Взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание» 5
1.1.1 Структура синдрома эмоционального выгорания 9
1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания 11
1.2 Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания 14
1.3 Эмоциональное выгорание в семейной жизни 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 20
2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 20
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты и их обсуждение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

       увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;

       цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям;

       малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);

       формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы,

       нет времени или энергии для социальной активности;

       уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;

       социальные контакты ограничиваются работой;

       скудные взаимоотношения с другими, как  дома, так и на работе;

       ощущение изоляции, непонимания других и другими;

       ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность.

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ.

Первый тип - так называемый "педантичный". Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе). Они часто бывают излишне привязаны к прошлому; у них основные симптомы переутомления - апатия, сонливость.

Второй тип - "демонстративный". Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости. у них переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием. В этом случае рекомендуется выпить вечером стакан теплого молока и принять успокаивающую ванну или душ.

Третий тип - "эмотивный". "Эмотики" бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди данного типа при стрессах страдают бессонницей, у них возможно появление повышенной тревожности.

Момент, когда стресс переходит в выгорание, ясно не определен.

Таким образом:

       термин "эмоциональное выгорание" впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году;

       в данной работе мы принимаем за исходное определение эмоциональное выгорание, с точки зрения В.В.Бойко;

       выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания, описанных выше.

 

1.1.1Структура синдрома эмоционального выгорания

 

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность «эмоционального выгорания» и его структуру. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, опустошенность и усталость, вызванное собственной работой, деперсонализацию — циничное отношение к труду и объектам своего труда, т. е. бесчувственное, негуманное отношение к клиентам (партнерам, заказчикам, воспитанникам и т. д.) и обесценивание профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение личной неуспешности, недовольства результатами работы[10].

Синдром «эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия. "Напряжение" - симптомы:

       неудовлетворенность собой,

       «загнанность в клетку»,

       переживание психотравмирующих ситуаций,

       тревожность и депрессия.

2-я стадия. "Резистенция" - симптомы:

       неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,

       эмоционально-нравственная дезориентация,

       расширение сферы экономии эмоций,

       редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия. "Истощение" - симптомы:

       эмоциональный дефицит,

       эмоциональная отстраненность,

       личностная отстраненность,

       психосоматические и психовегетативные нарушения[15].

Итак, В.В.Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из любой деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к партнеру, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Таким образом, можно сказать, что выделяют три фазы формирования выгорания, рассмотренные выше.

 

1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания

 

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Данный стереотип эмоционально восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних.

Обобщая исследования В.В.Бойко, Г.П.Звездиной, К.Кондо, Е.Малера, С.Маслач, В.Спиридонова, Т.В.Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у человека[15]:

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

—хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.

Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.

—дестабилизирующая организация деятельности.

Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день.

— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

—неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов.

— психологически трудный, контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей — дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. У руководителя или командира — подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслуживающего персонала — капризные и грубые клиенты. У сотрудника милиции — злостные нарушители общественного порядка.

В зависимости от статистики своих наблюдений, вы добавляете, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. На этой почве возникают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной[13].

К внутренним факторам относят:

—склонность к эмоциональной ригидности.

Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

—интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки.

—слабая мотивация эмоциональной отдача в профессиональной деятельности.

Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности[11].

Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями.

—нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности.

Многочисленные исследования данных факторов, влияющих на выгорание, не дают ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это — отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии.

Представляется интересным подход К. Маслач, который основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания. Основная идея подхода, предложенного ей, заключается в том, что «выгорание — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания». Автор выходит за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Маслач предлагает шесть сфер такого несоответствия[15]:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

Информация о работе Взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни