Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:38, реферат

Описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
Функциональные резервы организма. 5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность. 17
Психологическая саморегуляция. 17
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19
Физическое самовоспитание. 21
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.11 Кб (Скачать документ)

Выполнил: студентка  группы Э-91 

                                                                              Будченко Е. А. 

                                                         Проверил: Строганов К. С.  

Новосибирск, 2000.

План.  

План. 2 

Введение. 3 

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4 

Функциональные резервы  организма. 5 

От чего зависит  здоровье. 7 

Составляющие здорового  образа жизни студента. 7 

РЕЖИМ ТРУДА И  ОТДЫХА.. 7 

Профилактика вредных  привычек. 9 

Режим питания. 11 

Двигательная активность. 13 

Закаливание. 14 

Здоровье и окружающая среда. 16 

Наследственность. 17 

Психологическая саморегуляция. 17 

Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19 

Физическое самовоспитание. 21 

Заключение. 22 

Список используемой литературы. 23 

Введение.  

Здоровье - бесценное  достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно  решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и  укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.  

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более. 

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового  образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых  – сахарного диабета. Третьи не умеют  отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.  

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармоничное  развитие личности. Оно является важнейшей  предпосылкой к познанию окружающего  мира, к самоутверждению и счастью  человека. Активная долгая жизнь - это  важное слагаемое человеческого  фактора. 

Здоровый образ  жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий  окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое  и физическое здоровье. 

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность  каждого, человек  не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам  доводит себя до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. 

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам  творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.  

Существует много  определений этого понятия, смысл  которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению  Всемирной Организации Здравоохранения  принятому в 1948 г.:  «здоровье - это  состояние физического, духовного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов». 

С физиологической  точки зрения определяющими являются следующие формулировки:  

- индивидуальное  здоровье человека - естественное  состояние организма на фоне  отсутствия патологических сдвигов,  оптимальной связи со средой, согласованности всех функций  (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);  

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-функциональных данных  организма, адекватных окружающей  среде и обеспечивающих организму  оптимальную жизнедеятельность,  а также полноценную трудовую  жизнедеятельность;  

- индивидуальное  здоровье человека - это гармоническое  единство всевозможных обменных  процессов в организме, что  создает условия для оптимальной  жизнедеятельности всех систем  и подсистем организма (А. Д.  Адо);  

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,  физиологических, психологических  функций, трудоспособности и социальной  активности человека при максимальной  продолжительности его активной  жизни (В. П. Казначеев).  

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). 

·     Физическое здоровье - это естественное состояние  организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов  и систем. Если хорошо работают все  органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. 

·     Психическое  здоровье зависит от состояния головного  мозга, оно характеризуется уровнем  и качеством мышления, развитием  внимания и памяти, степенью эмоциональной  устойчивости, развитием волевых  качеств. 

·     Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой  социальной жизни человека, т.е. жизни  в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного  здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами  морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого  здоровья. 

  

Здоровый и духовно  развитый человек счастлив - он отлично  себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей  молодости духа и внутренней красоты.

Функциональные резервы  организма.  

  

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических  и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма  повышает резервы здоровья, создает  условия для творческого самовыражения  в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго  сохраняет молодость, продолжает созидательную  деятельность, не позволяет «душе  лениться». Академик Н. М. Амосов предложил  ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения  меры резервов организма. 

Скажем, у человека в спокойном состоянии через  легкие проходит 5-9 литров воздуха в  минуту. Некоторые высоко тренированные  спортсмены могут произвольно в  течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем  сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое  в одну минуту. Предположим, что в  покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые  резервы почек, печени. Выявляются они  с помощью различных нагрузочных  проб. 

Тогда с этой точки  зрения, здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции. 

Систему функциональных резервов организма можно разбить  на подсистемы: 

1. Биохимические  резервы (реакции обмена). 

2. Физиологические  резервы (на уровне клеток, органов,  систем органов). 

3. Психические резервы. 

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном  уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат  в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут  показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

От чего зависит  здоровье.  

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических  факторов. Считается, что вклад различных  влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской  помощи - 10%;

образ жизни - 50%.  

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:  

·  человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое  здоровье - 15%);  

·  экологический  фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);  

·  социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);  

·  медицинский  фактор - 10%.

Составляющие здорового  образа жизни студента.  

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основные элементы: рациональный режим  труда и отдыха, искоренение вредных  привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И  ОТДЫХА 

Рациональный режим  труда и отдыха - необходимый элемент  здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.  

Важно постоянно  помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие  операции протекают непрерывно, без  срывов и без необходимости «включения»  дополнительных импульсов. 

Залог успеха – в  планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут  планирует свой рабочий  день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и ничто не может  помешать. Таким образом,  студент  получает время – возможно, самое  важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно  на отдых, на самообразование, хобби  либо для внезапных или чрезвычайных дел. 

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять  за правило приходить в аудиторию  заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного  и проявляет неуважение к преподавателю. 

Для вечерних занятий  надо выбирать спокойное место –  нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы  там не было громких разговоров и  других отвлекающих факторов. Организуй  такие условия и в комнате  общежития. В период занятий не рекомендуется  включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует  и укрепляет волю. Не позволяет  откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня  на завтра и вообще в долгий ящик. 

Свет электролампочки  не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью  от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или  тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа. 

Информация о работе Здоровый образ жизни