Возрастные особенности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:39, реферат

Описание

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 4-8 классах средней школы и охватывают возраст с 10,5-11 до 14-15 лет. Фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходит на год раньше или позднее. Особенное положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: переходный, переломный, трудный, критический.

Работа состоит из  1 файл

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 23.47 Кб (Скачать документ)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПОДРОСТКОВ   

 Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в 4-8 классах  средней школы и охватывают  возраст с 10,5-11 до 14-15 лет. Фактическое  вступление в подростковый возраст  может не совпадать с переходом  в 5 класс и происходит на  год раньше или позднее. Особенное  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено  в его названиях: переходный, переломный, трудный, критический. В них  зафиксирована сложность и важность  происходящих в этом возрасте  развития, связанных с переходом  из одной эпохи жизни в другую. 
Переход от детства к возрастности составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. 
     Подросток ... Еще не взрослый, но уже не ребенок. В самом этом состоянии кроется не мало противоречий. 
     В условиях динамично развивающейся жизни серьезных изменений во всех сферах школа и семья должны перестраивать свои отношения с подростком, помогая ему преодолевать естественные трудности роста. А их довольно много. Вчера еще послушный вежливый подросток вдруг начинает проявлять грубость, резкость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее указания, требование взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти требования должны быть достаточно аргументированы и логически обоснованы (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителей и родителей нередко расходящееся с общепринятым) преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует взрослых, нередко выбивает их из колеи, приводит к конфликту с подростком. 
     Трудности в воспитании подростка в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные формы общения с детьми удачные в прошлом способы воздействия на них, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Каждый возраст требует к себе особого отношения - подростковый более других. 
     Всех подростков обычно делят на младших (10-12 лет) и старших (12-15 лет), которые хотя и имеют много общего отличаются друг от друга. 
     Остановимся на физическом развитии подростка. Прежде всего следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Интенсивность проявляется в бурном росте (у 
девочек максимум роста приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), увеличение веса, совершенствование мускульного аппарата, в процессе окостенения скелета. 
      Мы хорошо знаем каким нескладным угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием, особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические изменения: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается иногда вычурной позой, бровадой, напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию подростка угнетает мысль, что он смешен и нелеп в глазах людей поэтому все замечания о внешнем виде надо делать ребенку наедине и только в вежливой тактичной форме. Недопустимы такие замечания в присутствии товарищей, мнением которых ребенок дорожит больше, чем мнением взрослых. 
   В младшем подростковом возрасте наблюдается ярко выраженное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы, сердце увеличивается в объеме, становится сильным, а диаметр кровеносных сосудов в развитии отстает, это приводит к временным нарушениям кровообращения, повышению кровеносного давления и быстроутомляемости. 
    Повышенная утомляемость приводит к тому, что во второй половине рабочего дня дети совершают большое количество необъяснимых, с точки зрения взрослых, поступков, проявляют грубость, раздражительность. Если младший подросток в ответе на незначительное замечание, проявляет агрессивную реакцию не стоит в этот момент стремится родительской властью подавить бунт. Дайте ребенку успокоиться, а потом спокойно поговорите с ним. Иначе может возникнуть конфликт, который гораздо труднее разрешить, чем предотвратить. 
     В старшем подростковом возрасте развитие сердца и сосудов выравнивается, вместе с тем происходит конец и пресловутому малокровию мозга. Теперь на место потребности в щадящем режиме труда и отдыха приходит новая потребность в энергетической разрядке. Старший подросток поистине неутомим. Он способен нести большие нагрузки и проявляет завидную выносливость по отношению к разного рода перегрузкам. Избыток энергии влечет за собой такую особенность. Старший подросток не переносит ситуации ожидания. В таких ситуациях у многих детей наблюдаются изменения в поведении, причем изменения в худшую сторону. 
     Очень важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое вызывает появление чувства взрослости, стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений чувств, переживаний. 
Особенности физического развития сказываются на некоторой неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, частой смены настроения. Это необходимо учитывать в воспитании подростков.А теперь поговорим о некоторых особенностях формирования личности. Важнейшей характеристикой подросткового возраста является интенсивное формирование нравственного сознания, овладение морально этическими нормами поведения, возникновение жизненного идеала. Необходимо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые нам хотелось бы воспитать. Неэтичный поступок взрослого, его несправедливость, выбор неправильного средства воздействия - все это может отрицательно сказаться на развитии нравственного сознания. Наказывают, например, дома ребёнка трудом: не выполнил какое-то требование -мой пол, стирай, занимайся уроками. У ребёнка возникает отношение к труду как к чему-то неприятному. Когда же приятным наказывают? Как трудно будет потом сформировать положительное отношение к труду. Сколько сил надо будет затратить. 
    Как показали исследования, подростки хорошо понимают сущность нравственных понятий: настойчивость, скромность, гордость, но некоторые понятия они оценивают неверно. Например, очень распространена у подростков положительная оценка упрямства. Это связано с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности. Надо в ненавязчивой беседе без всякого морализирования показать ребятам, что упрямство граничит с глупостью. В этом может помочь совместное обсуждение книг, кинофильмов, жизненных фактов. Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать свои положительные и отрицательные стороны. Очень важным компонентом самосознания является самооценка. Было обнаружено, что в подавляющем большинстве случаев самооценка подростков завышена. В то же время, взрослые люди тенденцию занимать оценку возможностей подростков. Ситуация, когда взрослые недооценивают подростка с завышенной оценкой может привести к негативным формам поведения - подросток становится подозрительным, недоверчивым, нередко агрессивным. Заниженная самооценка приводит к застенчивости, неуверенности в себе, редко встречаясь в этом возрасте, она, тем не менее, может дать нежелательные последствия. Люди с заниженной самооценкой не проявляют высокой активности выбирают для себя деятельность с элементами соревнования могут высказать собственную точку зрения. 
     Родители должны стремиться к формированию у своих детей правильной самооценки, излишне не критикуя и одновременно не захваливая их, предъявляя разумную требовательность, включая посильные виды деятельности. Надо помнить о том, что чувство собственного достоинства, чести, уважения к самому себе нельзя воспитать, если человек не хозяин в своем собственном духовном мире, если нет в нем границы, которую никто не имеет право переступить. Если вы видите, что ваш ребенок неверно оценивает себя идите за советом к учителю, ищите пути формирования правильной оценки. 
     От характера самооценки зависит возникновение потребности самоусовершенствования, самовоспитания. Большинство подростков занимаются самовоспитанием, но не всегда оно систематично, не всегда выбраны удачные пути самовоспитания. 
В соответствии программы самовоспитания в выборе его путей и форм контроля за своим поведением подросткам наряду с учителями могут и родители. А контроль за самовоспитанием поощрение при победах над собой это гораздо легче сделать в семье. 
     Центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это субъективное переживание подростком отношения к самому себе как к взрослому, переживания готовности жить в мире взрослых в качестве полноправного члена этой жизни. 
     В начале подросткового возраста ребята еще не похожи на взрослых. Они еще много играют, бегают, шалят. Они непосредственно активны, настойчивы в интересах и симпатиях. Но такая внешняя картина детскости обманчива. За ней скрываются важные процессы становления нового. Подростки могут взрослеть незаметно, во многом оставаясь детьми. Сознание собственной взрослости возникает у подростков не случайно. Он чувствует общее настроение своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, физическая сила и выносливость. Подросток начинает осознавать, что его знание и умение значительно расширяются, что кое-чем он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей. Все это так, но подросток склонен переоценивать значение этих сдвигов и перемен и претендует на то, чтобы взрослые относились к нему как к равному себе. Полезное и хорошее стремление самостоятельности осложняющее чувство взрослости может привести к таким негативным формам как грубость, игнорирование требований. 
     Чувство взрослости вызывает стремление к независимости. Поэтому подростки болезненно чувствительны к оценке взрослых. Не очень остро реагируют на попытки взрослых умолить их достоинство игнорировать их взрослость. С появлением чувства взрослости связано возникновение стремления к самоутверждению, которое по разному проявляется у младших и старших подростков. 
     У младших подростков стремление к самоутверждению поведение потребности занять достойное место в коллективе. Потребность в достойном положении в коллективе столь велика, что ребята не упускаю ни одной возможности её удовлетворения. Если у ребёнка все в порядке с успеваемостью, то он не приминет воспользоваться успехами в учёбе, если он хороший спортсмен это тоже будет использовано. К сожалению для удовлетворения потребности в достойном положении младшие подростки порой прибегают и к негативным поступкам. Так уродливыми формами самоутверждения являются драчливость, упрямство, грубость, своеволие. К ним младший подросток прибегает до тех пор пока они служат целям самоутверждения. Так, например, когда упрямство рассматривается у детей как проявление мужества убеждать упрямого в том, что он стоит на ложном пути значит напрасно терять время. Если же, проявляя упрямство, ребёнок будет поставлен в смешное положение которое будет угрожать его месту в коллективе с упрямством нетрудно будет покончить. 
     Важно чтобы родители помогали детям в выборе путей самоутверждения. Строя свои взаимоотношения с младшими подростками, следует помнить, что они не адинтируются к заслуженной похвале, сколь бы часто не обращались к этому средству - учителя и родители. Разносы же, устраиваемые некоторыми взрослыми, унижают достоинство младшего подростка, подрывают его авторитет, превращают в объект насмешек. Нанося ущерб положению младшего подростка, воспитатель в какой-то мере теряет влияние на его поведение. 
     У старших подростков возникает новый вариант потребности самоутверждения, потребность в самоопределении. Это проявляется в том, что старший подросток в отличии от младшего стремиться утвердиться в собственном мнении куда в большей степени нежели во мнении окружающих. Поиск самого себя, стремление обрести свое лицо, являются собственностями возраста старших подростков. Чувство собственного достоинства проглядывает в каждом их шаге. Они бурно реагируют на ущемление своих прав, не терпят угроз в свой адрес, испытывают отвращение к поручениям. Вот почему так трудно приходится со старшими подростками. 
    Ясно, что в общении с ними следует проявлять тактичность, нужно освобождать их от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, необходимо отказаться от категорических распоряжений, приказов. С подростком нужно разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Только отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения. Интересной особенностью старшего подростка является его потребность к популярности. Подростки страстно мечтают стать знаменитыми: артистами, полководцами, спортсменами. Жажда популярности столь уж велика, что неуталенной остаться не может и если ею пренебречь в поведении старших подростков обнаруживается серия безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых сделать их авторов знаменитыми. Покончить с такими проделками довольно легко. Для этого надо способствовать удовлетворению потребности популярности. Если имя старшего подростка гремит так как он хороший пловец, нумизмат или член общества охраны памятников то вреда в том нет, а польза огромная. Такой герой меньше будет прибегать к разного рода проделкам, чтобы достигнуть той же цели. 
     Строя взаимоотношения с подростками следует помнить, что подростки очень отзывчивы на доброту, ершистый старший подросток жаждет ласки. Он готов любить каждого кто его ласкает. Добрые отношения в семье способствуют разрешению резких конфликтов. 
Наблюдения показали, что в подростковом возрасте очень проявляется потребность в общении с товарищами. Изменяется дружба детей. Теперь дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, а на почве общих интересов, увлечений, взаимного уважения, симпатий. В дружбе подростков наблюдается тесный контакт, доверительность отношений, готовность помочь друг другу, доброжелательная критика недостатков. Такая дружба способствует к взаимообогащению личности друзей, самовоспитанию и нравственному развитию. Но не всегда дружба носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов, пустого времяпровождения. Хорошо, когда родители знают друзей своих детей, проводят с ними свободные минутки, направляя активность и самостоятельность подростков в нужное русло. 
Огромное значение для подростка имеет и участие в жизни коллектива. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, привычка подчинять свой интерес, привычка подчинять свои интересы интересам коллектива. Мнение сверстников для детей теперь важнее, чем мнение родителей и учителей. Поэтому родители должны интересоваться делами коллектива, членом которого является ребёнок, по возможности помогать в их коллективных делах. 
     У старших подростков меняются отношения между мальчиками и девочками. Теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. Уодних это проявляется прямо, у других скрыто под напускным равнодушием , 
презрением к другому полу. 
    Интерес друг к другу чаще всего существует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим интересом относятся к возникающим отношениям особенно к их развитиям.  
    В 6-7 классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том кто кому нравится, хотя о собственных отношениях рассказывают только близким и друзьям.В 6 классе дружба между мальчиками и девочками возникает редко, но если она возникала, то может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Это не плохо, вообще романтические симпатии вызывают желание быть лучше, побуждают защитить, помочь. 
    Таким образом, общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Поэтому в орбиту воспитания должны входить отношения с товарищами и друзьями. 
    Многое могут сделать родители, но только в том случае, если у них здоровые, добрые отношения с детьми. 
    Старший подросток очень дорожит мнением товарищей о его родителях. He безразлично ему и как выглядят в глазах общества, пользуются признанием, уважением, не стали ли объектом обсуждения. Он хочет гордиться ими. 
    Подростки пристально присматриваются к родителям, предъявляют к ним высокие требования, очень волнуются, чтобы родители не уронили достоинство при тех или иных неблагоприятных для них обстоятельствах, боятся, что у друзей изменится к худшему мнение о родителях. Родители для установления эмоционального контакта должны убедить подростка, что ими можно гордиться. В семьях, где к прислушиванию мнения детей, считают блажью обычно не удается сохранить ни привязанности детей, ни власти над ними и помочь школе в воспитании их детей родители эти не в состоянии, хотя помощь такая нужна. Зато как гордится подросток родителями, если есть к тому основания, как стремиться подражать им, как прислушивается к каждому слову. Вот почему ни одна из таких проблем этого возраста не может быть решена, если не уделяется внимание проблеме семейного климата, если семья не помогает школе.


Информация о работе Возрастные особенности подростков