Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

курсовая познав процесс и интелл развитие.docx

— 118.25 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в 

формировании интеллектуальной сферы дошкольника

1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5

1.2 Развитие познавательных  процессов в дошкольном возрасте………7

Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных

 способностей дошкольников 

2.1 Методика проведения  констатирующего эксперимента…………...23

2.2 Методика проведения  формирующего эксперимента……………...32

2.3 Контрольный эксперимент,  сопоставление результатов контрольной 

и экспериментальной группы…………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..43

Список использованных источников……………………………………45

Приложение……………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема интеллектуального  развития и воспитания детей дошкольного  возраста через познавательные процессы является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.

С одной стороны, она учитывает  новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и  мышления, умственной работоспособности  и т.д.

С другой стороны, появление  детских садов с приоритетом  интеллектуального развития свидетельствует  о том, что эта проблема выходит  далеко за пределы управления качеством  процесса умственного воспитания детей, требует изменения подхода к  определению целей, принципов, методов  и содержания дидактического и психолого-педагогического  компонентов воспитательно-образовательного процесса и внедрения современных  образовательных технологий.

Степень научной разработанности  темы. В педагогике и психологии накоплен обширный научный материал, раскрывающий особенности и закономерности интеллектуального развития ребенка  в процессе обучения. Закономерностям  развития интеллекта посвящены исследования Д. Векслера, Р. Кеттела, А.Р. Лурии, К. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Ч. Спирмена, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомирова и других, особенностями  интеллектуального развития дошкольников в процессе занимались Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Л.А. Пономарёв, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова и другие.

Как показывал анализ, к  настоящему времени накоплен научный  фонд, характеризующий в той или  иной степени закономерности развития интеллектуальных способностей дошкольников в развивающей системе обучения. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными некоторые аспекты  развития интеллектуальных способностей в традиционном обучении. В игре складываются благоприятные условия для развития познавательных процессов и  интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме взаимосвязи  разных познавательных процессов  в формировании интеллектуальной  сферы дошкольника.

2. Раскрыть значение познавательных  процессов в  развитии интеллектуальной сферы дошкольника .

3. Провести диагностику  интеллекта дошкольников.

4. Оценить эффективность  использования игр в развитии  познавательных процессов и интеллектуальных способностей дошкольников.

Объект: дети дошкольного возраста.

Предмет: интеллектуальные способности дошкольников.

Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать игры на развитие познавательных способностей, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.

Методологической  основой курсовой работы является теория познания, психолого-педагогическая теория активной деятельности человека в формировании и развитии его личности.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

 

Глава 1

Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в  формировании интеллектуальной сферы  дошкольника

    1. Познавательные процессы дошкольника

В дошкольном возрасте активно  развивается сенсорная сфера. Ребенок  совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность  восприятия т е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника  представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным словесно-логическим. В начале дошкольного периода  большинство задач ребенок решает с помощью практических действий. К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление.

На фоне его бурного  развития начинает закладываться фундамент  логического мышления. Внимание ребенка  на протяжении всего дошкольного  возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. К концу  дошкольного периода ребенок  способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании  ребусов шарад, загадок и т. п. [20,с.164]

Память дошкольника имеет  следующие особенности:

1) наиболее развита образная  память, в том числе такая ее  разновидность, как эйдетическая;

2) запоминание происходит  лучше, если оно организовано  в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;

3) при постановке мнемической  задачи запоминание происходит  механически, т. е. путем повторения;

4) дошкольник с удовольствием  слушает уже слышанное ранее,  таким образом тренируя свою  память;

5) хорошо развита эмоциональная  память.

Особенности воображения  дошкольника:

1) образы воображения  легко возникают;

2) «продукты» фантазии  отличаются противоречивостью: с  одной стороны, ребенок «страшный»  реалист («Так не бывает»), с  другой – большой фантазер;

3) образы воображения  дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью  замыслов, хотя чаще всего эти  замыслы отталкиваются от уже  ранее известного (воссоздающее  воображение);

4) часто фантазии ребенка  направлены на будущее, хотя  в этих образах он очень  непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и  т. д.

В качестве средства общения  ребенок употребляет речь следующих  видов:

1) ситуативную;

2) контекстную;

3) объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним  остается недоступной, в ней много  словесных шаблонов, наречий, отсутствуют  имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая  пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у  ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

 

1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

 

Анализ научной литературы показывает, что вопросы динамики познавательного развития неразрывно связаны с проблемой сензитивных  периодов и становлением личности дошкольника. Вопрос о средствах развития познавательных процессов связан с созданием  образовательных и развивающих  программ дошкольников. Ученые и педагоги-методисты  постоянно подчеркивают различия в  развитии детей, сложность и специфику  обучения детей с разным уровнем  подготовленности. Все это привело  к тому, что акцент в исследовании закономерностей обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал.

В работах целого ряда исследователей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и  др.) было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и  сформированности. Следовательно, неравномерность  развития познавательных процессов  требует различных средств психолого-педагогического  сопровождения. Эти факты помогают нам провести анализ эффективности  таких средств. Рассмотрим исследования, показывающие варианты динамики познавательных процессов и способы их сопровождения.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых). В частности, развитие мышления Л.С. Выготский связывал с процессом изменения характера обобщения значения слова. Он считал, что «только на этапе появления понятийного мышления происходит радикальная перестройка («интеллектуализация») всех элементарных познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: восприятие фактически становится частью наглядного мышления, запоминание превращается в осмысленный логический процесс, внимание приобретает качество произвольности и т.д.». Следовательно, изменение межфункциональных связей познавательных процессов, позволяет говорить об общих изменениях в познавательной сфере ребенка-дошкольника [21,с.120].

При этом имеет значение аффект, побуждающий ребенка преодолевать трудности адаптации к социальной ситуации развития. Очевидно, что аффективное  состояние ребенка регулируется требованиями и отношениями со взрослыми  в процессе познания. Как указывал Л.С. Выготский, недоразвитие высших психических  функций происходит из-за недостаточности  средовых взаимоотношений. Если со временем оно накапливается, то тогда проявляется  эффект «педагогической запущенности». В связи с этим мы считаем, что  имеет смысл говорить переструктурировании межфункциональных связей как феномене психологической компенсации в  познавательных процессах у отдельной  категории детей. Безусловно, этот феномен  будет связан с особенностями  индивидуально-личностного развития.

А.Н. Леонтьев в своих исследованиях  изучал процесс опосредованного  запоминания у дошкольников. Результаты показали, что в среднем дошкольном возрасте опосредованное запоминание  повышает успешность запоминания, а в старшем дошкольном возрасте дети одинаково успешно запоминают и при использовании дополнительных средств, и без них. Исследователь объясняет данный факт переходом дополнительных средств запоминания во внутренний план действий, т.е. успешность непосредственного запоминания вырастает до уровня опосредованного. Этот закон, выведенный А.Н. Леонтьевым, получил название закона «параллелограмма развития». Согласно этому закону задачей нашего исследования является обучение дошкольника способам опосредования учебного материала.

А.А. Смирнов, изучая корреляции в области памяти, пришел к выводу, что с возрастом изменяются интраиндивидуальные  различия, а не интериндивидуальные. Т.е. дошкольник учится пользоваться специальными мнемическими приемами и тем самым  изменяет продуктивность запоминания. Поэтому многообразие способов запоминания  и недостаточный уровень овладения  и пользования ими обусловливает  увеличение интраиндивидуаль-ных различий в области памяти. На наш взгляд, эти данные показывают, что развитие межфункциональных связей способствует повышению продуктивности деятельности индивида в целом.

А.В. Запорожцем была выдвинута  гипотеза о том, что при усвоении общечеловеческого опыта ребенок  использует особым образом структурированные  перцептивные ориентировочные действия. Такие действия опосредуются сенсорными эталонами (образцами), принятыми в  обществе. В качестве подобных эталонов автор называет геометрические фигуры, спектр цветов, градации размеров и  т.д. Т.е. ребенок сопоставляет с эталоном свои перцептивные действия. Эта гипотеза была подтверждена в ряде исследований, проведенных под руководством Л.А. Вентера. Кроме того, на материале  отдельной психической функции - восприятия - нашел подтверждение  и закон параллелограмма развития.

Информация о работе Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника