Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

курсовая познав процесс и интелл развитие.docx

— 118.25 Кб (Скачать документ)

В игре "Угадай, что спрятано" дети учились рассуждать логически. Игра проводилась на протяжении 3 занятий. Воспитатель показывал ребёнку  набор картинок. Незаметно убирал 2 картинки так, чтобы сам он мог  их видеть, а ребёнок нет. Ребёнок  должен был отгадать, какие картинки отложены. "Положи на нижний ряд таблички картинки, которые, как ты думаешь, я  спрятала. Если отгадаешь обе картинки, то я выставлю в этом ряду 2 розовые  фишки, если угадаешь одну картинку, то получишь одну розовую фишку, другую белую, а если не угадаешь ни одной  картинки – две белые фишки". Ребёнок выкладывает в нижнем ряду таблички 2 картинки и получает соответствующие фишки. Затем ему  предлагают (не снимая картинок с нижнего  ряда) снова положить, теперь уже  во второй ряд, те картинки, которые  спрятал воспитатель. Он раздаёт  детям фишки. И так продолжается до тех пор, пока ребёнок не отгадает все картинки. Воспитатель поощряет рассуждения детей вслух. Во время  игры у детей развивается умение логически рассуждать, внимание.

В игре "Домино", которая  проводилась на протяжении трёх занятий, развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал  перед детьми карточки домино. Все  вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили "хитрые картинки"-схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.). Воспитатель  объясняла правила игры, подчёркивая, что прикладывать друг к другу  можно и одинаковые обычные картинки и подходящие для них несколько  картинок из серии "хитрые картинки". Дети берут по 5 карточек, и игра начинается. Если у кого-то из детей нет подходящей картинки, нужно брать карточки из оставшихся. Выигрывает тот, кто первым выложит все картинки. В процессе игры у детей развивается логическое мышление.

На занятиях по развитию речи неоднократно проводилась игра "Расскажи". Игра состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта  являются эпизодами из рассказов  и объединены одной темой. Таких  тем в игре пять:

1. Ёлка. 2. Красный шар. 3. Отчего  заболел Миша. 4. Письмо бабушке. 5. Бобик и домик. Первая картинка  каждого рассказа отмечена красным  кружочком с цифрой 1. Задача играющего  – подобрать в последовательном  порядке картинки-эпизоды и передать  содержание каждой из них, составив  целый рассказ. Перед началом  игры воспитатель читает какой-нибудь  рассказ, иллюстрирует его картинками, раскладывая при этом картинки  на столе в определённом порядке.  Воспитатель задаёт вопросы, предлагает  ответить на них и повторить  рассказ по картинкам самостоятельно. Когда дети познакомились с  содержанием всех рассказов и  картинок к ним, можно приступить  к игре. Воспитатель раздаёт играющим  по одной картинке – первой  в рассказе; остальные карточки  перемешиваются и складываются  стопкой на столе. Затем, снимая  со стопки по одной карточке, ведущий показывает играющим, что  изображено на ней, и спрашивает: "Кому дать эту карточку?". Каждый играющий должен посмотреть  на свою первую карточку и  определить, подходит ли к ней  картинка, показанная воспитателем. Если картинка подходит, играющий  говорит: "Мне нужна эта картинка" и,, получив её, кладёт перед собой  рядом с первой. Получив все  5 картинок, играющие должны разложить  их в последовательности и  передать по картинкам связный  рассказ. Выигрывает тот, кто  первым подберёт картинки и  составит по ним рассказ. Эта  игра направлена на интеллектуальное  развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей  устанавливать логические связи  в рассказах.

Также в начале каждого  занятия проводились специальные  упражнения на развитие мелкой моторики рук / см. приложение В /.

Во время наблюдений на прогулке активно использовались элементы ТРИЗ – игра "Хорошо-плохо", решение  противоречий, фантазирование. Так  во время наблюдения за деревьями, солнцем, дождём, ветром детям предлагалась игра "Хорошо-плохо". Дети должны были ответить что хорошего и что  плохого в деревьях, в разных природных  явлениях. Также им предлагалось пофантазировать, что было бы, если бы не было деревьев, солнца, машин и т.д. Таким образом  у детей развивалось воображение, мышление, речь.

Каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в  два-три занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в  начале или в конце занятия.

Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному  развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.

Данный эксперимент продолжался  на протяжении 6 месяцев, после проведения констатирующего эксперимента.

Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что  участники эксперимента с интересом  выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический  контакт с испытуемыми. Но для  достижения устойчивого педагогического  и психологического эффекта необходимы длительные созидательные усилия.

 

 

 

2.3 Контрольный  эксперимент, сопоставление результатов  контрольной и экспериментальной  группы

 

Для проверки эффективности  разработанной методики использования  дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников мы провели контрольный эксперимент.

Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного  применения дидактических игр уровень  интеллекта в экспериментальной  группе повысился.

Результаты опытно-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников доказали эффективность  целенаправленного применения дидактических  игр, позволяют говорить о целесообразности их дальнейшего использования в  учебно-воспитательном процессе.

При проведении тестовых испытаний  были использованы те же методики, что  и в констатирующем эксперименте, т.к для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития интеллекта дошкольников в  группе.

В таблице № 4 показаны результаты проведения теста Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека" после формирующего эксперимента.

Таблица №4 - Оценка интеллекта дошкольников по методике Гуднаф-Харриса "Нарисуй человека"

 

Показатель уровня интеллекта

Экспериментальная группа

Контрольная группа

человек

%

человек

%

высокий

12

48

10

40

средний

13

52

13

52

низкий

0

0

2

8


 

 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в экспериментальной  группе уровень интеллекта по всем показателям повысился, в то время  как в контрольной группе этот показатель изменился, но всё же в  этой группе есть дети с низким уровнем  интеллекта, а в экспериментальной  группе этот показатель равен нулю.

Рисунок 4 - Оценка уровня интеллекта дошкольников по методике Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека"

В таблице № 5 даны результаты прохождения теста "Логические классификации" после проведения формирующего эксперимента.

Таблица №5 - Оценка уровня вербальных способностей по методике "Логическая классификация"

 

Показатель уровня интеллекта

Экспериментальная группа

Контрольная группа

человек

%

человек

%

высокий

8

32

7

28

средний

17

68

16

64

низкий

0

0

2

8


 

Рисунок 5. Оценка уровня вербальных способностей по методике "Логическая классификация"

 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что средний показатель уровня интеллекта в двух группах  одинаков, но в экспериментальной  группе процент детей с высоким  показателем повысился, с низким – равен нулю. В контрольной  группе остались дети с низким показателем  уровня интеллекта.

В таблице № 6 приведены результаты проведения теста "Прогрессивные цветные матрицы"

Таблица № 6- Оценка уровня развития невербального интеллекта по методике "Прогрессивные цветные матрицы"

 

Показатель уровня интеллекта

Экспериментальная группа

Контрольная группа

человек

%

человек

%

высокий

5

20

4

16

средний

20

80

19

76

низкий

0

0

2

8


 

 

Рисунок 6 - Оценка уровня развития невербального интеллекта по методике "Прогрессивные цветные матрицы"

 

Результаты опытно-педагогической работы по целенаправленному применению дидактических игр для развития интеллекта дошкольников доказывают эффективность  проведения методики, что позволяет  говорить о целесообразности её дальнейшего  использования в учебно-воспитательном процессе.

Выводы 

Организация исследования предполагала анализ изменений, произошедших в ходе экспериментальной работы; изменений, произошедших в развитии интеллектуальных способностей дошкольников в результате проведения с ними различных дидактических  игр, направленных на развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, то есть познавательных процессов.

Для оценки интеллекта дошкольников мы применили тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека".

Для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени мы использовали методику "Логическая классификация" Лурия-Карпова.

Для оценки уровня развития общего и невербального интеллекта мы использовали методику "Прогрессивные  цветные матрицы" Дж. Равена.

Результаты проведённого психологического анализа позволили  сделать следующие выводы:

при сравнении исходного  уровня развития интеллекта у детей  экспериментальной и контрольной  группы результаты оказались сравнительно одинаковые;

после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня интеллекта детей  в экспериментальной группе, что  может быть свидетельством объективных  процессов становления и развития интеллекта детей.

Важным моментом при проведении исследования являлся выбор критериев  оценки полученных результатов. Оценка полученных результатов проводилась  согласно методическим указаниям интерпретации  результатов тестирования.

Главной целью формирующего эксперимента являлся подбор и проверка эффективности методов по развитию познавательных процессов, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей дошкольников.

Во время формирующего эксперимента была проведена работа по развитию познавательных процессов и интеллектуальных способностей детей, которая включала в себя целенаправленное использование дидактических игр на каждом занятии, использование элементов ТРИЗ при наблюдениях на прогулке, использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук.

Анализ на заключительном этапе показал следующее: при  сопоставлении результатов исследования экспериментальной и контрольной  групп было установлено, что в  первой группе испытуемых уровень интеллекта значительно повысился, что свидетельствует  об эффективности целенаправленного  использования игр по развитию познавательных процессов для развития интеллектуальных способностей дошкольников.

 

Заключение

 

Итак, проблема динамики и  средств развития познавательных процессов  дошкольника решается неоднозначно в психолого-педагогической литературе. Анализ результатов вышеперечисленных  исследований позволяет сделать  вывод о том, что возможными средствами развития познавательных процессов  у отдельной категории дошкольников являются наличие и сформированность навыков и умений, помогающих преодолеть неравномерность развития познавательных процессов и дискомфорт при обучении. В таком случае психолого-педагогическое сопровождение представляет собой  такую организацию образовательной  среды, которая позволяет реализовать  индивидуально-личностный потенциал  ребенка в конкретной социальной ситуации развития. В методическом плане такое психолого-педагогическое сопровождение включает в себя формирование:

Информация о работе Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника