкнуть пальцы и медленно  сжимать их в кулак. Поочерёдно  выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить  на стол ладонями вниз и  поочерёдно сгибать пальцы: средний,  указательный, большой, мизинец,  безымянный. Выполнять поочерёдно  каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и  поочерёдно присоединять безымянный  палец к мизинцу, средний –  к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак  и вращать кисть в разных  направлениях. Сначала поочерёдно  каждой рукой. Затем – двумя  руками вместе.

5. Сгибать и разгибать  пальцы. Пальцы разомкнуть как  можно шире, затем сомкнуть и  так продолжать дальше. Поочерёдно  каждой рукой, затем сразу обеими.

6. Положить руки ладонями  вверх. Ребёнок поднимает по  одному пальцы сначала на одной  руке, затем на другой. Повторить  это упражнение в обратном  порядке.

7. Ладони лежат на столе.  Ребёнок поднимает пальцы сразу  обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребёнок зажимает карандаш  средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок  одной рукой пытается собрать  все карандаши (палочки). При этом  нельзя помогать другой рукой  и надо стараться брать карандаши  по одному.

10. Ребёнок зажимает карандаш  между средним и указательным  пальцами. Далее выполняется движение  так, что сначала впереди оказывается  средний палец, потом указательный.

Комплекс №2 (игры для  развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок"

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны  ладоней левой руки, прогибают  её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем  на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой – и в петушиный  гребень превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает  коготки"

Поджать подушечки пальцев  к верхней части ладони. Затем  быстро выпрямить и растопырить  пальцы.

Игра "Бег"

Указательный и средний  пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного  и безымянного пальцев.

Игра "Быстрые вращения"

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее  и быстрее.

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать  друг к другу и выпрямить –  это "заборчик".

Обе руки сжать в кулак  – это "камешки".

По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется  в медленном темпе, затем всё  быстрее и быстрее.

 


Информация о работе Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника